«Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование»
консультация
Развитие познавательной активности детей – одна из актуальных проблем современности. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы
«Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование»
Развитие познавательной активности детей – одна из актуальных проблем современности. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется со многими видами детской деятельности. Поэтому свою работу по экспериментальной деятельности планирую с детьми на занятиях (плановые эксперименты), так же в самостоятельной деятельности детей (работа в лаборатории), и в совместной работе с родителями и социумом.
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализую в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, кляксография), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойства, состав и возможности.
В музыкальной деятельности процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает у детей инициативность, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, при изготовлении звуковых игрушек и шумелок. Использование экспериментов на занятиях по развитию речи помогает развивать речь и пополняется словарный запас детей.
Так же в нашем детском саду со старшими дошкольниками практикуется «Клубный час», где дети включаются в разные виды деятельности – рисование, конструирование, экспериментирование; стремятся достичь хорошего качества, демонстрируя конечный результат. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер, а еще помогает выбрать род деятельности по своему желанию.
Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями природы или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдая на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности, планирую кратковременные опыты, уместные по тематике.
В рамках трудовой деятельности провожу основную работу по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличиваю этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян).
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.
В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
⮚ приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
⮚ разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
⮚ природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
⮚ бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;
⮚ технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.;
⮚ разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
⮚ красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
⮚ медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
⮚ прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
В книжном уголке имеются детские справочники, детская художественная литература, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников, включаем родителей в процесс развития познавательного интереса у детей в следующих формах:
- анкетирование (проводится с целью выяснения отношения родителей к познавательной исследовательской деятельности и интереса к предметам и явлениям окружающей жизни, выявления запросов, потребностей, интересов родителей и уровня их педагогической грамотности);
- участие семьи в различных исследовательских проектах: «Тайна осенних листьев» «Деревенский зимний дворик», «Приключения волшебной капельки», «Безопасность на природе» и др.
- организация совместных встреч в традиционной и нетрадиционной форме (мастер-классы, познавательные досуги, конкурсы и т.д.);
- проведение экологических акций «Собери макулатуру - сбереги одно дерево», «Защищать леса родные – вот какая наша цель!», «Принеси батарейку - сбереги одного ёжика», «Берегите первоцветы». Участвуем с детьми в экологических конкурсах. В конкурсе «Дебют в науке» участвовали с такими проектами как «Поступай в природе так, как укажет эко знак», «Почему листья желтеют?» Участвуем в международной программе «Эко- школа/ Зелёный флаг».
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
∙ Дети получают представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
∙ Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
∙ Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Для лучшего усвоения навыков и умений в области экспериментирования мною составлена дополнительная образовательная программа по экспериментально-поисковой деятельности под названием «Родничок» с картотекой опытов и экспериментов для детей от 3 до 7 лет.
Свою работу строю по трем взаимосвязанным направлениям:
∙ живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др);
∙ неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
∙ человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства, преобразование предметов).
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."
Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»
Экспериментирование в ДОО одно из ведущих направлений развития детей....

Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира....

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"
Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"...

Развитие познавательной активности дошкольников, через использование элементов технологии ТРИЗ в экспериментировании
Статья, где описываются отдельные элементы технологии ТРИЗ для старших дошкольников: метод маленьких человечков в экспериментировании...