Консультация для родителей "Играем с детьми правильно"
консультация

Дё Светлана Васильевна

Материал для папки -передвижки в информационный центр для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_s_detmi_pravilno.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

        Многие мамы не знают, как с пользой провести выходной день, не знают чем заполнить это благодатное для развития ребёнка время. А ведь так много можно успеть, причём с пользой. Чем же занять ребёнка так, что бы общение приносило вам радость? Во-первых, в течение дня нужно менять виды деятельности, это должны быть и активные занятия и более спокойные, развивающие и простые игры, важно предоставить время побыть одному. Главное, чтобы любое начинание нравилось ребёнку, приносило удовольствие. И тогда маме не придётся жаловаться на ребёнка, она поменяет понятия «гиперактивен», на «подвижен», «капризен» на «любознателен». Ребёнку не придётся устраивать капризы с целью привлечения к себе внимания. Одно «но»: мама должна проявить терпение, ведь после некоторых действий придётся немного привести в порядок квартиру. Но и для этого можно  использовать детскую помощь.

Игры для маленьких детей:

     «Испечём печенье».

Детям уже после года это очень нравится - возиться с тестом. Ребёнку по силам: смазывать кисточкой с маслом противень, накладывать в миску муку из бочка, размешивать ложкой, снова накладывать муку, раскатывать скалкой небольшие кружочки, квадратики (здесь можно и геометрические фигуры изучать), ставить на кружочки глазки вилкой или спичкой, перекладывать печенье на противень. А если ещё добавить пищевые красители, например, сок свеклы, моркови, можно изучать цвета и сделать ещё оригинальнее выпечку. Попутно, неплохо было бы слепить колобка или другого персонажа, вспомнить сказку: «Кого следующего встретил колобок?» Здесь и речь, и мелкая моторика развивается. Можно слепить снеговика из трёх шариков, а вместо ручек воткнуть ему зубочистки. Приготовленное ребёнком печенье покажется ему гораздо вкуснее, тем более что мама похвалит. Он будет чувствовать, что мама в нем нуждается, что он большой помощник и участвует в делах семьи. А пока печенье печётся, можно вместе почистить картошку для основного блюда, вымыть посуду.

«Перейдём болото».

Для этой игры понадобятся кружочки-кочки двух цветов. Их можно приготовить из старых обоев или цветного картона. Разбросать их по комнате. Задача ребёнка- наступая только на зелёные кочки и, ни в коем случае, на красные, добраться до определённой комнаты в вашем доме или, скажем, до определённой полки, где спрятан клад. А клад- это монетки разной стоимости, цифры на которых он должен обязательно назвать. Только при выполнении задания он может этот самый клад получить и сложить в копилку, оставив до хорошей погоды. Это научит терпению и бережливости.

«Игра на внимание».

Мама показывает различные картинки, если это животное, ребёнок должен подпрыгнуть, если это птичка - хлопнуть в ладоши. Вариантов действий и картинок тут может быть сколько угодно, в зависимости от того, каким материалом располагает мама. А мама обязана располагать большим количеством различного материала, с детьми может все  что угодно пригодиться: и вырезки из старых газет и журналов, и нарисованные самостоятельно и ребёнком. Не всегда нужно надеяться только на то развитие, которое дают в детских учреждениях, ведь там детей целая группа, а у вас он один, и вы, как никто другой, знаете его возможности.

        

 «Скалочка».

Подложить под стопы ребёнку, сидящему на стуле, скалку, он должен её катать своими ножками по полу. Чтобы было веселее, мама включает музыку, потом резко выключает - ребёнок прижимает ножки к груди. Снова включает, и так минут пять. Это профилактика плоскостопия. Заодно развиваем реакцию и внимание.

«Ветерок».

Это занятие на развитие дыхания. Снять с подоконника комнатный цветок, лучше, если он будет с толстыми листьями, например, денежное дерево, и пусть попробует изобразить ветер, так, чтобы листья зашевелились. Не забудьте после игры назвать цветок и полить его.

        

  «Домашний боулинг».

Если дома нет кеглей, можно использовать пустые пластиковые бутылки. Ставим их в конце комнаты, и по очереди бросаем в них мяч. Если упали все кегли, то тому игроку в ведёрко кладём квадратик. Это будет служить стимулом, вместо очков. Кто наберёт больше квадратиков, тот выиграл (не забудьте поддаваться). Игра хорошо развивает координацию и точность.

«Необычная аппликация».

Использовать будем не бумагу, а цветную изоленту. Вырезаем простые фигурки, ребёнок должен их приклеивать на основу. Можно сделать картинку на картоне, а можно рамочку для фотографии. После выполнения работу желательно разместить в детской. Такие простые игры и занятия направлены на всестороннее развитие маленького человечка, ребёнок учится соблюдать правила, даёт возможность творчески реализовываться. Та лишняя энергия, которая присуща детям, направлена в нужное русло. Грамотная и заботливая мама всегда имеет в запасе несколько игр, стишков, подручного материала. Тогда и только тогда она способна почувствовать всю прелесть материнства в полном объёме.

 

          Как часто мамы задаются вопросом - что делать с ребенком в течение дня? Как играть? Во что играть? А иногда даже кажется маме, что: «ну как играть, у нее дел полно, и обед надо приготовить, и убраться, и постирать - а тут еще и игры». Но на самом деле все очень просто. Ребенку для нормального развития достаточно, чтобы мама в день проводила с ним пять вещей. Назовем их пять игр. Чтобы нам проще было запомнить, мы с вами сейчас возьмем пальчики, у нас их пять, и разложим по пяти пальчикам - что важно в течение дня.
1. Книжка. И опять-таки, помните, что недолго, немножечко, капельку, только чтобы интерес вошел в него (ребенка). Только чтобы красивые слова, картинка в памяти осталась.

2. Развивающая игра. И опять-таки, не нужно усаживать или говорить "пойдем заниматься" - поиграйте там, где ему удобно - если на кухне, пусть будет на кухне.

3. Подвижная игра. Это очень важная вещь, где нужно побегать, попрыгать, полазить.

4. Сюжетная игра. Без сюжета, как я уже не будет социальности у ребенка,

5.Свободное время.

Вот пять пальчиков - пять функций. И даже если они занимают по две минутки - этого достаточно. Не загружайте себя. Пусть ваш день будет спокойным и радостным. И если мамочка будет в течение дня прямо считать по пальцам - вот сейчас я сделала это, сейчас я сделаю это - ей станет намного легче. И будет все замечательно. Не надо посвящать себя ребенку целый день. Не надо навязывать свое общество ему. Только тогда, когда это необходимо. И если сюда еще включить тепло и ласку, если вы будете говорить ласковым спокойным тоном и очень часто обнимать и прижимать к себе ребенка - все, у вас не будет простудных заболеваний. Но это уже тема другого разговора.


1. Книжка 

В течение дня нужно с ребенком прочитать одну книжку. Не обязательно читать ее всю, не старайтесь прямо до конца дочитать сказку - читайте, пока у ребенка сохраняется интерес. Даже если вы почитали всего пять минут - это уже очень много. Пусть недолго, немножечко, капельку, только чтобы интерес вошел в него (ребенка). Только чтобы красивые слова, картинка в памяти осталась. Тогда и завтра ребенку захочется еще почитать - потому что это будет то, что запомнилось приятным. Вообще, все, что вы делаете с ребенком должно ассоциироваться у него с радостью, тогда и детство будет действительно сладким.

Если чего-то ребенок делать не хочет, от чего-то он отказывается (например, многие дети не любят одеваться, чтобы идти гулять) - попробуйте обыграть это действие так, чтобы ему (ребенку) стало интересно. Придумайте сказку, спойте ему песенку во время одевания - отвлеките от неприятного занятия, и со временем оно станет приятным для него. И очень важно, конечно же, радоваться вместе с ребенком - если вам до смерти не хочется читать книжку, а вы заставляете себя потому что так надо - ваш ребенок почувствует это и, конечно же, ничего из чтения хорошего не выйдет.   Какие книжки читать с малышом? Те, в которых простые, яркие, понятные ребенку, радостные иллюстрации,  например, книжки Сутеева.  

 

2. Развивающая игра

Это любая игра, в которой ребенку нужно подумать. Играть в нее можно где угодно, не обязательно для этого назначать место или время, и тем более не надо усаживать ребенка со словами "сейчас мы с тобой поиграем вот в это". Играйте там, где удобно вам и ребенку. Например, мама делает что-то на кухне, тут же крутится малыш, и вот если мама ему в этот момент даст, например, коробочку и ложки - большие и маленькие. И покажет, что в коробку можно ложки складывать, но в нее влезают только маленькие, а большие (как через минуту убеждается ребенок) не влезают - это уже развивающая игра. Подумайте, вы наверняка в течение дня много раз играете в такие игры - предлагаете ребенку закрыть банку, или попробовать вставить один стаканчик в другой - все игры, где включаются процессы мозга, такие как обобщение, анализ, сравнение и другие - все эти игры могут считаться развивающими.

Сейчас много и уже готовых развивающих игр - от обыкновенных сортеров и пирамидок до больших развивающих центров. В них тоже можно играть. Еще один важный момент, о котором часто забывают родители - в любую игрушку нужно проиграть вместе с малышом. Часто можно услышать такую фразу: "В доме игрушек полно, а он ни во что не играет. Уж не знаем, что ему и нужно", А малыш просто не знает, что делать с этими игрушками. Поэтому важно в каждую новую игрушку хотя бы раз сыграть вместе с ним. Купили кубики - постройте ему башню, куклу уложите спать, покормите и повозите в коляске и так далее.  

3. Подвижная игра

Очень важна для полноценного развития малыша, играть можно где угодно - лучше на прогулке, особенно если это прогулка в выходной день с папой - с папой обычно бегать и прыгать даже интереснее. Полчаса беганья-прыганья - лазанья в день - и развиваются все группы мыщц, не говоря о радости совместного «дураченья» (вы же не будете скучно заниматься физкультурой - вы просто играете). Даже обычная игра "догоню, догоню", которую так любят наши малыши уже считается подвижной.

4. Сюжетная игра

Очень важный аспект развития ребенка - сюжетные игры. На сюжетных играх малыш учится себя вести, учится социализации, учится быть успешным в жизни. Сюжетные - это любые игры, в которых что-то происходит. Например, покормить мишку (и мишка говорит спасибо после еды, и просить дать ему еще), уложить куклу спать, детям постарше - приготовить с куклой обед, построить кукле башню или дом, и так далее.

И последний, но наверное самый важный пункт - самостоятельная игра. Это очень важный этап развития, к сожалению, часто родителями не считается важным, и не ставится во главу угла, и некоторые родители даже стараются занять ребенка все свободное время. То есть они отдают себя в распоряжение ребенка и становятся как бы частью его жизни. У таких мам потом ребенок и очень беспокойно спит, и не отпускает маму никуда, и очень слабо социален.

Свободное время должно быть

Во-первых, чтобы ребенок привыкал к самостоятельности, а во-вторых, чтобы он осваивал мир. В освоении мира заложен ряд функций, которые развиваются на этом этапе.

Приведу маленький пример: ребенок ползет по полу, ведя машину. У него в голове выстраиваются несколько позиций, несколько сюжетных линий вот так нужно проехать, под стулом завернуть, и может быть, еще куда-то заехать. В это время работает несколько мыслительных функций - работает анализ (анализирует путь), сравнение (достаточна ли машина, чтобы пролезть именно под стул - поместится ли она там), это нам кажется, что он просто - дррр - проехал с машиной, на самом деле работает очень много процессов, тем самым развиваясь и совершенствуясь. И вдруг мама, для которой, возможно режим важнее (что, конечно печально), она говорит: "Все, надо кушать. Пойдем" - берет ребенка и уносит его. Хотя иногда ребенок сопротивляется, иногда не сопротивляется - это зависит от темперамента ребенка. Что в это время происходит? Происходит блокирование, процесс прерван на самом важном месте. Развитие на секунду застопорилось, этой секунды достаточно, чтобы часть (очень маааленькая) часть процессов была замедлена для дальнейшего развития. И вот так, не уважая ребенка, не давая ему, чтобы он развивался сам, мама зачастую блокирует мыслительную деятельность, а потом удивляется - что он такой непонятливый растет. Часто можно услышать "ну что-то вот не понимает, никак не может усвоить". Потом ему очень сложно бывает в школе, потому что все это (работа мыслительных процессов) закладывается в раннем детстве.

Что же нужно делать? Во-первых, дать ему довести игру до конца. Если вам очень уже приспичило срочно покормить его, тогда попросите его закончить. Завести машину в гараж, или еще что-нибудь. Закончить. Попросить "Давай заканчивай, и мы с тобой будем кушать".

Если же ребенок увлекся игрой - ни в коем случае, никогда не прерывайте его. Нет ничего важнее развития и совершенствования вашего ребенка. Никакой режимный момент (вы сейчас, слушая меня, возможно думаете - ага, вот мне надо в садик собираться, вот я на работу опаздываю, а он разыгрался. Ну, конечно, можно и так сказать, что работа важнее. Но если подумать более глобально - нет ничего важнее развития вашего ребенка. Ну и потом, попробуйте планировать так день, чтобы в игрушки он не влезал,  когда вы куда-то спешите.)

Итак: если ребенок увлекся, занялся, если ему что-то интересно, что-то он разбирает, куда-то пополз, куда-то пошел, что-то разглядывает - постарайтесь убрать себя. Наблюдайте тихонечно, издалека, боковым зрением. Не вмешивайтесь, не спрашивайте "а что ты тут делаешь?" "А во что ты играешь?". Не надо навязывать себя нам взрослым, детям, когда они чем-то заняты. Потому что это очень важный процесс развития. Без этого мы не получим самостоятельного мыслящего человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

 Работа воспитателя и работа логопеда компенсирующего детского сада различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она т...

консультация для родителей "Хвалим ребёнка правильно"Рекомендации как правильно хвалить ребёнка

рекомендации как правильно хвалить ребёнка, не льстите, не преувеличивайте, будьте всегда искренне. Хвалите за старание, а не за природный дар. Тогда ребёнок вырастит, добрым, трудолюбивым. Сможет пра...

Особенности овладения детьми правильным произношением звуков на разных этапах освоения ЗКР.

Особенности овладения детьми правильным произношением звуков на разных этапах освоения ЗКР.Цель: повысить уровень компетентности педагогов МБДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при в...

Буклет "Играйте с детьми правильно"

В данном материале были собраны основные правила игры с ребенком. Для каждого возраста свои особенности, чтобы заинтересовать ребенка....

Буклет-консультация "Говорите с детьми правильно"

Речь не передается по наследству.Ребенок перенимает речь окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые при разговлре с ребенком следили за своей речью....

Консультация для родителей «Говорите с детьми правильно!»

Консультация для родителей «Говорите с детьми правильно!»...

Консультация для родителей «Говорите с детьми правильно!»

С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая это...