Значимость общения в развитии ребенка
статья (младшая, средняя, старшая группа)
Предложенная консультация подойдёт родителям, имеющим трудности в общении с ребенком. Это возможность узнать о значении общения взрослого с ребенком с первых месяцев его жизни, а также ознакомиться с причинами, по которым общение выступает весомой ролью в развитии малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Значимость общения в развитии ребенка».
Добрый день, уважаемые родители!
На сегодняшней встрече хотелось бы поговорить с Вами о роли общения в развитии ребенка. Почему же нужно и важно общаться с ребенком, начиная с самых ранних стадий его развития?
Без постоянного эмоционального общения ребенка со взрослым на первых месяцах жизни нарушается нормальное физическое развитие ребенка:
- замедляется его физический рост, уменьшается вес тела ребенка,
- понижается иммунитет, следовательно, сопротивляемость организма болезням.
Так, например, было отмечено, что во время Первой мировой войны при помещении младенцев в детские дома у них наблюдалась задержка развития, снижение психической активности, интереса к окружающей среде и реакции на нее. Снижается физиологическая активность, уменьшается аппетит, увеличилось время сна. Острая тоска по дому может привести к гибели ребенка. Эти явления не связаны с качеством медицинского обслуживания ребенка. Боулби изучал младенцев в возрасте шести месяцев в домах ребенка с разным уровнем ухода, включая источники финансирования, практику кормления и подготовку персонала. Результаты показали, что отклонения от нормы не были вызваны физиологическими причинами, а являлись следствием отсутствия эмоционального контакта между ребенком и окружающими его людьми.
Без общения со взрослым в первые годы жизни ребенок с трудом будет познавать мир, особенно – социальный, созданный самим человеком. Взрослый является для маленького ребенка главным источником информации.
Дети имеют ограниченные знания и опыт, что затрудняет их самостоятельное восприятие мира. Взрослые же, напротив, уже имеют накопленный опыт и знания, которые они могут передать детям. Взрослый является не только источником информации, но и образцом поведения для ребенка. Каким образом взрослый общается, взаимодействует и решает проблемы, таким же образом будет стараться делать и ребенок. Дети нуждаются во внимании и заботе со стороны взрослых, что формирует их эмоциональное благополучие и развитие личности. Взаимодействие со взрослыми помогает детям развивать свои коммуникативные навыки, учиться выражать свои мысли и понимать других. Взрослые формируют у детей знания об окружающем мире, учат их отличать правильное поведение от неправильного, что важно для их адаптации в обществе. Общение со взрослыми способствует развитию таких когнитивных навыков, как внимание, память и мышление.
Без постоянного эмоционального общения со взрослым на первых месяцах и годах жизни нарушается психофизиологическое развитие ребенка, снижаются его темпы.
Во время первой мировой войны при помещении младенцев в сиротский приют было отмечено, что ребенок начинает отставать в развитии, происходит снижение уровня психической активности, ребенок перестает проявлять интерес и реагировать на окружающую среду. Наблюдаются снижение физиологической активности, снижение аппетита, увеличение продолжительности сна. Острая тоска может привести к гибели ребенка. Эти явления не связаны с качеством медицинского ухода за детьми. Боулби обследовал шестимесячных младенцев, находящихся в учреждениях с разной степенью ухода, с разными источниками финансирования, обеспечивающих разное питание, обучение персонала. Следовательно, отставание в физиологическом развитии связано не с физиологическими причинами, а возникает из-за отсутствия эмоционального контакта детей с окружающими людьми.
Нарушается социально-психическое развитие ребенка. Без постоянного эмоционального контакта со взрослым на первых годах жизни ребенок не становится человеком в полном смысле этого слова, так как:
- не овладевает нормами и правилами поведения в обществе;
- не может эффективно общаться с окружающими его людьми;
- не может освоить человеческие виды деятельности.
История американской девочки Джини является ярким примером того, как влияет отсутствие эмоционального контакта социально-психическое развитие ребенка. Девочка из США была с самого детства изолирована от общества собственным отцом, который удерживал её взаперти в небольшой комнате более 10 лет. Джини не имела нормального взаимодействия с окружающими, что привело к серьезным проблемам в её развитии. По словам работников органов опеки, Джини, несмотря на то, что ей на тот момент уже исполнилось тринадцать лет, не была приучена к туалету, не умела говорить, постоянно плевалась и царапалась. Джини передвигалась боком, прыгая как кролик. В результате изоляции, Джини не смогла овладеть связной речью. Виной тому обделенность ребенка в эмоциональном общении со взрослым.
Отсутствие регулярного эмоционального общения со взрослым на первых месяцах жизни может привести к гибели ребенка.
Примером этого явления является беби-бум, который происходил в США в 1946 году. В тот год было рождено около 79 000 детей. Однако многие из них, по разным причинам, оказались в приютах. В рамках эксперимента были созданы две группы новорожденных по 20 детей в каждой. Обе группы получали одинаковое питание и предоставлялись одинаковые условия ухода, за исключением одной детали - общения:
- с первой группой персонал активно общался, нежил и улыбался им, по сути, заменяя родителей;
- со второй группой было запрещено общение, проявление эмоций и лишний контакт с детьми, персонал заходил в их помещение в масках, чтобы не раскрывать свои эмоции и выражение лица.
Дети из второй группы начали плохо набирать вес, отказывались от еды, отставали в развитии и часто были беспокойными. Через 4 месяца эксперимента выжило только половина детей, и эксперимент был прекращен. О судьбе остальных десяти детей ничего неизвестно, но можно предположить, что их физическое и психическое здоровье не было в полном порядке.
Раннее общение с ребенком способствует формированию у него оптимизма и доверия к миру и к себе самому, чувства защищенности, что придает ему уверенность в своих силах. В 1944 году, во время военных действий, произошла история, которая хорошо иллюстрирует силу человеческой доброты. Множество младенцев остались без родителей и были помещены в временные учреждения для детей. Недостатка в персонале, питании и средствах гигиенического ухода не было. Медсестры и воспитатели старались изо всех сил обеспечить достойное внимание и заботу маленьким подопечным, при этом сами не забывая о своих семьях. Смертность среди младенцев была высока из-за тяжелых условий военного времени. Внезапно в одну из таких медицинских учреждений пришел комиссованный одноногий солдат. Ему поручили заботу о 10 младенцах и выделили место в доме для детей, где он начал жить с ними. Через два месяца стало заметно, что дети, за которыми ухаживал фронтовик, стали живее, сильнее и развитее, чем их сверстники из других отделений. Когда его спросили, как он добивается таких результатов, он ответил: «Просто люблю детей. И теперь у меня нет никого, кроме них». Люди начали наблюдать, как он заботится о детях: он разговаривает с каждым из них, используя добрые и поддерживающие слова. Ласкает и целует каждого из них. Старается вызвать улыбки на их лицах. Занимается гимнастикой и забавными упражнениями с каждым ребенком. Тогда они поняли, что они имеют дело с настоящим волшебником, и начали направлять к нему детей, нуждающихся в реабилитации. Он лечил их лаской и теплотой своего сердца, и это помогало детям выживать в тяжелое время войны.
Таким образом, организация полноценного общения с ребенком на протяжении первых лет его жизни крайне необходима для комплексного развития малыша, поэтому стоит учесть, что отсутствие постоянного эмоционального общения ребенка со взрослым может привести к:
- Нарушению нормального физического развития ребенка;
- Гибели ребенка;
- Нарушению психофизиологического развития ребенка, снижению его темпов (педагогически запущенному ребенку могут поставить диагноз Задержка психического развития);
- Нарушению социально-психического развития ребенка;
- Затруднительному познанию ребенком мира, особенно – социального, созданного самим человеком.
- Лишению дитя возможности сформировать оптимизм и доверие к миру и к себе самому, чувства защищенности, что должно придавать ему уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Значимость игрушек в развитии ребенка"
Консультация для родителей о значимости игрушек в развитии ребенка....
«Сказка - замечательное средство семейного общения и развития ребенка».
Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании и развитии ребенка является сказка. Ведь сказка не только развлекает, но и...
Статья "Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста"
Данный материал поможет воспитателю в работе....
Общение - основное развитие ребенка
Статья о малышах, которые, как маленький росточек, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором они должны найти свое место....
Методическая разработка Роль общения в развитии ребенка
Роль общения в развитии ребенка...
Статья-консультация для педагогов и родителей "Роль общения в развитии ребенка"
Роль общения ребенка первых лет жизни с взрослым, пожалуй, трудно переоценить. Оно необходимо малышу так же как воздух, вода и пища. Если с первых дней своей жизни маленький человечек не будет постоян...
Значимость игры в развитии ребенка
Значимость игры в развитии ребёнка...