консультация для родителей
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№132 города Тюмени
Консультация для родителей
«Развиваем речь дома
у детей 6-7 лет»
Воспитатель: Старовойтова Анна Сергеевна
Тюмени, 2023
Развиваем речь у детей 6-7 лет дома
В 6-7 лет речь ребёнка становится более связной и грамматически правильной, но большинство детей всё ещё затрудняются правильно употреблять союзы и предлоги, а также согласовывать слова.
Речевые игры для будущих первоклассников должны способствовать развитию словарного запаса ребёнка, различению звуков и букв, а также усвоению правильных грамматических конструкций.
Игры для развития словарного запаса
Подбери словечко
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч и называет ребёнку любое прилагательное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его взрослому, называет подходящее существительное.
- Синее море, синий карандаш, синяя ручка.
- Зелёный огурец, зелёная трава.
- Жёлтый цыпленок, жёлтое солнце.
- Красная ягода, красный цветок.
Родителям важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно согласовывал слова.
Я знаю пять имен…
Вам понадобится: мяч.
Ребёнок, ударяя мячом об пол, говорит: «Я знаю пять имен мальчиков: Коля — раз, Паша — два….» и т. д.
Называть можно что угодно: имена, домашних животных, цветы, школьные принадлежности, предметы одежды.
3. Земля, вода, небо, огонь
Взрослый кидает ребёнку мяч и называет одно из четырёх слов — земля, вода, небо или огонь. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его взрослому, при слове «земля» должен назвать какое-либо животное, при слове «небо» — птицу, при слове «вода» — рыбу, а при слове «огонь» должен повернуться вокруг себя.
4. Дополни предложение
Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить.
Варианты могут быть самые разные:
- Когда на улице идёт дождь, мне…
- Когда мама приходит с работы, она выглядит…
- Когда меня пораньше забирают из детского сада, я очень…
- Летом ярко светит солнце и…
- Когда я вырасту, я…
- Мы с моим другом очень любим…
Звуковые игры
1. Рифмовки
Чтобы закрепить правильное произношение звука, на логопедических занятиях используются специальные рифмовки или чистоговорки с этим звуком.
Вы тоже можете предложить ребёнку сочинить свои рифмовки на трудный для него звук.
Например, со-со-со — сломалось колесо, са-са-са — нету колеса, си-си-си — едем на такси и т. д.
2. Замени звук
Взрослый называет слово, а ребёнок должен заменить в нём первый звук на другой и назвать получившееся слово.
- Чашка — кашка.
- Гайка — майка.
- Рейка — лейка и т. д.
Как только ребёнок поймёт правило игры, можно её усложнить — вместо первого заменять последний звук.
- Луч — лук.
- Мел — мех.
- Клюв — ключ и т. д.
3. Найди лишнее слово
Цель этой игры — найти лишнее слово, которое не содержит загаданный звук.
Например, среди слов «шапка», «белка», «шуба», «кошка» лишним будет слово «белка», т. к. в нём нет звука [ш]. Ребёнок должен найти его либо по картинкам, либо внимательно слушая взрослого.
4.Кто больше назовёт?
Взрослый и ребёнок соревнуются друг с другом, кто больше из них назовёт слов на заданную букву.
Игры на грамматику
1. Скажи ласково
Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать его уменьшительно-ласкательную форму.
- Заяц — зайка, зайчик.
- Стул — стульчик.
- Голова — головка, головушка.
- Рука — ручка, рученька.
2. Животные и их детёныши
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч и называет любое животное, ребёнок ловит мяч и возвращает взрослому, называя при этом детёныша этого животного.
Слон — слонёнок. Медведь — медвежонок.
Лиса — лисёнок. Кошка — котёнок.
3. Кому нужны эти вещи?
Вам понадобятся: картинки с изображениями различных профессией, а также предметов и орудий труда, необходимых этим людям.
Взрослый берёт себе картинки с изображением предметов, по одной показывает ребёнку и спрашивает: «Кому нужен самолёт, швейная машина, краска и т. д.?». Ребёнок отвечает: «Самолёт нужен лётчику», забирает себе картинку и складывает под картинкой, изображающей лётчика и т. д.
4. Магазин
Вам понадобятся: картинки с изображением различных предметов, маленькие корзинки.
Взрослый и ребёнок распределяют роли продавца и покупателя. «Покупатель» приходит в магазин и описывает вещь, которая ему нужна, а «продавец» должен угадать, о чём тот говорит, и «продать» ему соответствующий товар.
— Мне нужна тёплая, вязаная… (шапка).
— Мне нужен длинный, синий… (карандаш).
— Мне нужно спелое, сочное, зелёное… (яблоко).
5. А у меня…
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч ребёнку и говорит: «У меня один стул / одна кошка / одно яблоко и т. д.». Ребёнок отвечает ему «А у меня пять стульев / кошек / яблок и т. д.» и кидает мяч обратно.
6. Скажи наоборот
Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить, используя слово-антоним.
- Слон большой, а бабочка…
- Камень тяжёлый, а пушинка…
- Зимой на улице холодно, а летом…
- Дерево высокое, а куст…
Игры на развитие связной речи
1. Хорошо или плохо
Взрослый предлагает ребёнку рассказать о том, что есть хорошего и плохого в природных явлениях.
Например, взрослый говорит: «Дождь — это плохо, потому что…», а ребёнок должен продолжить: «Нельзя погулять, можно промокнуть, на улице будут большие лужи и т. д.». Затем взрослый говорит: «Дождь — это хорошо, потому что…», а ребёнок продолжает: «Поливает все цветы и растения, смывает пыль с дороги и т. д.».
2. Загадка про друга.
Ребёнок должен описать взрослому своего друга, родственника или члена семьи, а взрослый должен догадаться, о ком идёт речь.
Вариант описания: «Это мальчик. У него светлые волосы и голубые глаза. Любит играть в машинки. Живёт на пятом этаже».
3. Кот в мешке
Вам понадобятся: фигурки животных, мешочек с завязками.
Взрослый кладёт фигурку животного в мешочек, а ребёнок должен угадать, кто там находится, задавая взрослому вопросы: «Это животное большое или маленькое? Домашнее или дикое? Живёт на суше или в воде? И т. д.»
4. Отгадай предмет
Взрослый и ребёнок по очереди описывают предметы, находящиеся в комнате, а второй игрок должен отгадать, о каком предмете идёт речь.
Например: «Это большой предмет круглой формы и красного цвета. С ним любят играть дети».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...