Как привить ребёнку интерес к математике
консультация

Консультация для родителей,принудительное занятие без желания ребёнка не даст никаких положительных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_matematke.docx84.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей :

«Как привить ребенку интерес к математике

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время) : началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения«Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким либо интересным делом : ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д, ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет»«Величина»«Форма»«Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например, высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка).Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, должена то все больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например нациферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне,

назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых, сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и

времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на»«за»«между»«в».

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов, сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста.

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи и т. д. Занимательные задачи и головоломки составлены на основе знания законов мышления. Догадке как способу решения головоломки предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных признаков.

Психологи и педагоги Я. Л. Пономарев, В. Л. Крутецкий, Б. Л. Кордемский, А. Насыров и др. определили влияние задач-смекалок на умственное развитие детей. Задачи-смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание во что бы то ни стало решить их самостоятельно. К решению занимательных задач дети приходят в процессе поисковых проб. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.

Смекалка – это особый вид проявления творчества, нахождение способа решения. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. Обучение решению занимательных задач способствует развитию самостоятельности детей. Ребенок, решающий задачу, на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, логики проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему найти правильный ответ. Итак, значение элементарных математических занимательных игр и задач состоит в формировании у детей интереса к изучению математики в дальнейшемразвитии умственных способностей, смекалки, сообразительности.

Классификация занимательного материала

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.

Классифицировать его можно по разным признакам:

по содержанию и значению,характеру мыслительных операций,по направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группыразвлеченияматематические игры и задачиразвивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикойразвития их самостоятельных игр, развлечений во вне учебного времени.

Место занимательного материала в педагогическом процессе

Во время непосредственной образовательной деятельности

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, доказательности рассуждений, желания проявлять умственную способность, напряжение. Чтобы этот интерес не угасал, данный материал рекомендуется использовать в игровой форме. Для этого хорошо подходят дидактические игры ("Волшебный круг", "Въетнамская игра", "Колумбово яйцо", "Головоломка Пифагора", "Архимедова игра" и др.) и игровые упражнения ("Продолжи ряд", "Найди такую же", "Какая фигура лишняя?", "Поиск недостающей фигуры" и др.) , которые наиболее часто применяются в современной практике дошкольного воспитания. Они способствуют совершенствованию математических представлений детей и развитию логического мышления. Дидактические игры непосредственно включаются в содержание НОД. Итак, в процессе обучения дошкольников математике, игра непосредственно включается в НОД, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

В самостоятельной деятельности

В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и использование пособий, настольно-печатные, такие как «Домино фигур»«Составь картинку»«Арифметическое домино»«Лото»«Найди пару», игры в шашки и шахматы и др. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. В течении года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном использовании у детей занимательные игры, игровые материалы и пособия. Например, логические игры «Отгадай число»«Найди ошибку»; дидактические игры «Математическая рыбалка»«Найди отличия»«Подбери кружок»; печатные пособия «Лабиринты»«Кроссворды»«Ребусы»«Шарады».

Именно в самостоятельной деятельности ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата, разговаривает со сверстниками и педагогом, высказывается по поводу игровых действий, сущности игры и т. д. В свободной деятельности ребенок располагает временем дли освоения новых игровых и учебных действий, самостоятелен в преодолении сопутствующих этому процессу трудностей. Он постепенно овладевает умением соотносить цель и результат, элементами самоконтроля, адекватной оценкой своих действий и результата.

Итак, при постепенном успешном включении детей н полноценную, доступную возрасту интеллектуальную деятельность реализуются идеи развивающего обучения. В содержательных играх, на занятиях педагог способствует развитию у детей :

— интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

— образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;

— произвольного внимания: умения использовать приемы мнемотехники;

— способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др. ;

-стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

В заключение хочется отметить, что дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в образовательный процесс, являясь средством освоения новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей.

Картотека дидактических игр по математическому развитию детей в младшей группе

Раздел «Геометрические формы».

Дидактическая игра «Заплатки».

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материалы: карточки с изображенной на них одеждой четырех основных цветов и заплатки в виде геометрических фигур, того же цвета, что и одежда.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку починить одежду и поставить на каждую вещь заплатку нужной формы и цвета. Действия ребенок проговаривает в слух. (на синие брюки круглую заплатку, синего цвета).

Дидактическая игра «Подбери фигуру».

    Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

    Материалы: карточки с контурами 5 геометрических фигур.

    Ход игры: Воспитатель дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, найдите такие же фигуры и положите на карточки так, чтобы фигуры спрятались.

Дидактическая игра «Домик для зайца»

(на основе сказки «Зайкина избушка»)

   Цель: формировать представление о форме предметов и сравнении предметов по форме (одинаковая, разная); тренировать умение находить предметы одинаковые и разные; закреплять умение различать и называть цвет предметов; развивать пространственные представления.

    Материалы: картинка с нарисованными домиками с красной, синей и оранжевой крышами; с окошками, соответствующими по форме имеющимся фигурам; треугольники-2 синих и 1 оранжевый; круги- красный и оранжевый; красный квадрат.

    Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать избушку для зайчика. На картинке три домика с крышами разных цветов (красной, синей, оранжевой). Предлагается подобрать окошки по форме и цвету крыши домика.

Дидактическая игра «Разложи печенье».

Цель: формировать представление о форме и цвете предметов, умение группировать предметы по форме и цвету.

Материалы: вазочки и тарелочки из картона и наборы геометрических фигур разного цвета.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку разложить печенье в тарелки по цвету, а в вазочки по форме.

Дидактическая игра «Коврики для медведей»(на основе сказки «Три медведя»).

Задачи и цели: формировать представление о форме предметов и сравнении предметов по форме (одинаковая, разная); формировать умение группировать предметы по форме и цвету; закреплять умение определять и называть цвет предметов; развивать пространственные представления.

Материалы: листы с нарисованными на нем фигурами-«коврики для мишек» (на одном листе большие фигуры, на другом маленькие); 4 большие и 4 маленькие фигуры разных цветов; треугольники-красные; круги- желтые; квадраты- зеленые; овалы- зеленые.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть коврики для мишек и определить на каком большие фигуры, а на каком маленькие и разукрасить коврик цветными фигурами по размеру и форме.

Дидактическая игра «Собери все флажки в группе по три.»

Цель: Упражнять в составлении групп предметов по одному-двум признакам. Материалы: карточки с изображением 9-ти красных, желтых и зеленых флажков. Первые 3-и соединены полосой.

Ход игры: Воспитатель просит соединить флажки одной ленточкой по образцу.

Дидактическая игра «Укрась елочку».

Цели и задачи: формировать представление о форме предметов и сравнение предметов по форме (одинаковая, различная) тренировать умение находить предметы одинаковые и различные по форме, ввести в речевую практику названия различных форм плоских фигур- квадрат, круг, овал, треугольник.

Материалы: Елки из картона, на которых изображены белые геометрические фигуры, разной величины. Наборы геометрических фигур разного размера и разного цвета.

Ход игры: Ребенку предлагают найти геометрические фигуры нужной величины и цвета, и украсить ими елочку.

Например: Большой красный круг, маленький синий треугольник, большой желтый квадрат.

Дидактическая игра «Вставь окна в дома»

Цель: упражнять детей в составлении пар по одному или двум признакам.

Материалы: домики из картона с окнами разной формы и размера, набор геометрических фигур.

Ход игры: Воспитатель предлагает разложить на домики окошки нужной формы и размера.

Дидактическая игра «Какой шарик забыли нарисовать?»

Цель:формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Материалы: карточки с кругами разного цвета (первый ряд: красный, желтый, синий, второй ряд: синий, красный, желтый, третий ряд: желтый, синий и свободная клеточка, круги разного цвета.

Ход игры: Воспитатель просит положить в пустую ячейку шарик, которого по мнению ребенка тут не хватает.

Дидактическая игра «Повтори рисунок».

Цель: формировать умение детей различать основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, белый, черный. Развивать умение детей группировать предметы по общему признаку.

Материалы: карточки с 2-мя нарисованными шарфами в шарфах оставлены незакрашенные круги (на большом одинакового диаметра, а на маленьком разного, множество кружков разного цвета и диаметра.

Ход игры: Воспитатель просит ребенка раскрасить (положить кружки) разного цвета на большой шар, а одного цвета на маленький так, чтобы кружки все спрятались.

Дидактическая игра «Разложи пуговицы».

Цель: сформировать представление о форме и размере предметов.

Материалы: тарелочки, набор пуговиц из картона разных форм и размера.

Ход игры: предлагают ребенку разложить на тарелочки пуговицы одной формы и одного размера (круглые- большие, треугольные –маленькие).

Дидактическая игра «Соберем бусы».

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Материалы: На картинке изображена лента, на ней слева направо в определенном чередовании нарисованы фигуры: красные круги чередуются с желтыми. Перед ребенком коробка с разноцветными кругами.

Ход игры: Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети выбирают круги (бусины) и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Дидактическая игра «Загрузи машину».

Цель: сформировать представление о форме предметов, ввести в речевую практику название различных форм плоских фигур- квадрат, овал, круг, прямоугольник.

Материалы: картинки с большими грузовиками на кузове которых изображена та или иная геометрическая фигура, наборы геометрических фигур из картона.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку заполнить машины геометрическими фигурами, которые изображены на кузове.

Дидактическая игра «Найди предмет».

Цель: формировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах окружающей обстановки.

Материалы: мяч, карточки двух видов, на одних изображены фигуры, на других предметы такой же формы. Ход игры: дети стоят полукругом, в центре 2 стола, на одном- геометрические фигуры, на другом – предметы. К кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы как покажет педагог. Если ребенок находит правильно – дети хлопают в ладоши.

Дидактическая игра «Сложи из фигур».

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.

Материалы: карточки схемы с изображением готового рисунка из геометрических фигур, набор геометрических фигур.

Ход: воспитатель предлагает ребенку отобрать геометрические фигуры и наложить их на схему (домик из квадрата и треугольника, машину из прямоугольников и кругов).

Дидактическая игра «На какую форму похоже».

Цель: формировать представление о форме предметов, умение распознавать различные геометрические формы в предметах окружающей обстановке.

Материалы: карточки с изображением различных предметов (часы, картина, тарелка, рожок с мороженым).

Ход игры: воспитатель предлагает отобрать предметы похожие на треугольник, на квадрат, на круг.

Раздел «Размер».

Дидактическая игра «Длинная- короткая».

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материалы: атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый хомячок, куколка

Ход игры: на двух столах разложены комплекты дидактического материала (разноцветные ленты, полоски) Воспитатель достает две игрушки – хомячка и куклу Таня. Гости хотят, чтобы их нарядили. А для этого нужны пояса. Вызывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую- поясок для Тани, другую длинную –поясок для хомячка. Дети примеряют и завязывают с помощью воспитателя пояски. Игрушки радуются и хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая- это длина. Педагог объясняет, что путем накладывания, выясняем длину ленточек – короткая и длинная.

Дидактическая игра «Ягоды для мишек»(на основе сказки «Три медведя»)

  Цели: Закреплять умение различать и называть размеры предметов- большой, поменьше, маленький; закреплять умение различать и называть цвета: синий, зеленый оранжевый; сравнивать предметы по цвету и размеру.

Материалы: круги оранжевого, синего и зеленого цветов Д= 15см. на каждого ребенка; ягоды смородины, малины, клубники или другие ягоды разных размеров.

Ход игры: Воспитатель дает детям по три круга одинакового размера: синий, зеленый, оранжевый. Круги обозначают тарелки для мишек. Детям предлагается положить на синюю тарелку самые маленькие ягодки; на зеленую тарелку ягодки побольше; на оранжевую тарелку самые большие ягодки.

Детям предлагается сравнить ягодки и назвать цвет тарелки и назвать ягодки, которые лежат на этой тарелке и сравнить их по размеру с другими ягодками а других тарелках.

Дидактическая игра «Сбор урожая».

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Материалы: набор муляжей овощей разных по величине (большие и маленькие).

Ход игры: воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.

Дидактическая игра «Поезд».

Цель: формировать умение различать и называть размеры предметов большой, поменьше, маленький.

Материалы: игрушки заяц, лягушка, мышка, кубики разной величины большие, поменьше, маленькие.

Ход игры: детям предлагают построить поезд для зайца из больших кубиков, для лягушки из кубиков поменьше, а для мышки из маленьких кубиков.

Раздел «Цвет».

Дидактическая игра «В гости».

Цель: уточнить представления о четырех цветах- красном, желтом, зеленом, синем и их названия.

Материалы: 4 домика: красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 полоски- дорожки и 4 человечка соответствующих цветов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям положить дорожку к домикам, а также хозяина домика- цветного человечка. Дети должны догадаться, что дорожки и домики должны быть такого же цвета, что и человечек.

Дидактическая игра «Прятки».

Цель: закреплять умение определять и называть цвета предметов, тренировать память, речь.

Материалы: Цветные человечки разного цвета.

Ход игры: Перед детьми выставляют двух человечков разного цвета. Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного человечка и спрашивает: человечек какого цвета спрятался? Игра может усложняться воспитатель может выставлять сразу четырех человечков и убирать двух.

Дидактическая игра «Физкультура».

Цель: закреплять и называть цвета, сформировать опыт расположения предметов по порядку слева направо.

Материалы: человечки четырех цветов (красного, зеленого, желтого, синего).

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку представить, что человечки решили заняться физкультурой. И говорит, что первым в шеренгу встал зеленый человечек. Найди этого человечка и поставь первым. А после него синий. Поставь его слева от него. И т. д.

Дидактическая игра «Накрой на стол».

Цель: сформировать умение распределять предметы в группы по цвету на основе материализованного образца, закреплять умение определять и называть цвета.

Материалы: Лист бумаги разделенный на 4 одинаковые части. Каждая часть имеет свой цвет. Геометрические фигуры двух размеров такого же цвета, что и квадраты (по 2 каждого).

Ход игры: Воспитатель показывает детям на лист и на геометрические фигуры, говорит, что это, соответственно, стол и посуда для цветных человечков.

-Куда сядет красный (желтый, зеленый, синий) человечек? Воспитатель предлагает посуды поставить посуду на стол такого же цвета.

Дидактическая игра «Наведи порядок».

Цель: уточнить представления о четырех цветах-красном, желтом, зеленом, синем, и их названия. Сформировать умение распределять предметы в группы по цвету на основе материального образца.

Материалы: карточки с изображением вещей, посуды, игрушек четырех цветов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить предметы одного цвета в коробочку данного цвета.

Дидактическая игра «Найди одинаковых матрешек».

Цель: сформировать представление об основных цветах и оттенках.

Материалы: 5 матрешек, 2 матрешки в красных платочках и синих сарафанах, 2 матрешки в желтых платочках и зеленых сарафанах и одна матрешка в синем платочке и зеленом сарафане.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку из пяти матрешек найти одинаковых и объяснить.

Раздел «Счет».

Дидактическая игра «Еда для черепахи».

Задачи и цели: Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов, использовать понятия «один» и «много»; закреплять умение сравнивать предметы по свойствам.

Материалы: черепаха;3 морковки разных размеров и цветов; лист бумаги с нарисованными на нем 3 оранжевыми морковками; 3 кабачков.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям сходить в магазин и купить для черепахи морковки и кабачки, которые черепаха очень любит. На прилавке лежат 3 морковок и 2 кабачка. Дети складывают в корзинку овощи и приносят черепахе. Воспитатель просит сравнить морковки и кабачки по количеству. После сравнения дети приходят к выводу, что надо купить еще кабачок, чтобы кабачков и морковок было поровну.

Дидактическая игра «Один, два, много».

Цель: сформировать представление о числе два, умение считать до двух.

Материалы: набор картинок с изображением двух, одного и множество предметов.

Ход игры: воспитатель предлагает выбрать карточки на которых изображены два предмета, один, много предметов.

Дидактическая игра «Мы на лодочке плывем»

Задачи и цели: Закреплять умение считать до двух, сравнивать численность групп, состоящих из двух предметов, определять и называть цвет и размер предметов.

Материалы: большие (10) и маленькие (10) лодочки красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие; 20 больших и маленьких человечков.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать две лодочки: одного цвета; одного размера; одного цвета и размера. В каждую лодочку можно посадить по одному человечку.

Дидактическая игра «Компот».

Цель: сформировать умение соотносит цифры один и два с количеством, группировать предметы по двум признакам (цвет и размер).

Материалы: кастрюли с цифрами 1и 2, яблоки красного цвета и зеленые цвета, разных размеров.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку сварить компот из яблок. Для этого нужно в кастрюлю положить столько красных яблок разного размера, сколько показывает число на кастрюле, а вдругу кастрюлю положи больших яблок разного цвета.

Дидактическая игра «Угадай цифру».

Цель: закрепить умение находить и называть цифру 3, формировать умение соотносить цифру 3 с количеством.

Материалы: набор карточек с изображением предметов разного количества, крышки с наклеенными цифрами.

Ход игры: Ребенок выбирает карточку, считает изображенных на ней предметов и в обозначенное место ставит крышку с нужной цифрой.

Дидактическая игра «Птички в клетке».

Цель: закреплять умение использовать понятие «один» и «много», сравнивать группы предметов по количеству путем составления пар.

Материалы: картонные клетки дух размеров, птички большие и маленькие.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку посадить в большую клетку много маленьких птичек, а в маленькую клетку одну большую птичку.

Дидактическая игра «Бабочки».

Цель: сформировать представление об установлении равно численности групп предметов с помощь составления пар, ввести в речевую практику выражение «столько же».

Материалы: бабочки и цветочки из картона.

Ход игры: воспитатель говорит ребенку, что бабочки очень устали и хотят отдохнуть на цветочках. Предлагает посадить по одной бабочке на цветочек. Затем задает вопросы: сколько бабочек ты посадил на цветочек? Остались лишние цветочки? Остались лишние бабочки? Значит их поровну, или кого-то больше? В заключении воспитатель фиксирует вывод каждая бабочка села на один цветок, поэтому бабочек и цветков поровну, столько же.

Дидактическая игра «Три треугольника»

Цель: закрепить умение находить и называть цифру 3, угадывать фигуру – треугольник.

Материалы: карточки с изображением фигур разной формы и такие же фигуры, подносы.

Ход игры: воспитатель показывает фигуры, обводит их пальцем. У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры лежат на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Накладываем (прячем) ее на начерченную фигуру.

Дидактическая игра «Разложи шары».

Цель: Тренировать детей объединять предметов по цвету. Формировать умение сравнивать предметы по количеству (чего больше, чего меньше).

Материалы: карточки с контурами 3-х квадратов разного цвета рядом написаны цифры 1,2,3. Круги разного цвета и размера.

Ход игры: Воспитатель просит положить в коробку (квадрат) круги такого же цвета, что и квадрат. В одну - один, во вторую - несколько, в третью – много.

Дидактическая игра «Цветочная поляна».

Цель: актуализировать представления детей о понятиях один - много, развивать внимание.

Материалы: клумбы из картона, цветы разных размеров и цветов.

Ход игры: воспитатель предлагает посадить на клумбу два синих цветочка, три желтых и один красный.

Дидактическая игра «Посылки для зайчат».

Задачи и цели: Создать мотивационную ситуацию для самовольного обозначения количества предметов; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Материалы: черепаха;3 игрушки зайцев, 2 посылки с написанными на них цифрами 1 и 2, 3 морковки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям принести с почты посылки для зайчат. В каждой посылке морковки; посылки открывать нельзя. Чтобы узнать, сколько там морковок нужно прочитать информацию о них на посылке. Дети определяют количество морковок по написанным на посылке цифрам.

Дидактическая игра «Какие цифры спрятались».

Цель: формировать умение определять и называть цифры, ввести в словарь детей слова цифра, один, два, три.

Материалы: карточки с изображенной с картинка на которых спрятаны цифры (лебедь – цифра 2).

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку найти на картинке цифры и назвать их.

Дидактическая игра «Картинки и цифры».

Цель: формировать умение соотносить цифры с количеством предметов.

Материалы: карточки, на которых изображены различные предметы, животные и набор цифр от 1 до 3.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку взять карточку, сосчитать предметы на ней и выбрать соответствующую цифру.

Дидактическая игра «Посчитай-ка»

Цель: формировать умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет.

Материалы: карточки схемы, на которых изображена в начале цифра и несколько геометрических фигур, набор геометрических фигур.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку отобрать столько треугольников сколько показывает цифра и наложить на схему и т. д. Побуждать ребенка называть цифры и геометрические фигуры.

Дидактическая игра «Гараж».

Цель: закреплять умение соотносить изученные числа с количеством.

Материалы: гаражи из конструктора с цифрами и машины обозначенные цифрами.

Ход игры: дети катают машинки и после сигнала должны поставить в гараж, цифра на машине и гараже должны совпасть.

Раздел «Ориентировка в пространстве».

Дидактическая игра «Где мишка?».

Цель: уточнить представления о пространственных отношениях «на», «над», «под».

Материалы: карточки с изображением медвежонка, который сидит на дереве, под деревом, летит на шаре над деревом.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку рассказать, где находиться мишка. Помогая ему правильно построить фразу.

Дидактическая игра «Кто спрятался за забором?»

Цель: уточнить представления о пространственных отношениях «за», «около».

Материалы: карточки с изображением забора, за которым прячутся петух, корова, поросенок, гусь. А около забора сидит медвежонок, гуляют цыплята.

Ход игры: ребенку предлагают рассмотреть картинку и определить, кто из животных и птиц прячется за забором, а кто стоит около забора. Активно используя в речи «за», «около».

Дидактическая игра «Справа - слева».

Цель: формировать умение у детей ориентироваться в пространстве (слева - справа).

Материалы: Две корзины, карточки с изображением капусты и морковки, игрушка – Заяц.

Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь зайке разложить по корзинам урожай капусту и морковь. Педагог ставит на стол Зайку и две корзины. Приглашает 2 детей подойти к столу, объясняя при этом, что зайка стоит в центре стола. А справа и слева стоят корзины. Предлагается в правую корзину положить капусту, а в левую морковь. Дети, раскладывая овощи по корзинам, сопровождают свои действия речью.

Дидактическая игра «В гости».

Цель: уточнить пространственные отношения «слева-справа», сформировать представление детей о положении предмета справа и слева.

Материалы: карточка с изображением дороги и домиков, разных деревьев расположенных слева и справа. Фигурки Винни –Пуха и Пяточка. Ход игры: воспитатель рассказывает, что перед ребенком дорожка к домикам Иа-Иа и Совы, чтобы попасть в домик Совы нужно пойти налево, а к ослику направо. Если ребенок затрудняется, то можно подсказать, рядом с домом ослика растет ель.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей  младшей группы

ОПИСАНИЕ ИГР, ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ЗАДАНИЙ

1. Игра «Цветные бусы»

Цель: развивать умение ориентироваться на цвет, как признак предмета, выделять и называть шесть цветов.

Описание: Кукла приносит коробку с цветными бусинками, предлагает рассмотреть, назвать цвет, потом показывает ниточки разного цвета, раздает их детям, и предлагает собрать бусы такого же цвета как нитка.

Материалы : бусинки сделаны из соленого теста, покрашены и налачены, ниточки. Кукла, коробка.

2. Игра «Самолеты»

Цель: развивать умение группировать предметы по цвету, выделять длину, как признак, отражать в речи.

Описание: По команде воспитателя «Полетели красные самолеты, желтые …» дети выполняют игровые действия. Усложнение: самолеты летят по дорожкам разной длины. Обсуждение: по какой дорожке прилетят быстрее и почему?

Материалы : самолетики разных цветов – разложенные на стульях, дорожки разной длины.

3. Игра «Сложи листок»

Цель: развивать умение соотносить целое и части, называть цвета.

Описание: Листья желтого и зеленого цвета разрезаны на 4 части. Дети отбирают части по цвету, затем из них составляют листья.

Материалы : - конверты с разрезанными листьями двух цветов.

4. Игра «Сделай из фигур домик»

Цель: развивать умение сравнивать предметы по величине, уточнять пространственные представления, различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Описание: Воспитатель предлагает детям стать строителями, чтоб построить дачный поселок. Каждый будет работать отдельно, делает дом, какой хочет. Сажает возле дома елку, любимый цветочек. Дети «строят» из геометрических фигур. Воспитатель спрашивает: «Что выше? Что ниже? С какой стороны елка?

Материалы : наборы плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера.

Игра «Пузырь»

Цель: развивать умение выделять размер, пользоваться словами: большой - маленький, увеличился - уменьшился.

Описание: Дети с воспитателем образуют круг. «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся» Пузырь сначала увеличился, стал большой, а потом уменьшился. Стал маленький.

Материал : ---

5. Игра «Магазин»

Цель: развивать умение группировать предметы по признаку цветаформы, правильно называть геометрические фигуры и цвета.

Описание: Воспитатель берет на себя роль продавца, и предлагает детям купить печенье (геометрические фигуры - разного цвета и размера). Дети должны назвать, какое «Печенье» они хотят купить. Когда все печенье будет распродано, воспитатель предлагает угостить им куклу (все квадратное, мишку (все круглое, зайчика (все желтое) и т. д.

Материалы : геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разного цвета и размера, кукла, мишка, зайчик.

Игровое упражнение со счетными палочками

Цель: развивать мелкую моторику рук, комбинаторные способности.

Описание: Игрушки дарят детям счетные палочки и предлагают сделать квадраты и треугольники; Достают ниточки, и предлагают сделать круги.

Материал : Нитки цветные шерстяные, Счетные палочки цветные

6. Игра «Воздушные шары».

Цель: развивать умение выделять и называть цвет, форму, качество предметаопределять размер нитки.

Описание: Воспитатель рассказывает о ежике. Детей превращает в «ежат»«Ежики» выбирают себе шар, играют с ним осторожно, обследуют, потом рассказывают о нем. «Ежики с красными шарами бегут ко мне» и т. д., игра продолжается столько, сколько хотят дети.

Материалы : маски ежей, воздушные разноцветные шары с различной длиной нити.

7. Игра «Что нам привез Мишутка»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве (далеко - близко, впереди – сзади).

Описание: Вместе с воспитателем и Мишкой дети путешествуют по волшебной дорожке (далеко и близко) и расселяют домашних животных в «домики» близко, а диких – в лес далеко. Останавливаясь, по пути определяют, где лес впереди или сзади, а где остался домик?

Материалы : игрушка Мишка, машина, карточки с изображением диких и домашних животных, «Волшебная дорожка».

8. Игра «Найди такой же».

Цель: развивать умение различать, называть геометрические фигуры; устанавливать соответствия между двумя группами предметов.

Описание: Дети находят по заданию зайчика шкатулки (с волшебными картинками). Замок каждой шкатулки имеет определенную геометрическую форму.

Из геометрических фигур дети подбирают к шкатулкам нужный ключик и открывают.

Найдя в них карточки, рассматривают, из каких фигур составлено изображение и на что похоже?

Материалы : две шкатулки, набор из 3 геометрических фигур, карточки, игрушка зайчика

9. Игра «Найди листик»

Цель: развивать умение различать правую и левую руку; правую и левую стороны тела; определять направление от себя.

Описание: Дети рассматривают картинки с осенними пейзажами, отличающиеся 3-4 признаками, ищут эти отличия. Играют с листьями (желтыми и зелеными, перекладывая в правую и левую руку. По сигналу «ветер» листья разлетаются. Затем меняют листья в правой и левой руках, листья прячут за спину, вытягивают руки с листьями вперед, поднимают вверх. Игра повторяется 2-3 раза. Потом собирают листья из частей.

Материалы : картинки для сравнения, конверты с разрезанными листьями. (желтого и зеленого цвета)

10. Игра «Разноцветные фонарики

Цель: развивать умение, соотносить действия с частями суток.

Описание: Приплыл кораблик и на нем много фонариков. Дети рассматривают фонарики. Воспитатель предлагает «зажечь» их и спрашивает когда «зажигают» фонарики (ночью и вечером, когда темно?Воспитатель показывает иллюстрации временных отрезков (утро, вечер, день, ночь, и дети решают, нужно ли им «зажигать» фонарики и почему.

Материалы : пластмассовый кораблик, разноцветные фонарики, иллюстрации с изображением временных отрезков.

Загадки

Цель: упражнять детей в умении отгадывать загадки, выделять основные признаки частей суток.

Описание: Воспитатель загадывает загадки о частях суток.

Материалы :

1. На траву роса ложится,

Ну а нам пора вставать,

На зарядку становиться,

Чтобы лучше день начать. (утро)

2. Мы уже зеваем сладко,

Тени тут и там снуют,

Чистим зубы для порядка

И готовимся ко сну. (вечер)

3. Звезды пляшут и резвятся,

Шепчут что-то фонари.

Чудеса ребятам снятся,

Чтоб продлиться до зари. (ночь)

4. Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (день)

11. Игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать умение выделять и называть шесть цветов спектра.

Описание: Воспитатель показывает детям коврик из разноцветных клеток, показывает игрушки разного цвета. Дети определяют, на какой клетке спрячутся игрушки так, чтобы их было не видно.

Материалы : разноцветный коврик, игрушки разного цвета.

12. Игра «Украсим сарафан»

Цель: развивать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов.

Описание: Воспитатель предлагает детям украсить сарафан для Маши красными и синими цветами по верхнему и нижнему краю. Красных и синих цветов должно быть одинаково, потом прибавлять по одному, убирать по одному и задавать вопросы.

Материалы : сарафан большой и маленькие сарафаны, набор цветов (красных и синих)

Подвижная игра «Птицы»

Цель: развивать умение сравнивать количество предметов в двух группах (столько - сколько, поровну, больше, меньше).

Описание: Детям предлагается поиграть в подвижную игру «Птицы». У каждой «птички» свое «гнездышко». Сколько гнездышек, столько и птичек. Птички вылетают, песни поют, но внезапно налетел ветер, начался дождь. Птички спрятались в гнездышки. Дети сравнивают количество гнездышек и птичек, рассуждают чего больше, меньше, поровну.

Материалы : обручи, маски птиц.

13. Игра «Чем это может быть»

Цель: закреплять название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)

Описание: Воспитатель приносит «чудесный мешочек» с предметами (лоскут ткани, палочку, шарик, и т. д.). Дети рассматривают предметы и решают, чем они могут быть. Достают геометрически фигуры, рассказывают о них и расселяют их в домики с разными окошечками. Воспитатель показывает фигуры, а дети решают, в каком домике они живут

Материалы : набор предметов разной формы, набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)

Игра «Зеркало»

Цель: развивать умение сравнивать по ширине и высоте, использовать слова (шире - уже, выше - ниже).

Описание: дети образуют круг, воспитатель - «зеркало». Воспитатель предлагает повторять движения за нейРаздвигая руки в стороны говорит: «шире, шире - широко, уже, уже - узко, выше, выше - высоко, ниже, ниже - низко». Сравнивают у кого шире, у кого уже, у кого ниже, у кого выше.

Материалы :--- Зеркало (для разговора об его свойстве - отражать, модели размера и пространства (рассматривание, проговаривание - до начала игры)

14. Игра «Что сначала, что потом»

Цель: развивать умение выделять последовательные связи, устанавливать их в играх.

Описание: дети увидели разбросанные картинки : мальчик, дядя, дедушка, цыпленок, яйцо, курица, иллюстрации к сказкам «Репка»«Теремок»«Колобок». Дети раскладывают картинки по порядку, объясняют последовательность.

Материалы : картинки (мальчик, дядя, дедушка, цыпленок, яйцо, курица) иллюстрации к сказкам.

15. Игра «Помоги достать»

Цель: развивать умение сравнивать предметы контрастных размеров по высоте, отражать в речи результаты сравнения, употребляя название фигур, их цвет.

Описание: Дети сравнивают шкафы по высоте, достают таблицы со шкафов, рассматривают, выявляют закономерности, называют фигуры, продолжают ряды.

Материалы : таблицы и геометрические фигуры.

16. Игра «У кого хвост длиннее»

Цель: развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине и ширине.

Описание: Приходят звери и спорят, у кого длиннее хвост. Воспитатель и дети помогают сравнивать по длине и ширине. Можно сравнить длину ушей. Потом звери покупают пуговицы к своей одежде, столько пуговиц, сколько петель.

Материалы : игрушки (зайцы, лисы, обезьяны, медведи, пуговицы,

Игра с мячом «Что длиннее»

Цель: развивать умение сравнивать предметы по длине.

Описание: В игре с мячом дети образуют круг, воспитатель стоит в центре, он катит мяч одному из детейначинает фразу«Сапоги длинные, а ботинки….» Ребенок, взяв мяч, отвечает «короткие» - и катит мяч воспитателю.

Гольфы длинные, а носки (короткие)

Платье длинное, а юбка… (короткая)

Шорты короткие, а брюки …

У футболки рукава короткие, а у рубашки …

Материалы : мяч.

17. Игра «Наш день»

Цель: развивать умение соотносить действия с частями суток.

Описание: Воспитатель с помощью куклы производит действия, по которым дети определяют части суток, потом воспитатель показывает картинки, и дети определяют в какое время суток это происходит.

Материалы : кукла, картинки

«Назови пропущенное слово»

Цель: развивать ориентировку во времени, умение называть временные отрезки (утро, вечер, день, ночь)

Описание: Дети образуют круг, воспитатель катит одному из детей мяч.

Начинает предложениепропуская названия частей суток:

- Мы завтракаем утром, а обедаем…

Дети называют пропущенное слово

- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой …

Материалы : мяч.

18. Игра «Гости на елке»

Цель: развивать умение устанавливать соответствия между множествами, сосчитывать предметы.

Описание: На елку пригласили гостей, поставили 3 стула. Дети сосчитывают их определяют количество приглашенных. Воспитатель ставит 4 игрушки и выясняет с детьми: сколько пришло гостей? Сколько ожидали? На сколько больше пришло? Устанавливаем соответствие между множествами, используя в речи числительные по 3, по 4, выражения: столько, сколько, поровну, больше, меньше, одинаково. Рассаживаем гостей на стулья, раздаем маски, снежинки, хлопушки, конфеты.

Материалы : игрушечная елка, мягкие игрушки, стулья, снежинки, конфеты, хлопушки.

19. Игра «Справа как слева»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать представление о симметрии.

Описание: медвежонок забыл дорисовать рисунки, и дети дорисовывают, потом идут домой по лабиринтам.

Материалы : картинки с половинным изображением предметов, фломастеры, лабиринты.

20. Игра «Три медведя»

Цель: развивать умение сравнивать и упорядочивать предметы по величине.

Описание: Сравнивать медведей, ложки, стулья, кровати. Каждому медведю подобрать нужную мебель.

Материалы : силуэты трех медведей, комплекты игрушек (или картинок) трех размеров.

21. Игра «Волшебные дорожки»

Цель: развивать умение выделять основные признаки предметов : цвет, форму, величину, группировать по двум признакам.

Описание: Дети собирают незаконченные бусы и идут в гости к Даше и Маше по дорожкам. Вдоль дорожек раскладывают камешки, фигуры одного цвета с дорожкой, по форме соответствующие эмблеме дорожки.

Материалы : набор кругов – бусинок разного цвета и размера, карточки с изображением бус, панно с дорожками, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

22. Игра «Домики и дорожки»

Цель: умение называть геометрические тела (куб и призма - «крыша», различать предметы по длине.

ОписаниеК детям приходят гости: Еж, Заяц, Утка и просят построить для каждого домик из кубов и призм. Они любят ходить друг к другу в гости, надо выбрать для них дорожки. Дети поясняют, какая дорожка нужна (длинная или короткая? По какой дорожке идти дальше, по какой ближе и почему?

Материалы : игрушки, кубы и призмы (мягкий модуль, дорожки.

Игра со счетными палочками.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев и комбинаторские способности.

Описание: Игрушки дарят детям счетные палочки, просят из них построить домики.

Материалы : Счетные палочки.

23. Игра «Математические загадки»

Цель: развивать умение классифицировать множество по двум основаниям (цвет и форма, размер и форма).

Описание: медвежонок приносит «Чудесный мешочек» и загадывает загадки. Дети отгадывают и узнают, что в мешочке, определяют на ощупьРаскладывают в обручи по двум признакам: все маленькие и синие, все большие и треугольные и т. д.

Материалы : «Чудесный мешочек», набор геометрических фигур, загадки.

1. Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг)

2. Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно

Получился бы (овал)

3. Три вершины,

Три угла,

Три сторонки,

Вот и я (треугольник)

4. Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура-

Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)

5. Кубик в краску окуни

Приложи и подними.

Вася 10 раз так сделал-

Отпечатались они (квадраты)

24. Игра «Прокати до ворот»

Цель: развивать умение различать шар и куб призму (крышу); анализировать предметы.

Описание: Дети слушают стихи про шар и куб, достают из мешочка на ощупь (шар, куб, призму «крыша»). Детям предлагается катить шары и кубы по дорожкам, в ворота. Выясняют, что лучше катится. Почему?

Материалы :Шары, кубики, призмы, дорожки (длинные, короткие, воротца (высокие, низкие, «чудесный» мешочек, стихи.

1. Принес нам ящик почтальон-

Посылка мне и брату.

Ящик - куб, в нем 6 сторон,

Все стороны квадраты…

(Куб)

2. Удар! Удар! Еще удар!

Летит в ворота мячик – ШАР!

А это- шар арбузный

Зеленый, круглый, вкусный.

Вглядитесь лучше – шар, каков!

Он сделан из одних кругов.

Разрежьте на круги арбуз

И их попробуйте на вкус.

(Шар)

25. Игра «Волшебное дерево»

Цель: развивать умение группировать предметы по цвету, фигуры - по форме, составлять из частей целое.

Описание: Приходит Медвежонок, предлагает украсить дерево : «Чем можно украсить?». Дети вешают на дерево листья (желтые, зеленые, красные, большие и маленькие, предметы разного цвета, размера, формыопределяют левую и правую сторону. Под деревом находят игрушку цыпленка и составляют силуэт из имеющихся фигур.

Материалы : плоское изображение предметов и геометрических фигур разного цвета, величины, формы; наборы геометрических фигур.

26. Игра «Чего не хватает»

Цель: развивать умение различать правую и левую руку, направление: от себя - к себе, вверх- вниз, направо - налево, впереди- сзади, развивать умение сравнивать, обобщать.

Описание: Воспитатель предлагает поиграть с флажками (белого, синего цвета). Дети берут флажки в правую и левую руку, меняют флажки в правой и левой руках. Прячут за спину, вытягивают вперед, вверх. Потом воспитатель показывает таблицы, в которых необходимо найти пропущенное изображение флажков. Воспитатель с детьми выясняет закономерность порядка изображения предметов. Называют соответствующую картинку.

Материалы : флажки 2 цветов, карточки – таблицы

Игра «Достань из мешочка»

Цель: развивать умение различать правую и левую руку, закреплять счетные умения.

Описание: Воспитатель предлагает ребенку достать из мешочка 2-5 игрушки, дает задание: возьми в левую руку 2 матрешки а в правую 1 машинку; возьми в правую руку 3 орешка, а в левую 1 шишку и т. д. Если ребенок выполнил не верно, то игрушки возвращаются в мешочек.

Материалы : мешочек, набор игрушек.

27. Игра «Медвежата.»

Цель: умение воспроизводить последовательность чисел натурального ряда в игровой ситуации.

Описание: Воспитатель приносит фланелеграф, на нем картинка речки и 5 медвежатпредлагает поиграть.

Один медвежонок идет купаться к речке,

Один медвежонок резвится на берегу.

Еще один прибежал,

«Хочу с тобой!» - сказал.

И вот вам результат

Два медвежонка…и т. д.

Дети повторяют вместе с воспитателем – до 5 медвежат.

Материалы :фланелеграф, картинка речки и 5 медвежат.

Игра со счетными палочками.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев и комбинаторские способности.

Описание: Воспитатель предлагает детям «посадить» деревья для мишек, чтоб они могли отдохнуть в тени.

Материалы : счетные палочки

28. Игра «Что изменилось»

Цель: различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, развивать мелкую моторику.

Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры расположенные на фланелеграфе и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось. Игра повторяется несколько раз, но теперь фигуру прячут по очереди дети.

Материалы : набор геометрических фигур.

Игра со счетными палочками

Цель: развивать мелкую моторику пальцев и воображение.

Описание: Воспитатель предлагает детям из палочек сделать то, что захотят.

Материалы : счетные палочки.

29. Игровое упражнение «Когда это бывает»

Цель: различать части суток, пользуясь цветовыми моделями.

Описание: медвежонок приносит цветную модель частей суток. Дети подбирают картинки и стрелкой указывают, когда это бывает

Материалы : модель частей суток, картинки.

Загадки

Цель: развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, ориентируясь на существенные признаки.

Описание: медвежонок загадывает загадки о частях суток.

Материалы :

1. Вот проснулось в небе солнце,

Заглянуло к нам в оконце.

Петушок горланит мудро,

Возвещая: Это!

(Утро)

2. Стало за окном темнеть,

Птицы стали тише петь.

Убирать игрушки нужно,

Мама всех зовет на ужин.

Когда это бывает?

(Вечер)

3. На дворе темным темно,

Месяц смотрит к нам в окно.

Спят в кроватках сын и дочка-

Значит наступила…

(Ночка)

4. Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень

Что за время суток?

(День)

30. Игра «Закрой двери в домиках»

Цель: развивать умение сравнивать предметы по ширине.

Описание: Детям раздаются домики с прорезью для двери, и они подбирают «двери».

Материалы : домики, двери разной ширины (прямоугольники)

Игра «Составь предмет»

Цель: развивать умение составлять силуэт предмета из отдельных частей (геометрических фигур)

Описание: Воспитатель предлагает детям отдохнуть на ковре. Там лежат различные геометрические фигуры. Из них предлагается построить игрушки, стоящие на столе (домик, елку, грузовую машину, снеговика)Возможно объединение составных частей силуэтов в единый сюжет«Дом в лесу»«Улица» и др.

Материалы : игрушки, (домик, елка, грузовая машина, снеговик, геометрические фигуры

31. Игра «Геометрическое лото»

Цель: развивать умение находить предметы с заданными свойствами.

Описание: Детям раздают карточки с геометрическим фигурами. Воспитатель показывает фигуру, дети ищут и накладывают на свою карточку так, чтобы фигура совпадала с нарисованной.

Материалы : карточки с изображением геометрических фигур, набор геометрических фигур.

Игра «Продолжи ряд»

Цель: развивать логическое мышление, составлять ряд предметов с учетом определенной закономерности, умение называть форму предметов и деталей.

Описание: Воспитатель вместе с детьми рассматривает 1 таблицу, предлагает назвать предметы, их форму, обращает внимание на порядок расположения предметов. Спрашивает, какую картину надо расположить следующей и почему. Дети по очереди подходят к таблице, раскладывают картинки с учетом заданной закономерности (продолжают ряд). Дети вместе с воспитателем рассматривают 2 таблицу. Потом дети работают самостоятельно за столами составляют такой же ряд из геометрических фигур.

Материалы : 2 таблицы, геометрические фигуры

32. Игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт»

Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Описание: детям предлагаются лабиринты, они карандашом показывают путь прохождения.

Материалы : лабиринты, карандаши.

Пальчиковая игра «Котята»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, умение присчитывать предметы по одному к исходному количеству - до 5.

Описание: «Сложите пальцы в кулак. Читайте стихотворение и отгибайте по одному пальцу. Пальцы - это котята».

Материалы : текст

Один котенок пьет молоко.

Оно такое вкусное, что идет еще один котенок.

Два котенка пьют молоко.

Оно такое вкусное, что идет еще один котенок и т. д.

Комплексное занятие по математике и рисованию для  младшей группы

 Тема:

  1. Математика. Счет до 4

Сравнение двух множеств

2. Рисование : Красивые тарелочки

Программное содержание:

1. Закрепить счет в пределах 4, умение сравнивать два множества, закрепить понятие «столько же».

2. Учить рисовать гуашью с помощью пальчиков круги, ориентируясь на внешнюю опору в виде круглого листа бумаги, дополнять узор волнами, точками и другими элементами.

Материал : 4 игрушки зверей (лиса, заяц, еж, медведь); фрукты и овощи в разных количествах, до 4 штук; краски гуашевые 3 цветов: красный, синий, желтый; бумажные круги по количеству детей 4 открытки с загадками.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульях. Воспитатель сообщает, что чегодня у нас в группе будут гости, для них надо приготовить 4 стула. Воспитатель ставит стулья в ряд, дети считают.

- Как думаете, сколько придет гостей, если мы поставили 4 стула? (4)

- А чтобы узнать, кто же придет, надо прочитать открытки, которые они прислали. Воспитатель просит помочь отгадать зверей. При отгадывании из-за ширмы появляются соответствующие звери, воспитатель сажает их около стульев.

Загадки: 1. Всех зверей она хитрее,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост ее краса,

А зовут ее ….(лиса)

  1. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь,

Этот зверь лесной. (медведь)

  1. Быстро скачет скок да скок

По лесной лужайке

Быстроногий, длинноухий

И пушистый. (зайчик)

4. Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель. (ёжик)

Воспитатель предлагает узнать, хватит ли стульев зверятам. Вызывает по одному ребенку, просит посадить одного зверя на один стул.

- Сколько зверей взял? (1) Сколько ему стульев? (1)

Затем выясняют, всем ли хватило стульев.

- Сколько стульев и зверей7 (поровну)

- Да, стульев столько же, сколько зверей. (Воспитатель просит повторить фразу.)

Гости всегда приходят с подарками. Воспитатель показывает корзину с фруктами, овощами, говорит что это угощение принесли зверята.

Достает фрукты и овощи из корзины, дети называют их, считают (2 морковки, 3 яблока и т. д., отгадывают и объясняют, чей подарок.

Все подарки выкладывают на поднос, ставят на стол.

- А скучать нам не годится

Так давайте веселится

Весело попляшем в хороводе нашем.

Танец — песня «Буги-Вуги».

(во время танца убирается белочка в угол)

- Веселились мы на славу

А теперь пора к столу.

Воспитатель предлагает рассадить зверей за столом, вызывая по одному ребенку посадить 1 зверя.

- Ой ребята, тише, тише

Что-то странное я слышу.

Кто-то плачет, слышите?

Может, вы поищите?

Дети с воспитателем находят белочку в углу. Около нее лежит тарелочка с отколотым краем (бумажная). Рассматривают тарелочку. Воспитатель выясняет у белочки, почему она плачет, белочка на ухо воспитателю говорит, а воспитатель объясняет детям.

-Белочка хотела помочь накрыть на стол, несла тарелки, уронила их и разбила. Как же теперь без тарелок будет угощение? Как помочь?

Воспитатель предлагает нарисовать много красивых тарелочек, дети подходят к столам, на которых стоит гуашь и лежат бумажные круги.

Воспитатель на своем образце сначала объясняет, что в первую очередь надо обозначить дно, затем кайму по краю, а потом наносить узор. Звери наблюдают за работой. В процессе работы воспитатель оказывает помощь на своем образце (сделай также).

В конце работы 2 ребенка рассказывает о своей тарелочке зверятам. Кладут тарелочки им на стол.

- А зверята в благодарность приглашают вас угоститься их любимой едой (яблоки с медом, дольки моркови, рыбка).

Интегрированное занятие по математике и лепке в первой младшей группе «Приключения Колобка»

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

закреплять умение считать до трех;

закрепить понятия: большой – маленький;

формировать представление о геометрической фигуре «круг», формировать умение различать цвета;

развивать умение слушать задание и самостоятельно его выполнять.

Ход занятия:

Организационный этап

В: Ребята посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Д: Здравствуйте!

В: А теперь поприветствуем друг друга (фон 1).

Основной этап

Вкатывается колобок в группу под музыку (фон 2).

В: Ребята, посмотрите, кто к нам прикатился?

ДКолобок!

В: Правильно, колобок! А колобок не случайно у нас сегодня появился, он предлагает отправится вместе с ним в увлекательное путешествие. Вы готовы путешествовать?

Д: Да!

В: Прошу занять свои места (дети садятся на скамейки).

Колобок как и вы очень любит играть. В своей игре он часто использует вот такие фигуры (шары). Кто знает как они называются?

Д: Шар, шары.

В: А что еще можете сказать о них? Какие они?

Д: Красный, желтый, зеленый.

В: Каждый шар, живет в своем доме. Отгадайте, в каком доме живет красный шар? Желтый шар? Зеленый шар?

Ребенок: Покажи, где живет красный шар, желтый шар, зеленый шар?

В: Молодцы, мы справились с заданием!

Воспитатель: Покатился колобок дальше (фон 3, (после физкультминутки дети садятся на свои места).

Повстречал колобок своих друзей. Посмотрите, ребята, какие они?

Д: Красный, желтый.

В: Молодцы, а по размеру какие?

Д: Большой, маленький.

В: Они тоже вместе с нами хотят путешествовать, но для этого им нужно нарядиться. (Воспитатель достает из коробки шляпы). Посмотрите, что это?

Д: Шляпа.

В: Правильно. Кому подойдет эта шляпа? Покажет (Ребенок). А кому подойдет эта шляпа (Ребенок).

Молодцы ребята, мы нарядили колобков. Они вам нравятся?

Д: Да.

В: А теперь каждый из вас может слепить своего колобка. Для этого нам нужен пластилин (руками показывают на пластилин, доска (показывают на доску, кладут обе ладошки) и умелые ручки (поднимают ладошки).

Чтобы им было легко трудится, выполним пальчиковую гимнастику. Вы любите гулять? Ваши пальчики тоже любят гулять. Приготовились!

Пальчиковая гимнастика:

Вышли пальчики гулять (перебирают пальчиками вперед по столу)

А вторые догонять (ускоряют передвижение)

Треть пальчики бегом (еще быстрее)

А четвертые пешком (замедленное движение как-бы вперевалочку)

Пяты пальчик поскакал (пальчик прыгает)

И в конце пути упал! (хлопают ладошками по столу).

В: Для работы пластилин необходимо размягчить. Для этого берем его в руки и начинаем разминать. Теперь положите пластилин на ладонь, накроем сверху второй ладошкой и производим вращательные движения. У нас должен получиться шар. (Воспитатель показывает все движения на уровне живота.Если ребенок не справляется, то воспитатель помогает ему его руками скатать шар).

В: Молодцы, вы справились с работой и у колобка появилось много новых друзей. Сейчас мы их соберем для нашей выставки (воспитатель собирает работы).

Заключительный этап

В: Ребята, вам понравилось путешествовать с колобком?

Д: Да!

В: А ему понравилось как вы работали сегодня на занятии. Кто хорошо работал? Положите ручку на голову. Молодец, погладим себя (гладят себя по голове). Ты очень старался.

Наше занятие подошло к концу,

Дружно на прощанье скажем до свиданье!

(Дети уходят мыть руки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привить ребёнку интерес к математике

Консультация для родителей на тему "Как привить ребёнку интерес к математике".В работе описаны методы приобщения ребёнка к математике и игры напрвленные на развитие математических способност...

Консультация для родителей "Как привить ребёнку интерес к музыкальному инструменту"

Как привить ребёнку интерес к музыкальному инструменту...

Как привить ребёнку интерес и любовь к науке?

Дети по своей природе любят играть и учиться. Когда игра идёт неразрывно с учёбой, ребёнка не нужно заставлять читать букварь или считать груши с яблоками. Он сам принесёт вам книжку и попросит поигра...

Консультация для родителей "Как привить ребёнку интерес к чтению"

Предлагаю несколько приёмов, которые помогут вызвать интерес ребёнка к чтению....

Привить ребёнку интерес к чтению

Привить ребёнку интерес к чтению...

Консультация для родителей " Как привить ребёнку интерес к математике"

Как пробудить интерес ребёнка к математике? Родители сами должны быть увлечены и заинтересованы .Мотивация- главный вопрос в обучении....