Консультация "Развиваем мелкую моторику рук
консультация (младшая группа)
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем мелкую моторику рук.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений:
от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Большое значение на развитие мелкой моторики оказывают игры.
Движения рук - это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
Уровень развития тонкой моторики является одним из важных
показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук
возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка
начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку –белобоку», показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое
развитие малыша.
Игр для формирования речи.
Существует множество разнообразных игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей. Приведу несколько примеров.
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, затем попросите малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы, пришивать к ткани.
Игра «Зернышки»
Для игры используются разные крупы: гречка, рис, пшено. Ребенку предлагается - сжать зерна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.
«Кинезиологическая игралочка»
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Кинезиологические упражнения включают комплекс упражнений, например, зеркальное рисование двумя руками; упражнения типа «Коснись одной рукой уха, другой – носа, затем быстро поменяй», «Кулак-ладонь, кулак-ладонь».
Игры с бусинами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев.
Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненные своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, творческие способности
Аппликация
Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Если ребенок еще мал, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится, а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый лист, придавая им какую-либо форму.
Массаж рук массажным мячиком
- покатать мячик между ладонями продольными движениями;
- покатать мячик между ладонями круговыми движениями;
- покатать по столу мячик сначала правой, затем левой рукой;
- накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его.
Повторить действие 4 раза. Выполнить аналогичное действие левой рукой.
Игры с кинетическим песком
- отыскать среди песка фигурки, мелкие игрушки, формочки;
- слепить из кинетического песка фигуры, «Замесить тесто», «Лепим пирожки».
Таким образом, упражнений и игр для мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, целое разнообразие. При регулярном выполнении у ребенка наряду с мелкой моторикой рук развивается речь, мышление, память, внимание, фантазия.
Список литературы.
1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: Астрель, 2012. –46с.
2. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - с.76-78
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....
Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?
Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1. Повысить педагогическую грамотность родителе...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...
- Мне нравится (2)