Консультация для родителей
консультация

колосова надежда александровна

консультация для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста через формирование первичных представлений об окружающем мире"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Смольковский детский сад»

Консультация для родителей

«Речевое развитие детей раннего возраста через формирование первичных представлений об окружающем мире»

        

                                                                                     Подготовил воспитатель:

                                                                                                      Н.А. Колосова                                                                                                                                                                                                

                                                                   

2023г.

Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой или с близкими людьми, как наиболее известными ему объектами. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь, социальные навыки.

Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает, способствует развитию наблюдательности. Общение с окружающим миром способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Таким образом, в процессе систематического, целенаправленного наблюдения окружающего мира у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы.

Основная цель ознакомление с окружающим в детском саду : способствовать положительному эмоциональному отклику на окружающий мир, поддерживать стремление обучаться в различных видах деятельности разными средствами.

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

  • ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций.  Основным  новообразованием  этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;
  • речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
  • значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
  • постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.

Принято выделять четыре основные задачи: обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе, закрепление и уточнение словаря, активизация словаря.
Для успешного развития активной речи ребенка необходимо разговаривать обо всем, что они видят: общаться во время еды, одевания, совместно выполняемых действий. Поэтому важно, чтобы речь взрослого была четкой, простой и грамотной. Взрослый должен так строить свои отношения с малышом, чтобы у него возникало желание общаться.
Речевые реакции у детей раннего возраста активизируются в моменты сильной заинтересованности, следовательно, эти моменты необходимо использовать, если они возникают случайно, и создавать специально. Работа по развитию речи и ознакомлении с окружающим миром должна проводиться одновременно.

Называя все предметы, окружающие ребенка, целесообразно выделить из них основные, с которыми следует не только ознакомить детей, но и постоянно привлекать к ним внимание, показывая их в различных взаимосвязях.
Вначале детей следует ознакомить с предметами первой жизненной необходимости, в частности с предметами домашнего обихода. Целесообразно не давать сразу большое количество новой информации, а постепенно расширять и обогащать знания ребенка. В результате практических действий с предметами домашнего обихода, сопровождаемых пояснением взрослого, дети получают большое количество речевых образцов. Постепенно речь становится важнейшим средством передачи ребенку знаний об окружающем мире и социального опыта.
Во время кормления детям необходимо называть не только предметы посуды, но и блюдо, которое приготовлено, например: «Катя возьмет в одну руку ложку, а в другую хлеб. Катя кушает ложкой суп. Суп в тарелке. Вот какой вкусный суп! Хорошо кушает Катя».
В результате повседневно проводимой работы по ознакомлению с окружающим малыши начинают хорошо ориентироваться в комнате. Систематически следует устраивать экскурсии по группе, в ходе которых воспитатель напоминает детям о знакомой обстановке, уточняет знания о комнатных растениях, знакомит с новыми играми или игрушками, альбомами. Малыши усваивают назначение однотипных предметов — шкаф для одежды, для посуды, для игрушек, для полотенец; полка для игрушек, для цветов и т. д. Ориентировка в предметах мебели расширяется за счет уточнения их назначения и усвоения отличительных свойств однотипных предметов, имеющих разные внешние признаки: взрослый стул и детский; стол для ребенка и для взрослого.
Многое можно увидеть и во время прогулок. Дети с удовольствием играют с песком, водой, камешками, наблюдают за солнцем, дождем, снегом.  Наблюдают дети и за домашними животными,  за певчими птицами, голубями, воробьями.

 В ходе наблюдений за животным и растительным миром дети учатся бережно относиться ко всему живому, заботиться о живых существах.
На прогулке малыши  наблюдают за работой взрослых и оказывают посильную помощь: собирают осенние листья, помогают сгребать снег и т. п.

Труд окружающих взрослых привлекает внимание ребенка и оказывает на него воспитательное воздействие. Интересуясь действиями взрослых, дети в игре стараются им подражать. Так зарождается, пока еще в чисто эмоциональном плане, положительное отношение к труду. Яркие впечатления после прогулки могут оформляться в беседу, помогая детям удерживать в памяти яркие образы. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирования его речи, воспитания, чувств.
Таким образом, в процессе ознакомления детей с окружающим миром происходит активное развитие речи детей, обогащается словарный запас существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т., игровые (катать, строить и т. п.) действия, прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов, наречиями (высоко, низко). Следовательно, ознакомление с окружающим миром – является одним из важнейших средств развития речи детей раннего возраста.

Итак, какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Решая  задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:
во-первых, событийной (связана с каким-либо событием из личного опыта);
во-вторых, ритмичной (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
в-третьих, процессуальной (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т. д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Что можно использовать как на занятиях, так и совместной деятельностисо взрослым:

  • поручения
  • показ способа действий с предметами и игрушками (происходит обучение названиям действий)
  • разыгрывание ситуации непонимания,
  • приём вопросов (активизирует мыслительную деятельность) – особенно действенный (после 1,5 лет),
  • побуждение к речевому подражанию (активизирует слуховую ориентировочную реакцию),
  • просьбы
  • повторения
  •  мотивация к действиям («Будем одеваться, чтобы идти гулять»)
  • приём собственного вопроса-ответа (задать вопрос и дать образец ответа: «Что Оля пьёт? – Молоко. Вкусное молоко? – Очень вкусное! Оля любит молоко»)
  • вопросы, в т. ч. Уточняющие
  • побуждать вступить в речевое общение
  • эмоционально откликаться на действия ребенка
  • давать образец речевого общения (употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступить друг другу).

В каждой совместной с детьми деятельности нужно стараться предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение, во время которого малыш узнает многогранность окружающего мира. Например, мы можем создать проблемные ситуации с использованием игрушек.

Вот  новая кукла. Где ей жить? Приехала новая машина. Что она будет перевозить? Принесли пластилин. Что это такое и для чего он нужен? И т. д.

- Кукла не хочет быть на празднике лохматой. Что делать?

Мишки и зайчики просят их нарядить. Как? В гости пришла елочка. Что с ней делать?

Кукла хочет пойти с детьми на прогулку, но там ей будет холодно (жарко). Что делать? Мячик не хочет прыгать по лужам. Где ему переждать непогоду?

Санки не знают, для чего они нужны. А кто знает? И т. д.

А также бытовые реальные ситуации или искусственно созданные взрослым.

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.

Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.

Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.

Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «назови одним словом», «кому нужны эти предметы», «узнай целое по части». Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «из чего сделаны», «угадай на вкус». Работу над обогащением словарного запаса одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяется лого ритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (сухой бассейн, лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). Проводятся хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.

 В детском саду учат детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи), воспитывают навыки организованной речевой деятельности, обогащают словарь, воспитывают любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течение всего пребывания в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...