Родительский клуб "В школу вместе"
проект (старшая группа)
Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс. Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительский клуб "В школу вместе" | 826.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь педагогу выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае.
Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс. Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.
Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические, интерактивные формы работы с родителями: клубные заседания, гостиные, тренинговые занятия и т.д.
Программа рассчитана на учебный год.
Актуальность
Проблема готовности к школе – общая «головная боль» родителей, педагогов и психологов детских садов. Практика показывает – далеко не все дети, переступающие порог школы, оказываются готовыми к новому этапу своей жизни. Школьные проблемы сына или дочери нередко застают родителей врасплох.
Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Размышления о том, как помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией - родительский клуб будущих первоклассников «В школу вместе», организованный на базе дошкольного учреждения.
Родительский клуб «В школу вместе» способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности и это позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского клуба «В школу вместе» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей старших дошкольников к активному участию в образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников, возрастаниюинтереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений. Родительский клуб «В школу вместе» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Цель программы:
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, привлечение их к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов в преемственности и согласованности подготовки дошкольников к школе.
Задачи программы:
- приобщение родителей к участию в жизни в ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;
- оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
- формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе предшкольного развития;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
- создание эффективных условий совместного сотрудничества родителей, воспитанников и специалистов во всестороннем развитии детей для успешного обучения в школе;
- приобщение родителей к участию в жизни в ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;
Ожидаемые результаты:
1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста;
2. Оптимизация детско-родительских отношений;
3. Возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
4. Рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом.
Принципы взаимодействия с родителями
1. Целенаправленность - привлечение всех родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
2. Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным материалом;
3. Дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
4. Индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
5. Сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым заданиям, получаемой информации;
6. Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
7. Доброжелательность, открытость и партнерство.
Формы работы клуба
- Беседы и дискуссии за круглым столом;
- Информационно-просветительская газета «Развиваемся вместе»;
- Журнал для подготовительной группы «Скоро в школу»;
- Анкетирование;
- Обсуждение педагогических ситуаций;
- Моделирование игровых и проблемных ситуаций;
- Практические советы и рекомендации;
- Тренинги;
- Презентации семейного опыта;
- Семинары-практикумы;
- Мастер-классы;
- Буклеты;
- Наглядная информация
.Материально-техническое оснащение
- Комплекс технических средств, включающих – мультимедийных проектор, персональный компьютер и оборудование - печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат);
- Электронное обеспечение: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронной поддержкой и мультипликационные пособия, созданные с помощью программы - презентации MicrosoftPowerPoint.
- Информационно-методическое обеспечение: литература, программы, методики.
- Наглядный и раздаточный материал.
Тематический план работы родительского клуба «В школу вместе»
№ | Содержание | Время проведения | Ответственный |
1 | Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу мы идем» | сентябрь | педагог-психолог |
Выставка детских рисунков «Как я представляю себя в школе» | сентябрь | воспитатели, педагог-психолог | |
Участие в родительских собраниях подготовительных группах (сообщение о работе родительского клуба) Анкетирование родителей «Анкета для родителей будущих первоклассников» | сентябрь | воспитатели подготовительных групп, педагог-психолог | |
Индивидуальные консультирования | в течение месяца | педагог-психолог | |
Оформление памятки-буклета: «Рекомендации для родителей, дети которых скоро пойдут в школу» | сентябрь | педагог-психолог | |
Выпуск №1 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу» | сентябрь | педагог-психолог | |
2 | Первая встреча Родительского клуба «В школу вместе» Семинар-практикум «Учимся – играя» | октябрь | педагог-психолог |
Результаты теста проведенного с дошкольниками «Хочу ли я в школу?» Результаты анкетирования родителей. | октябрь | педагог-психолог | |
Оформление стенда «От игры к учебе или кризис 7 лет». | октябрь | педагог-психолог | |
Памятка «Игры на развитие эмоциональной сферы будущего школьника» | октябрь | педагог-психолог | |
Индивидуальное консультирование | в течение месяца | педагог-психолог | |
Выпуск №2 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу» | октябрь | педагог-психолог | |
Консультация «Что такое школьная зрелость?» (проводится в формате офлайн) | октябрь | педагог-психолог | |
3 | Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу». Тема «Речевая готовность к школе, критерии речевой готовности к школе». | ноябрь | учитель-логопед |
Памятка для родителей: «Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы…». | ноябрь | учитель-логопед педагог-психолог | |
Индивидуальное консультирование | в течение месяца | педагог-психолог | |
Консультация «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики» (проводится в формате офлайн) | ноябрь | педагог-психолог | |
Выпуск №3 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу» | ноябрь | педагог-психолог | |
4 | Вторая встреча Родительского клуба Круглый стол « У порога школы» (о первых днях ребенка в школе) | декабрь | педагог-психолог |
Памятка «Как сделать адаптацию к школе безболезненной» | декабрь | педагог-психолог | |
Консультация «Как помочь будущему первокласснику адаптироваться к школе»(формат офлайн) | декабрь | педагог-психолог | |
Индивидуальное консультирование | в течение месяца | педагог-психолог | |
Выпуск №4 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу» | декабрь | педагог-психолог | |
5 | Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу». Тема: «Математическая готовность будущих первоклассников» | январь | воспитатели подготовительных групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог |
Консультация «Развиваем математические способности детей дома» (формат офлайн) | январь | учитель-дефектолог, воспитатели, педагог-психолог | |
Оформление выставки «Мама с папой тоже были первоклашками | январь | воспитатели подготовительных групп | |
Выпуск №5 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу» | январь | педагог-психолог | |
6 | Третья встреча Родительского клуба Мастер-класс по теме: «Домашняя игротека для развития памяти, внимания, речи, мышления» | февраль | педагог-психолог, учитель-логопед |
Консультация «Как помочь ребенку в овладении счетом и письмом» (формат офлайн) | февраль | воспитатели подготовительных групп | |
Индивидуальное консультирование | в течение месяца | педагог-психолог | |
Выпуск №6 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу» | февраль | педагог-психолог | |
7 | Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу». Тема: «Советы детского врача». | март | воспитатели подготовительных групп |
Консультация «Физическая готовность ребенка к школе». Памятка «Здоровье ребёнка в ваших руках» | март | инструктор по ФИЗО старшая медсестра, педагог-психолог | |
Выпуск №7 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу» | март | педагог-психолог | |
8 | Четвёртая встреча Родительского клуба. Подведение итогов работы клуба: 1.Анкетирование «Эффективность работы клуба» 2.«Как помочь ребенку в приготовлении уроков?» 3.«Оцените готовность вашего ребенка к обучению в школе». (анкета для родителей) 4.Рекомендации «10 заповедей для родителей, дети которых идут в школу». 5.Памятка-буклет: «Обязанности родителей будущих первоклассников» | апрель | педагог-психолог |
Выпуск №8 Журнала для подготовительных групп «Скоро в школу» | апрель | педагог-психолог | |
Индивидуальное консультирование | апрель | педагог-психолог |
Список используемой литературы:
- Никольская И. М. Развитие познавательной сферы: восприятие. Внимание. Память. Воображение. Речь. Мышление / И. М. Никольская, Р. М. Грановская // Никольская И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб.: Речь, 2006. – Гл. 2. – 507 с.
- Андрущенко А.В., Слегина Н.Г., Селиванов В.С. Готовимся к школе:
Книга для родителей будущих первоклассников. - М.: ООО Фирма
Издательство АСТ, 1999.-160с. - Белопольская Н.Л. Как помочь ребенку овладеть счетом, чтением и
письмом // Популярная психология для родителей / Под редакцией А.А.
Бодалева. — М.: Педагогика, 1989.-166-170с. - Амосов Н. М. Ваш ребёнок: здоровье и воспитание. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003.
- Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1984.
- Венгер А. Л., Иллеш Е. Э. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического раз- вития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988. – С. 4–22.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997.
- Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
- «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г. Киров, 2011г.
- К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для дошкольников». Издательство ЮВЕНТА, 2011г.
- Ресурсы сети Интернет.
Приложение 1
Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.
Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».
1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?
5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
6. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?
7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
10. Хочет ли он ходить в школу?
Интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.
1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.
4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.
Приложение 2
Анкета для родителей
«Эффективность работы родительского клуба»
Уважаемые родители! Мы подводим итог наших встреч в Родительском клубе «В школу вместе»
Просим Вас оценить пользу от проводимых заседаний в клубе.
1. Сколько раз вы присутствовали на заседании клуба?_____________________
2. Какая тема была для Вас наиболее интересной?__________________________
_____________________________________________________________________
- Каким образом Вы применяли знания, полученные на заседаниях?_______
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие темы остались незатронутыми, но значимыми для Вас?_____________
__________________________________________________________________
- Какие достижения произошли у Вашего ребенка за последнее время?_______
__________________________________________________________________
6. Как Вы считаете, Ваш ребенок готов к поступлению в школу?_________
7. Ваши пожелания ____________________________________________________
____________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: « ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ВМЕСТЕ»
Родительское собрание на тему: « ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ВМЕСТЕ» О воспитании самостоятельности.Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые с...
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Тема: «Готовимся к школе вместе»
Роль родителей в подготовке к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учрежде...
Родительское собрание на тему "Готовимся к школе вместе".
Конспект в помощь воспитателю и педагогу психологу для проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе в начале года. Содержит необходимые рекомендации для родителей как подготовит...
Родительское собрание: «Готовимся к школе вместе».
Собрание, для родителей будущих первоклассников. Готовность ребенка к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – перелом...
Родительское собрание "Готовимся к школе вместе"
Родительское собрание в подготовительной группе...
Родительское собрание "Готовимся к школе вместе"
Знакомство с Программой ДОУ, основными годовыми задачами, сеткой занятий, режимом дня. Расширение представлений родителей о готовности ребенка к школе, о необходимом уровне знаний при поступлении к шк...
Родительское собрание в подготовительной группе "Готовимся в школу вместе"
Родительское собрание в подготовительной группе "Готовимся в школу вместе"...