Консультация для родителей "Какие сказки надо читать детям младшего возраста"
консультация (младшая группа)

Сафонова Наталья Владимировна

Консультация для родителей "Какие сказки надо читать детям младшего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

  «Какие сказки читать детям младшего возраста»

Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребёнка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.

На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребёнку передаётся культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребёнка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Так какие же сказки Вы читаете детям?

Хотим обратиться к истории сказкиСказка - древнейший жанр устного народного творчества, который никогда не создавался специально для детей. Корни русской сказки уходят в славянское язычество. Нельзя не сказать о том, что русская сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями, а заодно и с народными сказками.

Так, в 13 веке епископ Серапион Владимирский запрещал «басни баять», а царь Алексей Михайлович издал в 1649 году специальную грамоту с требованием положить конец «сказыванию» и «скоморошеству».19 век тоже не принёс народной сказке признания чиновников охранительного направления. Но не только цензура боролась с народной сказкой. С середины того же 19 века на неё ополчились известные тогда педагоги. Они были уверены в ее отрицательном воздействии на слушателя; считали, что сказка задерживает умственное развитие детей, пугает их изображением страшного, расслабляет волю, развивает грубые инстинкты и т. д. Такие же аргументы приводили противники этого вида народного творчества уже и в советское время, после октябрьской революции. Педагоги считали, что сказка уводит детей от реальности, вызывает сочувствия тем, к кому не следует,- ко всяким царевичам, царевнам и прочим антисоветским персонажам. Рассуждения о вреде сказки вытекали из общего отрицания ценностей культурного наследия.

Однако уже в 19 веке появились люди, которые хотели собирать и устное народное творчество: И. М Снегирёв, П. В.Киреевский, В. И. Даль, А. Н. Афанасьев, И. А. Худяков, П. А. Бессонов, благодаря их именам сегодня мы можем наслаждаться этими произведениями.

Но нам следует предостеречь родителей - не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста! Например, в сказках собранных А. Н Афанасьевым встречаются выражения «недостойные» детского слуха; в них мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребёнка.

В настоящее время существуют сборники, в которых написано «по А. Н Афанасьеву»,чаще всего такие сказки адаптированы под современного ребёнка – слушателя. Но все же родителям следует познакомиться с содержанием и только потом довести его до ребёнка.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребёнка буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она всё же имеет свои границы. Ребёнок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества.

Рекомендуемые сказки:

Русские народные сказки: «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обработка М. Булатова; «Волк и козлята» (обработка А.Н. Толстого); «Кот, петух и лиса» (обработка М. Боголюбской); «Лиса и заяц» (обработка В. Даля); «Снегурочка и лиса» (обработка М. Булатова); «У страха глаза велики» (обработка М. Серовой).

Сказки народов мира: «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорусс., обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой.

Русская народная сказка способствует: нравственному воспитанию ребёнка;  становлению социальных и коммуникативных навыков; формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия; развитию логического и образного мышления; познанию окружающего мира.

Уделяйте детям как можно больше времени и внимания, помните, что «счастливое детство нельзя вернуть, но его можно подарить»!

С уважением, воспитатель Сафонова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сказки, которые читаем детям"

Сказки, которые мы читаем детям(консультация для родителей младших дошкольников) Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе рус...

Консультация на тему: "Что надо читать детям о войне".

1.Рассказ о войне2.Показ презентации3.Чтение стихов о войне...

Консультация для родителей:"Какие сказки читать детям младшего возраста."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21951500","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"margin-left: 180px; margin-right: 180px;"}}]]...

Консультация для родителей "Роль сказки в воспитании детей младшего возраста"

Этот консультационный материал был подготовлен для родителей а рамеках реализации проекта "в гостях у сказки"....