Зачем ребёнку играть в "Жмурки"?
консультация (старшая группа)

Голдобина Екатерина Геннадьевна

В статье даны рекомендации для родителей детей дошкольного возраста, в какие подвижные игры и зачем играть с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_rebyonku_igrat_v_zhmurki.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЧЕМ РЕБЁНКУ ИГРАТЬ В «ЖМУРКИ»?

В играх у детей формируется не только активный, жизнеутверждающий эмоциональный настрой, но и умение принимать решения в непредсказуемых, меняющихся ситуациях, где взаимодействуют несколько человек. Помимо этого, развивается способность принимать и соблюдать различные роли, что обеспечивает гибкость в общении, лучшее понимание собеседника, его чувств и переживаний, умение следовать общепринятым нормам и правилам. Поведение становится более уверенным, непосредственным и гибким, что позволяет ребёнку избегать ненужных конфликтов и напряжений.

У каждого ребёнка свой порог восприимчивости: одни дети хотят играть больше, другие – меньше, одни дети хотят общаться с бо́льшим количеством сверстников, другие – с меньшим.

Дети раннего и младшего дошкольного возраста могут играть со взрослыми в прятки, мяч, пятнашки. В игровые ситуации можно включить волка, Кощея, Бармалея, Змея Горыныча. Один из играющих прячется, чтобы внезапно напасть из-за угла, а другой играет роль «жертвы», которая сначала пугается, но потом себя в обиду не даёт, защищается, а то и побеждает. Затем роли меняются. Для взрослого важно умение незаметно подыгрывать детям так, чтобы они чувствовали себя победителями, утверждались в своей способности преодолевать опасности и защищаться. Особое значение это имеет в возрасте 2-3 лет, когда происходит развитие и утверждение «я». В это время завершается период наивной безоговорочной веры в сказочные персонажи и соответственно страха перед ними. Теперь у страха глаза не так велики, есть уверенность в себе и надёжности окружающего мира. Надо, чтобы родители любили детей, с пониманием относились к их чувствам и запросам, были сами примером уверенного поведения.

С 5 лет совместные игры с детьми становятся более сложными. Возрастает способность принимать и играть роли, понимать скрытый смысл происходящего, подоплёку действия. Можно разыгрывать представления, например, кукольные, располагаясь по обеим сторонам ширмы (шторы) так, чтобы видеть не друг друга, а кукол, надеваемых на руку или палец. Можно и самим изображать различных персонажей сказок, используя для этого некоторые атрибуты (щит для воина, маска страшилища, Красной Шапочки и т. д.). Выбирать сказку лучше вместе с детьми, учитывая их желания. Можно начать со сказок «Колобок», «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди».

Не стоит стараться воспроизвести в игре точный текст сказок. Большое значение имеет импровизация, изменение содержания по желанию детей. Дети роли распределяют сами. Для театрализованных игр несколько стульев превращаются в «лес», шкаф – в «дом», зеркало – во «дворец» и т. д. Дети обсуждают совместно со взрослыми декорации. Одна игра длится недолго, 15-30 мин., а приносит много удовольствия.

После драматизаций известных сказок наступает время инсценировок историй, придуманных детьми и взрослыми. Тот, кто сочиняет историю, распределяет роли. Родителям можно воспользоваться случаем и назначить ребёнка на ту роль, которая ему будет полезна.

Игра «Пятнашки». В комнате в беспорядке расставляются стулья так, чтобы между ними можно было пробежать. Обговариваем, что касаться их нельзя. Тот, кто задел, снова становится ведущим. Нельзя пятнать, протягивая руку выше стула, он считается как бы сплошным, например, колонной до потолка. Нельзя садиться на стул, объявляя себя вне игры. Запреты вносят в игру «Пятнашки» элемент организованности.

Пятнающий постоянно меняет темп передвижения от замедленных шагов до бега; внезапно поворачивается, делает обманные движения, кричит: «Догоню!», «Берегись!», «Поймаю!». Игра продолжается не более 5-10 мин. и служит эмоциональной разминкой для последующих игр.

Игра «Жмурки». Каждому из играющих завязывают по очереди глаза. Сначала ребёнок поворачивается несколько раз кругом, чтобы затруднить ориентировку, затем начинает искать. Стулья от предыдущей игры беспорядочно расставлены, поэтому ребёнок должен быть осторожным. Он двигается, вытянув вперёд руки, как бы ощупывая пространство впереди. Остальные участники игры стоят неподвижно. Перебегать запрещается, можно только приседать, изгибаться, чтобы не быть обнаруженным, но не выдавать себя шумом, учащённым дыханием или смехом. Кто обнаружен, тот уходит в заранее условленное место. Если одного из играющих долго не находят, то он может обнаружить себя (сделать шаг вперёд и громко произнести над ухом водящего: «У!» или хлопнуть в ладоши).

Если игра затягивается, и поиск ни к чему не приводит, то один из тех, кто найден, может почитать до 10. Тогда водящий начинает быстрее двигаться, следовательно, чаще натыкаться на различные предметы, что создаёт веселье. Игра заканчивается распределением призовых мест в зависимости от того, когда кого нашли.

У детей есть стремление лидировать в играх, но это нужно заслужить. Взрослые должны создать благоприятные условия для успеха, чтобы ребёнок не догадался. Большое значение для самоутверждения ребёнка, его уверенности в способности преодолевать препятствия, достигать намеченных целей имеют похвала и признание детских успехов в играх.

Игра «Прятки» проводится вечером при закрытых шторах и выключенном свете. По возможности используется всё пространство дома или квартиры. Если
куда-то прятаться нельзя, то надо об этом заранее договориться. Пока все прячутся, водящий стоит и считает до 20 или ждёт некоторое время. Свет не включается. Один из тех играющих, кого нашли, может ускорить игру, громко считая до 10. Найденные участники игры идут к двери и ждут, выражая сожаление из-за того, что их так быстро нашли. Все должны быть в роли водящего по очереди. Нельзя заставлять детей быть первыми, если они этого не хотят. Тогда следует начать с себя и, «не обнаружив» их, предложить: «А теперь давай посмотрим, может, и ты меня сможешь найти». Если ребёнок боится темноты, то сначала можно играть днём, а затем уже вечером.

Игра «Кто первый?». Играющие стоят на коленях, опёршись руками о пол и немного подавшись вперёд (как перед стартом). Проводится стартовая черта, и участник, который начинает движение раньше времени, получает замечание как за фальстарт. На расстоянии нескольких метров поставлены два стула так, чтобы между ними можно было пролезть. По очереди каждый из играющих придумывает
какое-либо сочетание из цифр, например, «3 – 7» или названий животных, например, «крокодил – лягушка», или предметов мебели, например, «стол – стул». Об этом сообщается всем играющим. Далее ребёнок, который загадал два слова, запутывает остальных, произнося полностью или частично неправильные сочетания, например, «крокодил – корова». Суть игры в том, что он может в любой момент произнести необходимые для старта «сигнальные слова» и первым двинуться, пока другие думают. Все начинают передвигаться, мешая остальным детям, и толкая друг друга. Часто это вызывает оживление, смех, эмоциональные реплики, тем более что между стульями может пролезть только один ребёнок. Выигрывает тот, кто быстрее всех вернётся к месту старта и дотронется до заранее приготовленного приза (например, конфета или игрушка).

Игра «Быстрые ответы». Участники игры стоят за одной чертой. Вся комната разделена на квадраты таким образом, чтобы при правильном ответе можно было продвинуться на небольшой шаг. Водящий, который задаёт вопросы, находится в конце комнаты, перед ним – приз для того, кто первый преодолеет все квадраты, проявив находчивость и смекалку при ответах. Отвечать можно не только правильно, но и шутливо. Ответы не должны повторяться, давать их надо быстро, в пределах счёта «один, два, три». Не менее важно, чтобы вопросы следовали непрерывно, один за другим. Поэтому сначала игру ведёт взрослый, задавая вопросы каждому из участников по очереди, например: «Как называется страна, где живут самые высокие люди на Земле?». Взрослые обычно становятся растерянными, называют наугад любые страны, а ребёнок, которому переадресовывается вопрос, может ответить: «Великания». Аналогично на вопрос: «Где живут самые маленькие люди на Земле?» будет ответ: «В Лилипутии». Примеры вопросов и ответов: «Почему лампа светит?» («Потому что она лампа»), «Почему птички поют?» («Потому что им весело»), «Почему крокодил зелёный?» («Потому что он живёт в болоте»), «Почему мороженое холодное?» («Потому что оно из холодильника») и т. д. Через несколько вопросов становится заметно, что некоторые участники игры опережают других. Особенно этому радуются дети, когда им удаётся обогнать взрослых, ищущих подходящие ответы. Ответы не должны повторяться. Приз чаще всего достаётся тем, кто даёт остроумные, оригинальные объяснения.

Что общего между этими играми? Все они направлены на активизацию эмоционального тонуса, преодоление страхов и повышение уверенности в себе. В игре все равны.

Начинать играть лучше всего с «пятнашек», за которыми в один день играют в «жмурки», в другой – в «прятки» и т. д. Важно не потерять интерес. Если игра надоела, то отложите её, пройдёт несколько месяцев, и интерес к ней появится снова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...

Консультация для родителей " Зачем ребёнку нужна игра"

Консультация для родителей " Зачем ребёнку нужна игра"...

Консультация для родителей "Зачем учить ребёнка играть в шашки и шахматы"

«Зачем учить ребенка играть в шашки и шахматы»Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время ...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Круглый стол «Зачем ребёнку нужна игра?»

Конспект родительского собрания в старшей группе. Круглый стол «Зачем ребёнку нужна игра?» Тема: «Зачем ребёнку нужна игра?»Форма проведения: Круглый стол.Цель: ...

"Играем дома.Зачем ребёнку лабиринты"(20.04.-24.04.2020)

Рекомендации  для родителей по игровой деятельности дома в формате #Сидим дома с пользой...

"Играем дома.Зачем ребёнку лабиринты"(20.04.-24.04.2020)

Рекомендации для родителей по организации игровой деятельности в формате#сидим дома с пользой...