Советы для родителей по развитию речи у детей
консультация (младшая группа)
Советы для родителей по развитию речи у детей
Поговори со мной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi_u_detey.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы для родителей по развитию речи у детей
консультация (младшая группа)
Поговори со мной…
О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.
Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем
разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать…».
Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок.
«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.
Какими упражнениями можно развивать речь?
Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
Какими словами, красками можно описать время года;
Назови слово – предмет, слово – действие, слова – ассоциации, слово – цвет, только веселые слова;
Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;
Игра в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:
- Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что… .
- Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что… .
- Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что… .
- Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что… ;
Играйте в игру «Хорошо – плохо».
- Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
- Что хорошего в болезни, а что плохого?
- Что хорошего в дождике, а что плохого?
- Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?
Играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т.д.;
Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…
Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
Играйте в игру; «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут … елке).
Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).
Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает».
«Учимся слышать звуки и правильно их произносить»
Уважаемые родители!
Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.
«СТОП – ИГРА». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
«РАЗВЕДЧИКИ». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.
«УГАДАЙ-КА». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.
«ИСПРАВЛЯЙ-КА». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.
«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.
«КТО БОЛЬШЕ?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.
«МЫ – АРТИСТЫ». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).
«МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.
Помощь для родителей.
Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах.
Запомните: похвала и поощрение придадут малышу уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.
В комплексе занятий по развитию речи должны входить домашние задания, перечисленные ниже.
1. Артикуляционную гимнастику проводите ежедневно по 5-7 мин., чтобы вырабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
2. Артикуляционную гимнастику выполняйте, сидя перед зеркалом. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Контролируйте через зеркало положение губ, языка у ребенка.
3. Некоторые упражнения ребенок должен выполнять под счет взрослого.
4. Каждое упражнение повторяйте 3-4 раза.
5. Упражнения выполняйте поэтапно: улыбаемся, показываем зубы, приоткрываем рот, поднимаем кончик языка за верхние зубы, произносим звук.
Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:
- Для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;
- Родители, воспитатели и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;
- Необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилить;
- Ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы для родителей по развитию речи детей
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат...
Советы для родителей по развитию речи у детей.
Как правильно читать детям. 8 полезных советов:1. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором, чтобы читать ребенку в спокойной обстановке.2. Выразительно и эмо...
15 советов заботливым родителям о развитии речи детей
Советы родителям о развитии речи детей....
Советы для родителей по развитию речи детей
Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о ...
Консультация для родителей «Советы для родителей по развитию речи у детей младшего возраста»
Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАСРечь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Р...
Рекомендации на тему: "Практические советы для родителей по развитию речи детей"
Немалую роль в становлении личности играет речь....
Советы для родителей по развитию речи у детей
Советы для родителей!Поговори со мной…О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.Часто можно усл...