Консультация для родителей «Художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста»
консультация
Цель: Расширение представления родителей в вопросе применения рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Дать понятие о рисования с детьми;
- Расширить представление родителей о том, что должен рисовать ребенок старшего дошкольного возраста;
- Дать родителям представление о видах рисования.
- Дать представление как рисование влияет на развитие детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Художественно-эстетическому развитию
детей дошкольного возраста»
Формирование творческой личности — одна из важных педагогических задач.
Решение этой задачи должно начинаться уже в дошкольном возрасте.
Воспитанники находятся на том этапе становления личности, когда большое влияние на них оказывает процесс творчества.
В творчестве каждый ребенок раскрывается как личность, как индивидуальность, проявляя свои неповторимые идеи и представления о мире.
Творчество - это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов.
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский.
Для детей зачастую важен сам процесс рисования, а не конечный результат: рисуя, дети передают то, что для них эмоционально значимо – свои чувства, настроение, впечатления об увиденном, состояние героев, которых они изображают (печаль, радость и т. д.). Цвет в рисунках малышей также является средством выражения их эмоций. От созданного рисунка дети испытывают хорошее настроение, чувство радости, удовлетворения. Рисуя, дети познают себя, освобождаются от плохого, утверждают доброе, прекрасное, решают свои многочисленные, важные для них проблемы, ощущают независимость, познают радость исследования и творческое вдохновение.
Через формы практической деятельности в рисовании дети усваивают, осмысливают и овладевают новыми знаниями, что в свою очередь формирует познавательную мотивацию, у них развиваются интеллектуальные и сенсорные способности, любознательность. В рисунках дети подкрепляют свои знания, наблюдения, впечатления. Они рисуют сюжеты на разнообразные темы, передают форму, величину, строение и признаки предметов, явления природы, времена года. В своих работах дети пытаются передать разные события, действия и даже взаимоотношения людей, животных, сказочных персонажей.
Рисование имеет большое значение в формировании движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. Формируется учебная поза, навык правильного держания карандаша или ручки. Дети учатся овладевать графическими умениями – точно соизмерять движение руки, подчинять их зрительному контролю, учатся регулировать усилия руки при нажиме, в соответствии с заданием воспитателя.
В процессе рисования у детей развивается умение создавать графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги, они овладевают техникой рисования, при этом происходит интенсивный процесс формирования руки. Дети учатся не напрягать руки, пальцы, держать карандаш, кисть, фломастер и т.п. свободно, легко, производить ими движения в различных направлениях, регулируя размах, темп, силу нажатия при раскрашивании. Рисуя предметы разной формы, величины, пропорции, формируется умение удерживать определенное направление руки.
В процессе декоративного рисования дети знакомятся с народно-прикладным искусством. Они учатся рисовать узоры, передавать в рисунках разнообразные линии (плавные, волнистые, слитные и т.п.). При этом учатся делать плавные повороты руками, что в свою очередь способствует глазомерной функции и двигательной координации. В результате дети приобретают такие качества движения руки как плавность, легкость, равномерность. Движение руки при общении с карандашом становится более уверенным, плавным и целенаправленным. Этой функции также способствуют такие задания как штриховка, рисование дорожек, дорисовка и копирование рисунка по клеткам, графические диктанты. Выполняя эти задания, дети учатся самоконтролю и самооценке, у них появляется устойчивое сосредоточение внимания.
Используя собственные рисунки, дети соединяют изобразительную деятельность с речевой. Комментирование ребенком собственной деятельности учит составлять рассказ о выполненном рисунке, обдумывать процесс изображения, придумывать названия, события а также средства реализации. Вступая в диалог со своими сверстниками, воспитателем, в процессе коллективного рисования, дети дают определение, оценку, характеристику предмета, который рисуют, планируют дальнейшие действия. Это позволяет подчинить свои действия замыслу, развивает речевое общение, диалогическую речь.
Все процессы в рисовании тесно связаны между собой. Они объединяют познавательно-речевое, художественно-эстетическое и интеллектуальное направление развития ребенка. Шаг за шагом в процессе творчества у ребенка совершенствуются функции, навыки и умения, которые во многом определяют успешность его дальнейшего обучения.
Нетрадиционные методы рисования предоставляют сегодня огромные возможности для развития детей. Достоинством таких техник является их универсальность, так как использовать их можно для обучения детей с раннего возраста, усложняя процесс обучения поэтапно, по мере взросления ребёнка. Такое рисование вызывает целую бурю положительных детских эмоций, раскрывает возможности интересного использования знакомых предметов, пробуждает фантазию, воображение и желание заниматься творчеством. Возможности этой методики позволяют увлечь даже тех детей, которые не особо проявляют способности к рисованию, и при традиционном подходе не показывают высоких результатов и умений.
В педагогической практике существует большое количество нетрадиционных приемов и техник рисования, которые будут видоизменяться в зависимости от возраста ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети могут осваивать более сложные приёмы. Усложняются композиции и сюжеты. Воспитатель может усложнять и комбинировать техники и приемы. Рассмотрим подробно несколько нетрадиционных техник рисования.
«Рисование ладошками»
Технику рисования ладошками можно начинать использовать с детьми младшего возраста. В старшей группе воспитатель может усложнять тематические композиции и приёмы дорисовки изображения.
Материалы для рисования: «гуашь», широкая кисть или плоская тарелка, тонкая кисть, бумага, банки с водой, бумажные салфетки.
Методика рисования. Краска наносится на ладонь ребёнка с помощью широкой кисти или наливается в широкую плоскую ёмкость, в которую ребёнок обмакивает ладонь. Ребята делают отпечатки ладоней на бумаге, а потом дорисовывают недостающие детали композиционного образа кисточкой или пальчиками.
«Метод рисования отпечатками листьев»
Техника с использованием отпечатков листьев позволяет получить интересные фактурные изображения с помощью красок и природных листьев деревьев, кустарников.
Материалы для рисования: листья деревьев и кустарников, «гуашь», кисти, простые карандаши, банки с водой, бумажные салфетки.
Методика рисования. Дети создают эскиз из листьев согласно придуманному сюжету или теме занятия. Можно сделать наброски простым карандашом или фон будущего рисунка. Затем дети покрывают гуашью обратную сторону листочка, где хорошо видны его прожилки. Необходимо напомнить детям, что с кисточки обязательно нужно убрать излишки воды. Ребята аккуратно кладут листок прокрашенной стороной вниз на бумагу. Сверху накрывают бумажной салфеткой и слегка придавливают. Снимают салфетку и листок с рисунка, на котором осталось изображение листочка. Такую же процедуру повторяют с другими листьями. По окончании прорисовывают или дорисовывают детали.
«Рисование тычком»
Материалы для рисования: «гуашь», жёсткая кисточка, простые карандаши.
Методика рисования. Сначала дети прорисовывают контур предмета простым карандашом или обводят по заранее подготовленному шаблону. Затем опускают кисточку в краску и, держа вертикально, ударяют по листу бумаги. Начиная рисовать, дети должны как бы делать тычки по контуру слева направо, плотно друг к другу, стараясь не оставлять промежутки между тычками. После того как контур предмета готов, они начинают произвольно закрашивать пространство внутри контура. Если необходимо прорисовать какие-то детали образа или дополнить композицию некоторыми сюжетными элементами, дети делают это с помощью другой кисточки и красок.
«Рисование свечой и акварелью»
Материалы для рисования: белая свеча, «акварель», широкая кисть, бумага, простые карандаши, банки с водой.
Методика рисования. Дети рисуют набросок простым карандашом, так как белую свечу на белом листе бумаги видно не будет. Обводят контур свечой, затем широкой кистью закрашивают лист бумаги. В зависимости от темы можно закрасить весь лист одним или разными цветами. Как по волшебству появляются невидимые раньше белые узоры.
«Рисование на мятой бумаге»
Материалы для рисования: бумага, кисти, краски, палитра, банки с водой, бумажные салфетки.
Методика рисования. Лист бумаги сначала нужно подготовить для работы. Для этого дети смачивают салфетку водой и протирают альбомный лист. Можно предварительно создать фон для будущего рисунка. Для этого на влажный лист кистью или салфеткой нанести несколько цветных пятен. Не дожидаясь пока, он высохнет, дети начинают аккуратно его мять и комкать. Пока лист бумаги ещё влажный, плавными движениями необходимо его расправить, слегка разглаживая. Поверхность бумаги получилась неровная, даже немного шершавая. Дети рисуют красками задуманную композицию.
«Изобразительное творчество на мокрой бумаге»
Материалы для рисования: бумага, «акварель», большие круглые кисти, тонкие кисти, губка, банки с водой, бумажные салфетки.
Методика рисования. Воспитатель помогает детям намочить листы бумаги при помощи губки. Можно предварительно сделать эскиз рисунка простым карандашом. Дети сначала заполняют фон рисунка с помощью большой кисточки, смешивая краски и подбирая более светлые и прозрачные оттенки. Воспитатель напоминает детям, что необходимо слегка прикасаться кистью к бумаге и смотреть как растекается краска по поверхности листа. После этого дети рисуют основные элементы лёгкими мазками или касанием. Затем тонкой кистью прорисовывают отдельные детали. Для нанесения тонких линий необходимо подождать, когда работа немного просохнет, во избежание сильного растекания контура. По окончании работы оставить рисунок на поверхности для полного высыхания.
«Метод с использованием поролона»
Материалы для рисования: трафареты, поролоновые губки, «гуашь», плоские тарелки, кисти.
Методика рисования. Воспитатель готовит трафареты с изображением предметов согласно теме занятия. Дети прикладывают трафарет на лист бумаги, основываясь на задуманной композиции. Затем обмакивают губку в краску и постукивающими движениями закрашивают пространство внутри трафарета. Потом аккуратно поднимают и убирают трафарет. В конце кистью прорисовывают недостающие детали изображения.
«Рисование песком»
Материалы для рисования: белые или цветные листы бумаги, простые карандаши, клей ПВА, обычный песок/цветной песок/манная крупа.
Методика рисования. На листе бумаги дети делают рисунок, можно с помощью шаблонов. Поэтапно, двигаясь сверху вниз, обводят контур получившегося рисунка клеем. Затем посыпают рисунок песком. Те части изображения, которые необходимо сделать темнее, посыпают большим количеством песка. Остатки песка аккуратно стряхивают. В работе можно использовать цветной песок, тогда картины получатся яркими, интересными и с необычной фактурой. Также можно использовать цветную манку. Для этого в белую манную крупу нужно раскрошить в пыль грифель цветных карандашей или восковые мелки. Изображения получаются фактурные, яркие и привлекательные.
Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению ученых, детское рисование участвует в развитии и согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования задействовано как конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, так и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие.
Подведем итоги и сделаем вывод: в чем польза рисования для детей:
– Ребенок в процессе изобразительной деятельности экспериментирует различными материалами для рисования, смешивает краски на палитре и получает новые цвета и оттенки, играет, и у него получается рисунок
— конечный, видимый результат его деятельности;
– Занимаясь живописью, дети приобщаются к искусству и культуре;
– Учатся выражать в рисунках свои чувства и эмоции;
– Учатся распоряжаться своим временем, может занять себя рисованием;
– Развивается творческий подход, то есть изображение окружающего его мира (например, лета, осени) или одного объекта в разных вариантах;
– Совершенствуется воображение, пространственный интеллект;
– Занятия живописью — это очень важная подготовка к школе, рисование способствует развитию мелкой моторики;
– Воспитывается дисциплина, усидчивость;
– Развивается мышление, то есть ребенок обдумывает замысел своего рисунка;
– Ребенок учится вести диалогическую речь, объясняет, что он нарисовал, почему и т. д.;
– Ребенок учится сравнивать и обобщать;
– Занимаясь живописью, становится «Творцом мира». Он создает свой мир и это очень важно.
Взрослым необходимо поддерживать интерес ребенка к рисованию, для этого нужно:
– Каждый рисунок оценивать позитивно;
– Показать интерес или восхищение рисунком (для маленького художника это важно);
– Хвалить творческие и интересные находки ребенка, а не его самого; – Избегать критики и замечаний;
– Не заставлять, а заинтересовать его процессом рисования;
– Сравнивать рисунки и находить в них положительную динамику (с каждым разом рисунки все лучше и лучше);
– Развивать в детях наблюдательность, то есть вместе с детьми проводить наблюдения в природе (оттенки зелени, снега, неба, времен года и т. д.).
– Предоставлять ребенку возможность дома заниматься рисованием, лепкой. Для этого в каждой семье должен быть различный изобразительный материал: гуашь, карандаши, пастель, фломастеры, пластилин и т. д.
– Совместное творчество детей и родителей.
Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский. Помните, что развитее творчества обеспечивает успех вашего ребенка по жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей по социальному развитию детей дошкольного возраста
консультация для воспитателей по социальному развитию детей дошкольного возраста...
консультация для воспитателей "Особенности математического развития детей дошкольного возраста"
консультация для воспитателей" Особенности математического развития детей дошкольного возраста"...
Консультация "Влияние сказки на речевое развитие детей дошкольного возраста"
Сказки позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок. Педагоги получают возможность заниматься коррекционной работой с ко...
.Консультация для родителей "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста"
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игра — основной в...
Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...
Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...
Консультация для родителей "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"
Родителям о необходимости развития социальной компетентности ребенка...