Консультация для родителей "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ"
консультация

Кузнецова Ирина Борисовна

К пятому году жизни активный словарь ребёнка увеличивается до 3000 слов. Ребёнок более точно и полно излагает свои мысли, строит высказывания. Его речь всё больше обогащается прилагательными, обозначающими признаки, качества предметов, временные и пространственные отношения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

К пятому году жизни активный словарь ребёнка увеличивается до 3000 слов. Ребёнок более точно и полно излагает свои мысли, строит высказывания. Его речь всё больше обогащается прилагательными, обозначающими признаки, качества предметов, временные и пространственные отношения. Ребёнок чаще употребляет сложные предлоги, наречия. Обратите внимание, что в речи ребёнка пяти лет должны появляться названия профессий, притяжательные местоимения и прилагательные (беличий, собачий). В этом возрасте дети начинают разговаривать сложными предложениями, поэтому в их речи часто встречаются грамматические ошибки. Учите ребёнка правильно согласовывать слова в предложении, употреблять предлоги, наречия.

После таких уроков произношение детей заметно улучшается: меньше перестановок и пропусков слогов и звуков, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твердых. Однако дети могут испытывать трудности при произнесении слов со звуками С, З, Ш, Р, Р’, Л, Л’ и слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослых должна быть:

- четкой, неторопливой;

- доступной для понимания ребёнка, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

- грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Кроме этого, ребёнок будет чище говорить, если он хорошо слышит, умеет различать звуки на слух и старается сам скорректировать своё произношение. Поэтому необходимо развивать слуховое внимание ребёнка, его фонематический слух.

Фонематический слух – это способность воспринимать и различать речевые звуки, из которых состоят слова. К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если их этому учили.

Но не все дети достаточно четко могут воспринимать определённые группы звуков, они нередко смешивают их, например, звуки С и Ц, С и Ш, Ш и Ж.

Для развития фонематического слуха поиграйте с ребёнком в следующие игры.

Игра «Найди звук»

Вариант 1. Взрослый называет слова, в которых есть заданный согласный звук. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, ударить по коленкам, поднять руку вверх), когда он его услышит. На начальном этапе звук можно выделить голосом. Например, нужно услышать и назвать те слова, в которых есть звук С: кошка, собака, рыба, слон, сон, мышка, шапка, санки.

Вариант 2. Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (шуба, кошка, мышь – звук Ш). Ребёнок должен назвать этот звук.

Игра «Подумай, не торопись»

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол;

- вспомни названия птиц, в которых был бы последний звук слова сыр (воробей, грач и т.д.);

- подбери слова, чтобы в них первый звук был К, а последний А;

- назови предмет, находящийся в комнате, название которого начинается на С, заканчивается на А, в середине встречается Т и т.д.

Можно то же самое задание выполнять с картинками.

Игра «Волшебные коробочки»

Для игры вам понадобятся: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, в их названии должен присутствовать тот звук, над которым вы работаете; 6 коробок – 3 зелёные (для мягких звуков), 3 синие (для твердых).

Поставьте на стол коробку с предметами и 6 коробок, на которых наклеены буквы: «н» - начало слова, «с» - середина слова, «к» - конец слова. Ребёнок берёт из коробки игрушку или карточку, четко произносит название предмета и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине или в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку. При этом ребёнок может и не знать букв, обозначающих звуки.

Игра «Забавные картинки»

Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки, на которых изображены рисунки, схожие по звучанию, например, мишка – миска – киска, коса – коза – лоза. Ребёнку нужно выбрать из рисунков тот, на котором изображён названный взрослым предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие детей в театрализованной деятельности"

В консультации рассказывается в доступной форме о роли театрализованной деятельности в детском саду. Даёся краткая характеристика видов театра используемых в работе с детьми дошкольного возраста....

статья-консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

статья-консультация для родителей о роли театрализованной деятельности дома и семейном посещении театров,их воздействие на этетическое воспитание ребёнка...

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков....

Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...