Консультация
консультация (подготовительная группа)

Васильева Ирина Вадимовна

"Как воспитать ребенка добрым и отзывчивым"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_roditelyam_o_dobrote.docx87.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как воспитать ребенка добрым и отзывчивым?»

Как воспитать ребенка добрым и отзывчивым?

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребѐнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. Однако в последнее время во внимание уже не берѐтся такое качество, как, например, доброта. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности. Как научить ребѐнка быть добрым, открытым, дружелюбным, отзывчивым?

Детская доброта

Каким мы, родители, мечтаем видеть собственного ребѐнка? Не отрицайте, что хорошо, если бы он стал добрым, смелым, умным, уверенным в своих силах, способным и, конечно, счастливым. Вряд ли кто-то        из        родителей        будет        протестовать        против        такого        списка добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой и печальной старости, лишѐнной заботы. Родители хотят, чтобы ребѐнок умел любить и быть любимым, чувствовал себя комфортно в семье, дошкольном учреждении и школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он встретит немало зла, предательства, зависти и ненависти. Такова жизнь. Важно, чтобы ребѐнок научился прощать, не стал жестоким, циничным и равнодушным, умел сочувствовать и хотел помогать.

«А знаете ли вы, что доброта — основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной».

Добрый ребѐнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.

Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребѐнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребѐнка. Если у родителей нет желания        воспитать из ребѐнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.

К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Всѐ чаще мы узнаѐм, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями,

хамят родителям, цинично шутят. Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно — воспитать доброго ребѐнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена. А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.

Доброта и забота

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.

С какого возраста начать воспитывать доброго ребѐнка?

С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаѐм пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру. Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребѐнок видит вас раздражѐнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте. Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребѐнка.

Как стать добрым?

Начать воспитывать доброго ребѐнка можно с обучения его заботиться о других. Каким образом? В первую очередь нужно приучать ребѐнка быть внимательным к родным.

1. Учим помогать родителям по дому. Двухлетний малыш уже вполне может помогать родителям. К примеру, если его поставить на устойчивый стульчик, он может помочь помыть свою детскую пластмассовую посуду. Дошкольник может нести часть покупок из магазина – например, буханку хлеба. Малышу будет интересно орошать из пульверизатора комнатные растения. Вытирать пыль, пылесосить и пробовать мыть полы – тоже под силу дошколятам.

2. Приучаем заботиться о младшем ребѐнке. Появление в доме младшего ребѐнка – тоже отличный повод научиться проявлять заботу. Пусть ребѐнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребѐнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.

3. Учим совершать хорошие поступки. С четырѐхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик дачных цветов, угостить ребят во дворе домашним печеньем, отнести ненужные

вещи и игрушки в детский дом, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребѐнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.

«Совет. Самое главное в воспитании – приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребѐнка повседневной нормой».

Милосердие и сострадание

Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещѐ не постигший ещѐ азбуку добра, не может отдать себе отчѐт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребѐнку, как делать не следует. Ещѐ хуже — когда поощряют детскую жестокость.

Понаблюдайте за своим ребѐнком и выясните для себя следующее: ∙        Сочувствует ли он людям?

∙        Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели? ∙        Ласков ли он с родными?

∙        Смеѐтся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?

Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребѐнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребѐнка можно, используя такие методы:

1. Учите        ребѐнка        называть        чувства        правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчѐн». Когда ребѐнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.

2. Развивайте ребѐнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко — весѐлое, а это — грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребѐнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки — научите ребѐнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.

Не забываете обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни — это воспитает в ребѐнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.

Детям о милосердии

Как воспитать милосердие в ребѐнке? Лучше всего — всей семьѐй начать делать простые и полезные вещи:

∙        показывайте регулярно ребѐнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом

∙        подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)

∙        помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)

∙        отдавайте одежду, ставшую маленькой ребѐнку, в приют или детский дом

∙        регулярно помогайте соседям

∙        учите ребѐнка заботиться о членах семьи.

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.

Уроки доброты

Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки. Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребѐнка добрым: это станет частью его личности, основой характера. Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: родители много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.

Как воспитать доброго ребёнка на личном примере?

1. Ребѐнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.

2. Не        кричите        на        детей        и        членов        семьи:        берегите нервы. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.

3. Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. Например: не «Какой ужасный ребѐнок – насыпал в глаза тебе песочек», а «Он не хотел, не обижайся» или «Ему мама наверняка говорила, что нельзя так делать».

С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребѐнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.

Сказки о добре

Отличный способ воспитать доброго ребѐнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок с последующим их обсуждением.

Мультфильмы. Современным        детям        нравятся        вовсе        не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики. Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу        или        переживали        за        Алѐнушку.        Ваша     искренность     будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть. При таких просмотрах между ребѐнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни — путь добра, милосердия, сострадания. Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребѐнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфере совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребѐнка.

Сказки. Часто ли вы читаете своему ребѐнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребѐнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени. Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребѐнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребѐнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребѐнка отличать хорошее поведение о плохого. Эмоциональный язык сказок научит ребѐнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки. После прочтения сказки, поговорите с ребѐнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своѐ отношение к событиям. Наблюдая за ребѐнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам. Вы можете удивиться тому, что ребѐнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрѐт или же узнаѐт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесѐтесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким        образом?        Обсуждайте        с        ребѐнком        прочитанное.        Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребѐнком. Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребѐнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное

добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всѐ исправить.

Приѐмы воспитания

Есть несколько действенных приѐмов, которые направлены на то, как воспитать доброго ребѐнка:

1. Не учите ребѐнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.

2. Чаще читайте ребѐнку поучительные народные сказки.

3. Учите        ухаживать        за        животными. По        возможности, заведите питомца дома и учите ребѐнка заботиться о нѐм. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.

4. Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать — плохо.

5. Поговорите        с        ребѐнком        о        разнообразии        людей        вокруг нас. Расскажите, как непросто живѐтся детям-инвалидам и детям-сиротам.

6. Научите ребѐнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.

7. Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

«Это интересно. Научно доказано, что ребѐнку для полноценного развития необходимо до 12 объятий каждый день. Целуйте и обнимайте ребѐнка: любовь способствует воспитанию доброты».

Выводы

Доброта формируется в семье. Учите ребѐнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день. Становясь добрее и милосерднее, ребѐнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость. Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....