Проектно-исследовательская деятельность в процессе экологического воспитания.
консультация
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Метод проектов актуален и очень эффективен. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектно - исследовательской деятельности ребенок чувствует себя субъектом собственной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_protsesse_ekologicheskogo_vospitaniya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность в процессе экологического воспитания.
Если каждый человек на кусочке
своей земли сделал бы все, что он может,
как прекрасна была ба земля наша!
А. П. Чехов
Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологическое направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Метод проектов актуален и очень эффективен. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектно - исследовательской деятельности ребенок чувствует себя субъектом собственной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Проектно - исследовательская деятельность включает в себя: - задания для детей, сформулированные в виде проблемы; - целенаправленную детскую деятельность; - формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; - результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта. Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
- физический: управляет своим телом и отдельными органами;
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;
- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
- лингвистические: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры;
- личностный: узнает свои личные возможности;
- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Цель экологических проектов - создание условия для подготовки детей к обучению основам экологии, формирование у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую), ценностно-ориентированную, коммуникативную. Задачи проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания:
- развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
- формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
- освоение детьми познавательных действий, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
- накопление представлений о городе как сообществе растений, животных и человека;
- раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворение его разнообразных потребностей;
- осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности;
- развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.
Метод проекта включает в себя несколько этапов, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектно - исследовательская деятельность в детском саду:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
Условия для реализации проектно - исследовательской деятельности:
- наличие в группе достаточного количества различных пособий, игровых материалов;
- возможность свободного выбора детьми материалов, видов деятельности, партнеров по совместной деятельности и всего другого, что и делает обучение личностно ориентированным;
- индивидуально - групповой способ использования организации образовательного процесса, позволяющий каждому ребенку внести вклад в процесс обучения, а педагогу и сверстникам – учесть этот вклад;
- заинтересованность родителей и тесное их взаимодействие с педагогами и детьми.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного. Основные задачи работы с родителями: - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; - объединить усилия для развития и воспитания детей; - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Я хочу в твои ладошки
Положить совсем немножко:
Дуновенье ветерка,
Чтоб развеял все печали.
Лепесток от василька,
Чтоб друзья не забывали.
Лучик радуги цветной,
Чтобы мир купался в красках.
Шёпот звёздочки ночной,
Чтобы снились только сказки.
Каплю горного ручья,
Чтобы сердце было чистым.
А ещё в ладошки я
Положу свой взгляд лучистый.
И когда к тебе немножко
Грусть нечаянно нагрянет,
Ты раскрой свои ладошки,
И тебе теплее станет! В. Бодрик.
Участники проекта получают не только новые эмоции и представления, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»
Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....
Проектно-исследовательская деятельность в процессе экологического воспитания.
Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Метод проек...
Презентация опыта работы "Организация проектно- исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания" .
Краткое описание опыта работы "Организация проектно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания" в дошкольном учреждении....
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников».
Методическая разработка....
Презентация "Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников"
Экологическое воспитание - процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход....
Организация проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания
Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума....
Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»
Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания...