Консультация для воспитателей «Фоновая музыка в жизни детского сада»
консультация

Сухомлина Наталья Леонидовна

Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonovaya_muzyka.docx18.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Фоновая музыка в жизни детского сада»

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск оптимальных путей её решения крайне актуальна.

Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

Музыкальное воспитание ребёнка - важнейшая составляющая его духовного развития, оно может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.

Как известно, музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без цели на осознанное восприятие и глубокий анализ этой музыки. Насыщение детской жизни музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятияпришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но также стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководительвоспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процессав частности:

• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения;

• развитие воображения, образного мышления в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др., может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии - музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

Так, на математических занятиях используют только звучание музыки фоном, с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи расширяют «словарь эмоций», в повседневной жизни обогащают оценочную лексику детей и словарный запас в целом. На занятиях по ИЗО в процессе рисования также можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов и форм, на оригинальность цветовых решений.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт климат эмоционального комфорта в группе.

Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры : классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

Примерный репертуар фоновой музыки (для детей старшего дошкольного возраста)

Релаксирующая (расслабляющая) : К. Дебюсси. «Облака» ,А. П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К. В. Глюк. «Мелодия».

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И. С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П. И. Чайковский. «Времена года» («Подснежник»)

Активизирующая (возбуждающая нервную систему) : В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (финал, М. И. Глинка. «Камаринская», В. А. Моцарт. «Турецкое рондо», П. И. Чайковский. «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»)

Успокаивающая (умиротворяющая) : М. И. Глинка. «Жаворонок», А. К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) И. С. Бах. «Ария», А. Вивальди. «Времена года» («Весна»«Лето», С. С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В. А. Моцарта и др.

Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизниМузыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Фоновая музыка в жизни детского сада»

Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные цен...

Консультация для педагогов «Фоновая музыка в жизни детского сада»

Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные цен...

Консультация для педагогов "Фоновая музыка в жизни детского сада"

Консультация для педагогов "Фоновая музыка в жизни детского сада"...

Консультация для педагогов "Фоновая музыка в жизни детского сада"

Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с...

Консультация для педагогов «Фоновая музыка в жизни детского сада»

Консультация для педагогов«Фоновая музыка в жизни детского сада». Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д.Б.Кабалевский), её сила воздействия на человека удивительно ...