Консультация для родителей. Возрастной кризис 6-7 лет
методическая разработка (подготовительная группа)

Данилова Оксана Викторовна

Консультация для родителей. Возрастной кризис 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis_6-7_let.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Возрастной кризис 6-7 лет

        Физическое и психическое развитие ребёнка не протекает плавно и постепенно. В нём чередуются относительно спокойные (литические) и (напряжённые (критические) периоды.

        В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительные промежутки времени. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, которые часто незаметны внешне. Только сравнивая ребёнка в начале и в конце периода можно заметить, как он изменился за это время. Выделяют следующие стабильные периоды возрастного развития:

  • младенческий возраст (2 мес. - 1 год);
  • раннее детство (1 — 3 года);
  • дошкольный возраст (3 — 7 лет);
  • младший школьный возраст (7 -11 лет);
  • подростковый возраст (11 — 15 лет);
  • старший школьный возраст (15 — 17 лет).

        Критические периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития ребёнка существенно отличаются от стабильных. Кризисы возникают и являются завершением предыдущего периода и началом следующего. Они складываются из трёх фаз:

предкритической, критической и посткритической. Если стабильные периоды принято обозначать временным отрезком, то кризисы определяют по их вершинам. В норме критический период ограничивается приблизительно одним годом: последнее полугодие предыдущего стабильного периода плюс первое полугодие следующего стабильного периода. В детской психологии выделяют:

  • кризис новорожденности;
  • кризис 1 года;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 7 лет (в последние годы всё чаще говорят о кризисе  6 — 7 лет);
  • подростковый кризис (12 — 14 лет;
  • кризис юности (17 — 18 лет).

        Особенности кризисных периодов заключаются в том, что:

        во-первых, трудно определить начало и конец кризиса;

        во-вторых, происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка. Он становится совершенно другим;

        в-третьих, развитие в эти периоды часто носит негативный, «разрушительный» характер;

        в-четвёртых, в кризисные периоды всякий ребёнок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные спокойные периоды.

Наиболее ярко «относительная трудновоспитуемость» и негативный характер развития проявляются в симптомах кризиса. Не следует путать их с негативными моментами стабильных периодов (ложью, завистью, ябедничеством и т.п.), так как причины возникновения того и другого, а следовательно, и тактика поведения родителей существенно различаются.

        Принято выделять 7 симптомов кризиса.

  • Негативизм, который проявляется в нежелании что-то сделать только потому, что так предложил взрослый, а не потому, что этого на самом деле не хочет сам ребёнок.  Негативизм отличается от обычного непослушания тем, что непослушный ребёнок не желает выполнять предложенное взрослым, а мотив негативизма — отрицательное отношение к любым требованиям взрослого.
  • Упрямство. Ребёнок настаивает на своём не потому, что ему этого хочется, а потому, что он этого потребовал. От настойчивости упрямство отличается тем, что упрямый ребёнок, в отличие от настойчивого, добивается не того, что ему интересно, важно, а стоит на своём только потому, что «Он так сказал». Мотив упрямства — самоутверждение.
  • Строптивость наиболее ярко проявляется в период кризиса 3-х лет.. В отличие от негативизма строптивость ребёнка направлена не против взрослого, а против всего привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством на всё, что ему предлагают и что с ним делают.
  • Своеволие проявляется в стремлении к самостоятельности и желанию всё делать самому.

        Это четыре основных симптома возрастного  кризиса. Кроме того существуют три дополнительных:

  • протест-бунт, когда всё поведение ребёнка приобретает форму протеста, провокации конфликтов;
  • обесценивание может проявляться как по отношению к взрослым (грубит взрослым, говорит «плохие» слова), так и по отношению к любимым прежде вещам, игрушкам, книгам (рвёт, ломает их);
  • деспотизм у единственного в семье ребёнка (стремится проявить свою власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни) или ревность к другим детям в семье.

        Перечисленные симптомы в той или иной степени присущи всем кризисным периодам, но у детей разных возрастов они имеют разные механизмы.

        Рассмотрим особенности кризиса 6-7 лет.

        Вот как описывают родители поведение своих «кризисных» детей.

        «Дочь за последнее время превратилась в ревнивицу. Ни куклы её не интересуют. Ни телевизор, зато бдительно наблюдает за нами с мужем. Стоит только нам рядом сесть, вера обязательно вотрётся в серединку. У свекрови на выходные не остаётся, таскается за нами и по гостям. И по магазинам, и на рынок. Меня теперь зовёт не мама, а «мамочкина». Слово-то какое неприятное, даже обидное. И не ласковая теперь».

        «Ребёнок забросил все свои прежние увлечения. Играть тоже разучился. Раскладывает, расставляет всё, а не играет. Разве что на улице с мальчишками побегает или дома у нас с кем-нибудь на игровой приставке поиграет. Все свои машинки, пистолеты, конструкторы Витя раскрутил и забросил. Каждый раз, как чищу комнаты пылесосом, нахожу колёсики, пружинки, детальки какие-то. Спрашиваю сына: надо или нет? А он отвечает, что всё можно выбрасывать.»

        В этих описаниях вы, конечно же заметили проявления описанных ранее симптомов возрастного кризиса, но у каждого ребёнка они проявились по-своему.

        Кризис перехода от дошкольного возраста к школьному наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всём протяжении дошкольного детства игра была для детей не просто любимой забавой. Она являлась стимулом к их прогрессивному развитию и его главным условием. Через игру дети усваивали личные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением., познавали окружающий мир. Но наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства и игрушки, «невсамделишние» роли не могут заполнить разрыв между простейшими знаниями ребёнка и его потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить скрытые от восприятия внутренние причины событий, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий.  Дети стремятся стать равными взрослым, которые, по их мнению, всё знают и всё умеют, знают ответы на все вопросы, им всё позволено, они решают. Что можно, а что нельзя.

        В стремлении стать взрослыми дети уже прошли несколько этапов: пребывание вместе со взрослыми, подражание их поведению и действиям,принятие на себя роли взрослого в сюжетно-ролевой игре. Однако достигнутый ими уровень интеллектуального развития позволяет им осознать, что этого недостаточно, чтобы действительно стать равными мамам и папам. Отсюда берёт своё начало тяга к теоретическим обобщённым знаниям, которые не ограничиваются опытом одного человека, а накоплены человечеством в целом.

        Ситуация «хочу и не могу» старших дошкольников не устраивает. Поэтому-то они и выбирают самые разные формы протеста для выражения своего недовольства, которые проявляются в кризисных симптомах.

        Ребята тянутся к новой деятельности. Игры и игрушки уже не способны увлечь их по-настоящему. Если в предыдущий этому кризису возрастной период (дошкольный возраст) ведущей деятельностью являлась игра, то в следующий период (Младший школьный возраст) ведущей деятельностью станет учёба.

        Кризис конца дошкольного детства может начаться даже в 5 — 5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время его начала приближено к началу школьного обучения, кризис может пройти сглаженно, почти незаметно для окружающих. Именно в период кризиса формируется готовность к обучению в школе. И в этом состоит его положительное значение.

        Попытки некоторых родителей как можно раньше приобщить своих детей к теоретическим знаниям (научить читать, писать, выполнять арифметические действия) заканчиваются неудачей потому, что по срокам не совпадают с кризисом конца дошкольного детства.. Ребята охотно играют с кубиками с буквами и цифрами, рассматривают азбуки для самых маленьких. Но очень скоро они охладевают к этим занятиям, так как ещё не прошли период игр-драматизаций. Зато впоследствии «не доигравшие» во-время дети будут «доигрывать» на уроках. То есть, согласно известной пословице, не стоит «запрягать телегу впереди лошади».

        Только совпадение по срокам систематического обучения наукам (в школе или в домашних условиях) с кризисом 6 — 7 лет даст стойкие положительные результаты. Ведь проявления кризиса будут для родителей сигналом, что игра исчерпала свои развивающие возможности и на смену игровой мотивации пришла познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению.

         В заключение несколько рекомендаций родителям, дети которых вступили в непростой период кризиса 6 — 7 лет, психолога из Ярославля Ю.В. Филипповой:

  • «Поощряйте самостоятельность и активность ребёнка, предоставляйте ему возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не «Запретителя». Помогайте ребёнку в сложных ситуациях.
  • Привлекайте ребёнка к обсуждению различных «взрослых» проблем. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его прежде, чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребёнок, есть рациональное зерно. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чём-то ошибается.
  • Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесёт ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребёнке чувство самоуважения.
  • Будьте рядом с ребёнком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи. Покажите ребёнку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
  • Поощряйте даже самый маленький успех ребёнка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
  • Отвечайте на вопросы ребёнка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Ведь 6 — 7-летний возраст — это возраст «почемучек», ребёнку интересно буквально всё, его любознательность не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы даёт сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
  • Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своём до конца. В противном случае слёзы и истерики станут для него удобным способом настоять на своём мнении. Следите за тем. Чтобы все окружающие предъявляли к ребёнку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.
  • Подавайте ребёнку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нём обиду и раздражение, недовольство другим человеком. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всём подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Возрастные особенности детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет

Консультация для родителей Возрастные особенности детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет...

Консультация для родителей «Возрастные кризисы детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Возрастнык кризисы детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Возрастные кризисы детей"

Возрастные кризисы детей, как их пережить и нужно ли бороться ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Возрастной кризис 7 лет» Рекомендации родителям.

Кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития (может нач...

Консультация для родителей " Возрастные кризисы 3 и 7 лет, сходства и отличия"

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упря...

Консультация для родителей "Возрастной кризис детей 6-7 лет: проявления и советы родителям"

Что собой представляет «возрастной кризис»?Если раньше он спокойно выполнял какие-то поручения и соблюдал простые правила, установленные родителями, то теперь его поведение – это пос...

Консультация для родителей "Возрастные кризисы детей дошкольного возраста.

Через возрастные кризисы проходит каждый из нас. Это неизбежные этапы взросления, перестройки всего организма, которые сопровождаются изменениями психических и физиологических процессов. Любой кризис ...