Консультация Воспитание у детей самостоятельности
консультация (средняя группа)

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitanie_u_detey_samostoyatelnosti.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Воспитание самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста»


Самостоятельность это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка мы стремимся сделать все за него сами, но стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. К примеру, многим родителям проще покормить малыша с ложечки, чем потом отмывать пол и потолок от каши.

Уже к четырём годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.

Воспитывать в ребёнке самостоятельность это сложно. Но существует простой закон воспитания самостоятельности не надо делать за ребёнка то, что он способен сделать самостоятельно. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка. Ради светлого будущего ребёнка, не делайте за него лишнего.

В воспитании самостоятельности очень важно общение. Общения никогда не бывает много. Перед тем как принять решение, надо с ребёнком поговорить. Допустим, малыш заявляет: «Я не хочу завтра идти в садик». Нельзя оставить без внимания это сообщение, надо выяснить, что происходит. Когда маленький человек переживает беспомощность, он часто испытывает страх и не всегда понимает, чего именно боится. И тут родители должны принять чувства ребёнка всерьёз и дать ребёнку шанс о них поговорить. Чем больше дети выражают свои страхи в словах, тем меньше они овладевают ребёнком. 

Называя свои чувства словами, ребёнок учится их распознавать и контролировать.

Как правило, дети средней группы могут самостоятельно выполнять следующие действия:

Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом, пользоваться салфеткой. Правильно пользоваться ложкой, вилкой.

Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

Для того чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т. д. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Воспитывая самостоятельность лучше, как можно реже, прибегать к замечаниям, порицаниям, опираясь на поощрение и похвалу. Положительная оценка порождает у малышей интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.

При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как же действовать в подобных ситуациях? Даже маленький ребёнок должен иметь право выбора, но выбор нужно предоставить в так называемой «рамке». «Что будешь пить: воду или сок?»; «Ты уберёшь игрушки сейчас или после прогулки?». Такие вопросы ставят рамки. Вопрос не стоит «Будем убирать игрушки или нет», игрушки убирать будем, но когда выбирает сам ребёнок. Так же ребенок должен понимать, что его поступки ведут к определенным последствиям, к примеру, дочка пытается ходить в маминых туфлях: это смотрится забавно, но не совсем удобно или малыш пытается есть суп с помощью соломинки для сока - оказывается это долго и утомительно. Мудрые родители никогда не воскликнут: «Перестань заниматься глупостями!» Ведь это просто ценный урок. А заодно ребёнок учится не ошибаться.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, мы должны быть примером для подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"

Консультация "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

КОНСУЛЬТАЦИЯВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ....

Консультация для родителей "Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании"

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность,...

Консультация "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах.Через такой вид труда , как самообслуживание , ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт св...

Консультация для воспитателей. «Воспитание у детей самостоятельности и уверенности в себе посредством обучения спортивным играм».

В старших группах деятельность детей всё больше насыщается играми и упражнениями, требующими интенсивного движения, проявления ловкости, быстроты, самостоятельного выбора способа действия, определённы...