Автоматизация звуков и развитие речи детей в летний период.
методическая разработка (старшая группа)

Корнева Любовь Владимировна

Игры для развития лексико- грамматического строя речи, диалогической речи, образования уменьшительно-ласкательных и относительных форм имен прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буклет94.59 КБ
Файл v_gostyah_u_skazki-starsh.gr_1.docx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, очень важно помнить о том, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки и т.д.) за летний период могут как закрепиться и войти в привычку, так и «потеряться».

Закрепление звуков в речи - это каждодневная тренировка. Чем больше повторений, тем быстрее и успешнее будет идти введение звуков в речь Вашего ребенка. В логопедической практике много случаев, когда ребенок, после продолжительного отдыха, приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха, без постоянных тренировок, ребенок теряет сформированные навыки правильного произношения, которые были недостаточно закреплены.

В этом случае, логопеду и ребенку приходится начинать всю работу с самого начала!

Для того чтобы наша работа, за летний период, не прошла даром, я хочу предложить вам упражнения для автоматизации звуков, развития фонематического слуха и восприятия, а так же игры которые направлены на развитие лексико- грамматического строя речи, диалогической речи, образование уменьшительно-ласкательных и относительных форм имен прилагательных.


Упражнения для автоматизации звуков.

  1. Следите за правильным произношением поставленных звуков, так как «недоавтоматизированные» звуки могут исчезнуть из «громкой речи» ребенка, в таком случае, всю ранее проделанную работу придется начинать сначала.
  2. Исправляйте неверно произнесенные ребенком слова. Правильно и спокойно произнесите слово, потом попросите ребенка ПРАВИЛЬНО повторить его. Если с первого раза это не получилось, ничего страшного, главное обратить внимание ребенка на неверное произношение.

Упражнения для развития фонематических процессов.

  1. Выделяя голосом звуки, попросите ребенка назвать первый, последний звук в слове, далее определяем 2,3 и т.д. звуки в слове. Потом вместе посчитайте, сколько всего звуков в слове. (Например: какой первый звук в слове «дорога»? Выделяем или несколько раз повторяем первый звук далее произносим слово «Ддорога», далее какой последний звук «дорогАа» и т.д с другими звуками. Можете брать слова с необходимым, для автоматизации, звуком.)
  2. Поиграйте в игру «Угадайка». Произносите слова по звукам, а ребенок должен угадать какое слово вы загадали. (Например : «к-о-ш-к-а», «ш-а-р», «п-а-л-к-а» и т.д).
  3. Во время прогулки можно поиграть в игру «Волшебники». Вместе с ребенком добавляете, убираете или заменяете звуки в словах, для того чтобы получилось новое слово.. (Например: крот- грот, Оля – Толя, дом -ком, сом – лом и т.д.) Так же, вы можете вместе найти какие слова спрятались в других словах. (например: крот – рот, опушка- пушка и т.д.).

Игры для развития лексико- грамматического строя речи, диалогической речи, образования уменьшительно-ласкательных и относительных форм имен прилагательных

  1. Игра «Что там?». Перед ребенком лежат игрушки, картинки, фрукты, овощи т.д. Ребенок закрывает глаза, а вы прячете за спину один предмет и спрашиваете: «Что там?».
  2. Игра «Таинственный (волшебный) мешок». Вы складываете в небольшой мешочек разные предметы, а ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет, либо достать предмет, который назовет взрослый. 
  3. Игра «Какой это предмет». Вы называете признак предмета, например, холодный, а ребенок придумывает предмет, который обладает таким признаком. (широкая – улица, лента, река; длинный – шнурок, нож, автобус; красная – клубника, малина, машина и т.д.).
  4. Игра «Назови ласково». Играть в эту игру можно везде на улице, в магазине, в поездке. Вы в магазине берете большое яблоко, а ребенок (что?)- маленькое яблочко; вы увидели на улице большой лист, а ребенок маленький листик и т.д., главное, чтобы ребенок сам старался образовать уменьшительно-ласкательную форму слова.
  5. Игра «Цвета». Перед ребенком предметы или картинки разных цветов, вы называете цвет, а ребенок должен найти предмет такого цвета и назвать его. (Например: желтый лимон, синяя машина, зеленое яблоко и т.д.)
  6. Игра «Посчитай-ка». Выбираете любые одинаковые предметы и считаете их от 1 до 5-10.

(Например: один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов и т.д.).

  1. Игра «Очередь в магазине». Вы создаете очередь из игрушек, кукол и проговариваете вместе с ребенком кто за кем стоит, кто спереди, кто сзади.
  2. Игра «Кто где?». Вы можете взять коробку или игрушечный домик, спрятать В, ЗА, ПОД, НА, поставить справа слева от него(нее) игрушки. И далее вместе с ребенком проговаривать: где кукла? (в домике), откуда кукла вышла?(из домика), где машинка?(за домом), откуда машина выехала? (из-за дома), где сидит кошка?(на доме), откуда спрыгнула кошка?(с дома) и т.д.
  3. Игра «Опиши что покажу». (Например: берете апельсин, это фрукт или овощ?,а какого он цвета?, а какой он формы?, а какой на вкус? ) и т.д.
  4. Игра «Что из чего? какой предмет?». Вы показываете ребенку различные предметы, например, гуляя на улице. (это столб- он сделан из чего?(из бетона), значит -это бетонный столб, он высокий или низкий?(высокий), он твердый или мягкий (твердый) и т.д. Далее ребенок повторно, сам описывает предмет (это бетонный столб, он высокий, твердый, серый, холодный и т.д.)).

Автоматизация звуков и развитие речи детей в летний период.

Учитель – логопед

Корнева Любовь Владимировна


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период.

Консультация для родителей.  Часто родители считают, если логопед ушёл в отпуск про занятия можно забыть, но это не так!...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Добивайтесь правильного про­изношения поставленных логопе­дом звуков. Иначе проделанная за год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться»,...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД (старший возраст)

Коррекционная работа по автоматизации звукопроизношения ведется учителем -логопедом постоянно и систематически на протяжении всего учебного года. Очень важнов летний период отдыха закреплять полученны...

Рекомендации для родителей "Развитие речи детей в летний период"

В содержании материала представлены направления работы по развитию речи,стихи о лете  для заучивания....

Консультация "Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период"

Данный материал будет полезен родителям, имеющим детей с нарушениями речи....

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Раздаточный материал  (памятки) для родителей...

Рекомендации родителям «Автоматизация звуков и развитие речи детей в летний период»

Консультация для родителей (брошюра) «Автоматизация звуков и развитие речи детей в летний период»...