Консультации для родителей
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад 122 городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
Консультация для родителей
«Игры для формирования правильной осанки у дошкольников»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Гилева Ю.В
2023 г.
Игры для формирования правильной осанки у дошкольников.
Нарушение осанки у дошкольника – это не только некрасиво, но и вредно: сутулость может сказаться на деятельности внутренних органов. Такие плохие привычки, как неправильная поза за столом, долго сидение за компьютером, прием пищи у телевизора, а также некоторые заболевания могут привести в нарушению осанки.
С этой проблемой родители обычно сталкиваются перед поступлением дошкольника в школу и начинают бить тревогу, жалея, что упустили время в воспитании красивой осанки у своего ребенка.
Приобретение правильной осанки занимает длительное время, так что ребенку нужно как можно чаще напоминать, что нужно держать спинку ровно, непосредственно на теле показывать правильное положение, а еще лучше – играть в специальные игры.
Роботы
Цели игры: развитие чувства правильной позы; укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Ход игры
Ведущий объявляет конкурс на лучшего «робота» – кто правильно выполнит задание ведущего. Подойти к стенке без плинтуса и принять правильную осанку: руки опущены. Затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены. Голова удерживается прямо, взгляд устремлен вперед, губы сомкнуты, плечи слегка опущены, на одном уровне, лопатки сведены; передняя поверхность грудной клетки развернута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднять руки, пальцы разведены и напряжены. В этой позе отойти на 3-4 шага вперед от стены (поза напряженная), руки свободно опустить, но все туловище и голову держать прямо (будто «аршин проглотил»). Пройти 1-2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку. Выигрывает игрок, лучше всех выполнивший все задания.
Пакет
Цели игры: развитие внимания, быстроты реакции на сигнал; обучение удерживанию головы в правильном положении; закрепление навыков счета.
Необходимый материал: мел, сумка с карточками, на которых отмечены номера по числу игроков, начиная с 1-го.
Ход игры
Ведущий на полу вдоль стены чертит две линии на расстоянии 1,5-2-х метров друг от друга – это «улица». За линиями пишутся цифры (от единицы до последней, по числу игроков) – это номера «домов». С одной стороны пишутся четные номера, а с другой – нечетные. Каждый игрок по очереди назначается почтальоном, очередность игроков определяет ведущий с помощью считалки. Ведущий выбирает «почтальона», а остальные игроки получают свои номера и занимают свои «дома», соблюдая правильную осанку. По команде ведущего «почтальон» быстро идет между «домами», вынимает из сумки очередную карточку – «пакет» и отдает ее игроку, стоящему у «дома» с соответствующим номером, со словами: «Вам пакет». Принимающий пакет должен отметить: «Спасибо» и принять стойку «смирно».Выигрывает игрок, который всю игру сохраняет хорошую осанку и быстрее всех и без ошибок разнесет «пакеты».
Авиасалон
Цель игры: воспитание навыков метания; развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп; развитие ловкости, глазомера.
Ход игры
Ведущий вместе с детьми делают из бумаги модели самолетов. После того как модели сделаны, дети становятся в единую линию и по команде ведущего бросают самолетики. Побеждает самолет, который улетит дальше всех.
Советы взрослым. Лучше, если у каждого из игроков будет по три попытки – тогда в зачет идет лучший результат. Если дети легко делают самолетики, предложите им сделать несколько моделей и разыграйте призы среди моделей своего класса. Предложите детям в следующей игре украсить свои модели самолетов.
Волшебные слова
Цель игры: развитие памяти, внимания, координации, умения сохранять равновесие.
Ход игры
Игроки идут по кругу и делают движения, соответствующие зашифрованным командам ведущего. На слово «земля» становятся на колени, опустив голову и руки. По команде ведущего продолжают движение по кругу. На слово «лес» останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слово «небо» останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой.
Команды вначале двигаются друг за другом, а потом вразбивку. Игрок, который ошибся, выходит из игры. Вначале игры команды двигаются через 6–10 секунд, а затем постепенно темп ускоряется до 3-5 секунд.
Советы взрослым. Следите за правильностью осанки при выполнении движений.
Посмотри, что на ногах
Цели игры: укрепление мышечно-связочного аппарата ног и туловища; тренировка правильного выполнения команд.
Необходимые материалы: разноцветные листочки, различная обувь, коврик.
Ход игры
Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Ведущий каждый раз завязывает на стопе разные ленточки и надевает обувь так, чтобы ребенок не видел ее. По команде «А что у нас на ножках?» ребенок приподнимает носки и голову одновременно, смотрит на ноги на счет (1-2-3-4), после чего медленно опускает на коврик голову, потом ноги. Ведущий контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику.
Восточный носильщик
Цели игры: развитие координации движений, равновесия; укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Необходимые материалы: поднос или книга, кубик.
Ход игры
Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком па голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
Юные балерины и танцоры
Цель игры: развитие равновесия и координации движений.
Необходимый материал: стул.
Ход игры
Игрок, стон на левой ноге, сгибает правую ногу. Отводит ее назад и захватывает носок правой рукой. Левая держится за спинку стула. Выигрывает игрок, выполнивший задание лучше всех.
С мячом играй, но его не теряй
Цель игры: умение координировано выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей.
Ход игры
Детям раздают средние и маленькие мячи. Ведущий инструктор говорит: «Можете с мячом как хотите играть!» Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3–4 раза. После этого ведущий предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу. Расположив детей по кругу, ведущий предлагает им проделать несколько упражнений с мячами, например: 1) поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить; 2) развести руки в стороны, затем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз; 3) наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч; 4) присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, подняв мяч; 5) поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади.
Бильбоке
Цель игры: развитие навыков бросания и ловли предметов в метании.
Необходимые материалы: кольца диаметром 15 см. Ширина ободка 3-4 см, шнуром привязаны к палке длиной 30 см.
Ход игры
Играющие поочередно ловят кольцо на палочку. Каждый играющий имеет право сделать подряд три попытки и считает, сколько раз удалось ему поймать кольцо. Затем он передает палочку с кольцом следующему играющему. Палочка с кольцом переходит из рук в руки до тех пор, пока кто-нибудь из детей не наберет условное количество попаданий (очков). Играть могут 3–5 игроков. Выигравшие в 2–3 играх игроки соревнуются между собой.
Учимся слушать
Цели игры: воспитание внимания; развитие культуры поведения; развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; улучшение функций дыхания.
Ход игры
Игроки идут колонной друг за другом по одному и по сигналу, по возможности бесшумно, делают названное ведущим упражнение (повернуться, остановиться, поднять руки вверх – вдох, опустить – выдох).
Отмечаются игроки, сделавшие упражнения четко, красиво, бесшумно. Контролируется правильность осанки и смыкание губ.
Советы взрослым. Эту игру можно провести с детьми и в положении сидя на стуле, на ковре и даже лежа.
Передай мяч
Цели игры: развитие навыков бросания и ловли предметов, развитие координации движений; формирование правильной осанки; тренировка внимания, умения действовать в коллективе.
Необходимые материмы: мел, мячи.
Ход игры
Играющих делят на две равные группы (по 5-6 человек); они выстраиваются в две параллельные друг другу шеренги, которые стоят перед скамейками. Каждая команда выбирает капитана. Капитаны становятся против своих команд на расстоянии 5-6 шагов от них. Местонахождения капитанов очерчивают мелом. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитаны бросают мяч игроку своей шеренги, стоящему впереди. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится на скамью. Капитан, получив мяч, бросает его следующему игроку в своей команде. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится рядом с первым. Также поступают и другие играющие. Игра заканчивается тогда, когда все игроки команды будут сидеть и последний игрок поднимает руку с мячом вверх. Та команда, которая раньше закончит переброску мяча, считается победительницей.
Перейди через речку
Цели игры: тренировка равновесия; развитие координации движений; развитие чувства правильной позы при передвижении.
Необходимые материалы: гимнастическая скамейка
Ход игры
Игроки по очереди 1) проходят по скамейке; 2) пробегают по скамейке; 3) проходят по скамейке с мешочком песка или подушкой на голове. Ведущий следит за смыканием губ и осанкой, отмечает игроков, выполнивших задания правильно.
Кто сильнее?
Цели игры: развитие ловкости, чувства равновесия, умения координировать движения; воспитание упорства, воли к победе, чувства партнера, дружелюбия; развитие мышечной силы.
Необходимые материалы: две кегли.
Ход игры
Игроков разбивают попарно. На полу (площадке) чертят две параллельные линии на расстоянии четырех шагов друг от друга, в середине играющие – соревнующаяся пара – держатся за правые руки, стоя спиной друг другу, лицом к булавам, стоящим за чертой с той и другой стороны. По команде каждый старается перетянуть «противника» на свою сторону и схватить булаву.
Серсо
Цели игры: развитие меткости, глазомера, координации движений; воспитание чувства партнера; укрепление мышц пояса верхней конечности.
Необходимые материалы: кегли, кольца.
Ход игры
Игроки становятся друг против друга на расстоянии 2-3 м. Один из них бросает в сторону другого кольца (серсо), этот ловит их (в первое время на руку, а позже на палку). После усвоения этих умений игроки легко справляются с этим легким вариантом игры и охотно в нее играют.
Затем, разделившись на пары, игроки становятся друг против друга на расстоянии 3-4 м. У одного из них (по договоренности) в руках палка, у другого палка и несколько колец (вначале 2, позже 3-4). Последний надевает на кончик палки кольца и бросает по одному в сторону своего партнера, который ловит кольца на палку. Когда все кольца брошены, производится подсчет пойманных колец, после чего игроки меняются ролями. Выигрывает тот, кто поймает большее число колец.
Мост через речку
Цели игры: укрепление мышц конечностей и туловища; развитие скорости и координации движений.
Ход игры
Сесть на пол, ноги вытянуть, опереться на ладони за туловищем. Прогибаясь вперед и вверх, подтянуть таз, опираясь на пятки и кисти рук (мостик). Вернуться на исходное положение, встать на четвереньки, пробежать 5 м. Снова встать на мостик и так до конца зала.
Мостик, мостик через речку
Стал мостом через реку,
Это я занял местечко.
Скоро речкой побегу.
Советы взрослым. Игра может стать командной, если будет 6-8 человек. Между командами можно провести соревнования на качество и скорость выполнения.
Стоп-хлоп
Цель игры: развитие внимания (умения переключаться), быстроты реакции.
Необходимый материал: скакалка.
Ход игры
Дети идут колонной друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп – подпрыгивают, на сигнал «Раз» – поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Все три сигнала повторяются в ходьбе 5-8 раз. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Когда остается всего 2-3 играющих, все снова становятся в круг. Игра продолжается.
Мороз, елочка и заяц
Цели игры: тренировка различных навыков передвижения; формирование правильной осанки; развитие внимания, быстроты реакции; развитие координации движений; укрепление мышечного аппарата стоп и голеней.
Ход игры
Ведущий выбирает «елочек», «зайчика» и «мороза». Затем чертит крути, в них расставляет «елочек». По команде ведущего начинается игра. «Заяц» бежит к ближайшей «елочке» укрыться под ней от «мороза». «Мороз» стремится «заморозить» (то есть осалить) «зайчика». Но если «зайчик», убегая от «мороза», успевает прыгнуть в кружок, где стоит «елочка», он становится «елочкой», а «елочка» – «зайчиком» и бежит от «мороза», вытесняя затем из другого круга следующую «елочку». Осаленный «зайчик» становится «морозом». Если «мороз» не сумеет осалить «зайчика» при его перебежках от одной «елочки» к другой, а от последней – «домой», то «мороз» продолжает водить. Если же «мороз» сумеет осалить «зайчика», последний становится «морозом».
«Мороз» может осалить «зайчика» в двух случаях: 1) когда тот перебегает к «елочке» или 2) если в кругу стоят двое. Например, когда «елочка» замешкалась в ту минуту, как к ней прыгнул «зайчик» и, став сама «зайчиком», не выбежала из круга.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Морская звезда»
Цель: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.
И.п.: лежа на животе, понять руки и ноги в стороны. Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.
«Паровозик»
Цель: формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и нижних конечностей.
И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполнят круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 2-3 мин., пауза, затем продолжить движение (2-й вариант: движение назад).
«Лягушки (Лягушата)»
Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки!
И.п. встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед).
Средь деревьев, на болотце,
Есть свой дом у лягушат.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, не жалея ножки.
«Кошечка»
Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника
И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» — спина круглая, голову опустить как можно ниже. «Кошечка добрая, ласковая» — прогнуть спину, голову приподнять.
Ласточка
Цель: формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.
И.п. – о.с.: встать прямо, правую (левую ногу поднять назад вверх, руки в сторону, туловище немного наклонить вперед, голову приподнять. Удержать 1-2 с., затем вернуться в и.п. Повторить то же с левой ногой.
«Гуси»
Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.
И.п. – о.с.: стоя, затем присев на корточки, ходить «гусиным шагом», руки положить на колени. Спину держать ровно.
«Позвони колокольчик»
Цель укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.
Бег по прямой до колокольчика: подбежать к подвешенному колокольчику и, подпрыгнув, достать рукой до него, чтобы он зазвенел.
«Лев в цирке»
Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.
В вертикальный обруч ребенок прокатывает мяч и пролезает сам, спину прогибать, голову приподнять вперед.
«Ходим в шляпах»
Цель: формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений.
Положить на голову легкий груз – «шляпу». Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходить по залу, сохраняя правильную осанку.
«Не урони»
Цель: развитие координации движений, укрепление мышц, туловища и конечностей.
И.п.: стоя на четвереньках, с опорой на колени и кисти рук, на спине лежит мешочек с песком. Спину прогнуть, голову приподнять. Ползать по площадке, не уронив мешочка с песком.
«Самый меткий»
Цель: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование навыков при разнообразном метании мяча.
Ход игры: На расстоянии, до которого ребенок может добросить мяч, ставится коробка или подвешивается кольцо. Пусть ребенок сделает несколько попыток попасть в цель. За попавший в коробку мяч ведущий выдает фант (жетон). Выигрывает тот, у кого больше фантов.
«Коршун и наседка»
Цель: укрепление мышечного аппарата стопы, развитие координации движений в крупных и мелких мышечных группах, внимания, быстроты реакции, зрительного и слухового анализаторов.
Ход игры: Из игроков выбираются двое водящих: «коршун» и «наседка». Остальные играющие становятся «цыплятами». Они выстраиваются в колонну по одному «за наседкой» и крепко держатся друг за друга. Задача «коршуна» — утащить «цыпленка». «Наседка», разведя руки в стороны, защищает свое «потомство». Захваченный «цыпленок» становится «коршуном». А «коршун» становится опять «цыпленком».
Время игры не ограничено, о продолжительности игры участники договариваются перед ее началом. Победителем становится тот, кто ни разу не побывал в роли «коршуна».
«Разбей цепь»
Цель: общеукрепляющее воздействие на весь организм; формирование правильной осанки; воспитание творческого решения задачи, развитие инициативы, быстроты реакции.
+Ход игры: играющие, взявшись за руки, образуют цепь. Первый (водящий) в цепи тянет за собой цепь, меняя направление в ходьбе, заплетает различные фигуры, обвивая всю цепь вокруг себя, снова расплетает ее, останавливается, бежит и потом старается быстрым поворотом разорвать цепь. Кто не смог удержать цепь, выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех пор, пока остается 2-3 человека в цепи, потом игру повторяют.
«Восточный официант»
Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Ход игры: Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребёнок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперёд. Выигрывает тот, кто дальше пройдёт. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
Комплекс для правильной осанки «Красивая спина»
Цель: формирование правильной осанки.
И.п. – о.с. руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения согнутыми руками вперед, затем назад. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.
И.п.. – о.с.: руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются. Повторить 3 раза.
И.п. – о.с. руки опущены. Ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив их в «замке» над головой, поднимается на носки и прогибает спинку. Вернуться в и.п. Повторить 3-5 раз.
И.п. – о.с.: руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх, носок тянуть, спина прямая. Повторить 5-6 раз каждой ногой.
И.п. – о.с. Спина прямая, руки над головой в «замке». Ходить с напряженно вытянутой спиной на носках. Повторять 1-2 мин.
И..п. – о.с. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднять руки вверх, потянуться. На выдохе плавно опустить руки через стороны. Повторить 4-5 раз.
И.п.: сидя на пятках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить, живот подтянуть.
Повторить 5-6 раз по два рывка.
И.п.: сидя на пятках. Встать на колени. Руки поднимать медленно, с напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя туловище назад. Повторить 4 раза.
И.п.: сидя на коленях, руки внизу, через стороны медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить. Повторить 6 раз.
Профилактика и коррекция осанки – процесс продолжительный, требующий систематической работы. Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...