Консультация для родителей «Учимся наблюдать за природой»
консультация
«Прежде чем давать знания, надо научить ребенка думать, воспринимать, наблюдать».
В. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей «Учимся наблюдать за природой» | 86.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Учимся наблюдать за природой»
«Прежде чем давать знания, надо научить ребенка думать, воспринимать, наблюдать».
В. Сухомлинский
В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами.
А между тем природа прекрасна и удивительна. Наша задача познакомить детей с окружающей нас природой, дать им понять, как всё в этом мире устроено и какое место мы занимаем в этом мире.
Одним из способов познания является наблюдение – это один из важных познавательных процессов.
Наблюдение за природой – формирует у детей знания о природе, бережное отношение к ней. В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения и звуки. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы.
Совершайте с детьми прогулки в парк, к пруду, в лес, там можно найти множество объектов для наблюдения.
Гуляя с малышом, вы можете наблюдать за погодой, ветром, дождём, небом, облаками, солнцем, за различными деревьями и кустарниками, цветами, птицами и насекомыми. Так, организуя с ребёнком наблюдения, вы поможете ему запомнить сезонность.
Наблюдая, у ребёнка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, учите ребёнка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.
С ребёнком можно наблюдать за одним объектом природы длительное время. Это может быть всё что угодно: кошка, живущая в вашем доме, цветок на подоконнике, птицы, прилетающие к кормушке зимой за лакомством, рыбки в аквариуме, рост и созревание плодов и многое другое. Для поддержания и развития интереса ребёнка, вы можете зарисовывать свои наблюдения в альбом.
Можно принести с прогулки еловые шишки, причудливые веточки и сделать из них смешные поделки.
Развивайте фантазию ребёнка. Наблюдая за облаками, предложите ему игру «На что похоже облако».
Также важно, чтобы процесс наблюдения имел эмоциональную окраску. Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, если нужно огорчайтесь.
Именно природа даёт живые и яркие впечатления о красоте цветов, их аромате, о пении птиц, о шорохе опавших листьев, о загадочности осеннего леса, о причудливой форме облаков, о радуге, появляющейся после дождя, о чистоте снега, о неповторимой красоте снежинок. Все эти впечатления способствуют положительному эмоциональному развитию. Поскольку наблюдая, ребёнок испытывает весь спектр эмоций: и радость, и удивление, и восхищение, и даже грусть, делая для себя необыкновенные открытия.
Во время наблюдения можно использовать различные приемы. Одним из них может быть художественное слово. Красота стихотворения, точно найденного слова, образные выражения способствуют привлечению внимания детей к объектам природы, конкретизируют содержание наблюдения, следовательно, способствуют развитию наблюдательности.
Важно помнить, что есть в работе с детьми младшего дошкольного возраста важная особенность: они не могут наблюдать длительное время. Сам процесс наблюдения длится недолго, но поддержать интерес к живому объекту мы можем, включая наблюдение в разные виды деятельности (игры, беседы, рисование, лепку)
Важно воспитывать у детей гуманное отношение к живой природе, следует помнить, что в любом наблюдении прежде всего преследуется цель: определить вместе с детьми, как чувствует себя объект нашего внимания, какая помощь и забота нужна ему сейчас. Приобщая ребенка к доступному для него уходу за живыми объектами, следует научить его отдельным действиям, которые он может затем выполнять самостоятельно, но обязательно в присутствии взрослого.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей, поэтому, прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Учимся наблюдать за природой".
В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с горок на са...
Консультация для родителей "Учимся наблюдать за природой в зимнее время".
Консультация для родителей "Учимся наблюдать за природой в зимнее время"....
Консультация для родителей "Учимся наблюдать за природой"
Консультация для родителей "Учимся наблюдать за природой"...
Консультация для родителей "Учимся наблюдать за природой зимой"
Наблюдения за природой вместе с малышом многие из нас считают занятием скучным, несерьёзным и не особо важным. Куда важнее, думаем мы, научить кроху читать и считать как можно раньше, решать логически...
Консультация для родителей "Учимся наблюдать за природой зимой"
Консультирование родителей о важных изменениях природы, обогощении словарного запаса....
Консультация для родителей. «Учимся наблюдать за природой зимой».
Вот и наступили прекрасные зимние дни. Уважаемые родители, не пропустите это прекрасное время года для наблюдения и любования природой с детьми, особенно в выходные и праздничные дни. Разумеется...
Консультация для родителей "Учимся наблюдать за природой весной"
Весна - отличное время для наблюдений. Ежедневные наблюдения за изменениями в природе вызывают огромный интерес у детей и являются неисчерпаемым источником эстетических впечатлений дошкольников....