ВОСПИТАНИЕ МЕДЛИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА (ЛЕВШИ, АГРЕСИВНОГО РЕБЕНКА, РЕБЕНОК С «ХАРАКТЕРОМ») В ДОУ
консультация

Любишева Анна Геннадьевна

Медленные дети такие разные : флегматики и меланхолики, беспокойные и спокойные. Все они требуют  большого терпения, внимания, тактичности и помощи взрослых. В первую очередь необходимо выделить, какие дети находятся в особой группе риска, так как еще до поступления в школу они будут испытывать множество негативных реакций, потому что они "не похожи на других детей", они" другие", потому что взрослые пытаются их" переделать", иногда, не учитывая их способностей, не замечая того, что они страдают, их развитие нарушилось, а здоровье ухудшалось.

Еще до школы, когда медлительный ребёнок посещает ДОУ, все зависит от отношения взрослых к его медлительности. Он фактически не испытывает особых осложнений в детском саду, до тех пор пока интенсивность работы не превысит его возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_medlitelnogo_rebenka.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ МЕДЛИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА

(ЛЕВШИ, АГРЕСИВНОГО РЕБЕНКА, РЕБЕНОК С «ХАРАКТЕРОМ») В ДОУ

Достаточно часто родители сталкиваются с проблемой того, что их ребенок может что-то медленно выполнять. Некоторых родителей факт, того, что их ребенок медлительный просто раздражает и вход могут идти обидные слова, их могут заставлять через силу завершать действия.

Медлительность может проявляться в том, что дети могут просто выполнять что-то медленно или в том, что они сначала четко продумывают весь план действий, который им необходимо выполнить, а потом уже медленно, спокойно их делают.

Под понятием «медлительный ребенок» могут скрываться разнообразные проблемы, связанные с обстановкой в семье и здоровьем ребенка. Например, медлительным могут называть ребенка с «характером», агрессивного ребенка или левшу.

Еще до того, как ребенок пойдет в школу, он ходит в детский сад, вне зависимости от его медлительности. Можно сказать, о том, что достаточно часто дети не испытывают какие-то существенные трудности до того момента, пока его деятельность или интенсивность работы не начинает превышать уровень его возможностей.

Очень часто трудности, которые испытывают медлительные дети накладывают определенный отпечаток на их характер. Они могут быть малообщительными или необщительными вовсе, могут замыкаться в себе. Также они могут отставать в учебе, иметь плохую концентрацию внимания на занятиях, в тяжелых случаях могут развиваться детские неврозы. Поэтому таким детям необходимо особенное воспитание и помощь. Поскольку нет одинаковых детей, а каждый из малышей уникален и особенен. Также достаточно часто наблюдается, что у медлительных детей проявляется высокая тревожность, чувство неполноценности, возможно низкая самооценка, недовольство, агрессивность, лживость и недоверие.

Медлительные дети отличаются от подвижных не только тем, что у них медлительные двигательные реакции, у них также и медлительно протекает и умственная деятельность. Если наблюдать за медлительными детьми, то можно заметить, что они все время находятся в ситуации ограничения времени, потому что их личный темп отстаёт от среднего. Любая нагрузка где необходимо ускориться, поторопиться или ускорить свои реакции вызывает у них процесс глубокого торможения, из чего следует замедление реагирования. Таким образом, становится понятно, что медлительные дети отличаются не только темпом, но и рядом принципиальных особенностей. Также медлительные дети стараются выбирать уже наиболее известные им способы действий – шаблоны, даже если они могут не подходить к какой-то конкретной ситуации, например, играть в одни и те же игры или ходить постоянно одной и той же дорогой, такие действия называются стереотипными, если же они преодолеваю эти действия, то могут совершить много ошибок.

Что касается умственной способности, то она не только отстаёт по темпу от подвижных детей, но и вообще отличается, то есть она иная. Если информацию подавать одинаково и медлительным, и подвижным детям, то у первых треть информации не усвоиться. Но если изменить темп подачи, то возможны положительные результаты. Несмотря на то, что такие дети восприимчивы к утомлению, и оно достаточно негативно влияет на них – это не говорит о том, что их умственная способность хуже. Если в детском саду создаются условия, при которых учитываются особенности, темп подачи информации – то результаты такой работы могут весьма высокими.

Эти отличия как раз говорят о том, что медлительные дети требуют особо внимания со стороны взрослых людей в отношении их воспитания.

Рассмотрим первый тип медлительных детей – леворуких дошкольников. Еще совсем недавно, родители при считали это слово настоящим диагнозом, а в детских садах и школах детей пытались переучивать. Но эти времена прошли и теперь стало известно, от чего это происходит и что необходимо делать. Мозг человека состоит из правого и левого полушария, каждое из них дополняет друг друга. В одном и в другом полушарии сосредоточены различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое – отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. Работа с леворукие детьми в детском саду должна проходить на том, чтобы в первую очередь не акцентировать внимание на его леворукости, а наоборот создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Задача воспитателей заключается в том, чтобы развить у таких детей чувства оптимизма, уверенности в себе. Важно следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся в связи с тем, что у него повышенная энергоемкость протекания психических процессов.

Рассматривая агрессивных детей и их воспитание в дошкольном образовательном учреждении важно отметить, что агрессивный ребенок, как и любой другой требует к себе внимание и ласки со стороны взрослого человека. Его медлительность может заключаться в том, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Потому что агрессия – это в первую очередь отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Через свою агрессию он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Для того, чтобы расшевелить такого ребенка необходимо отвлекать его от агрессии, через сотрудничество с ним, оказания помощи в реагировании на проблемные ситуации. Таких детей нужно чем-то занимать. Например, трудовой деятельностью – вешать одежду, следить за своим внешним видом, наводить за собой порядок. Или отвлекать какими-то подвижными играми, тренировками, которые будут повышать их эмоциональный фон и поднимать настроение.

Говоря о детях с тяжелым характером, то они тоже могут быть медлительными. Несмотря на их импульсивность и возбудимость они могут быть медлительными и замкнутыми в себе или наоборот быть маленькими тиранами. У таких детей также нарушена работа нервной системы, различной степени – от самой легкой до довольно тяжелой, проявляющейся в нарушении моторики, задержке речевого развития, поведенческих проблемах, которые выражаются в разных реакциях. Также дети «с характером» могут отказываться делать что-то самостоятельно, например, будут медлить с тем, чтобы самостоятельно одеться и ждать того момента, пока к ним подойдут и оденут их, ил не спешат приучаться к тому, чтобы ходить в туалет самостоятельно. Тут важно найти в первую очередь воспитателям определенный подход к ребенку. Как и прежде необходимо терпение, спокойствие, не раздражаться в ответ. Важно выработать правила, которые воспитатели будут использовать с такими детьми, чтобы у них появилась мотивация что-либо выполнять.

При воспитании медлительных детей необходимо в первую очередь

помнить о том, что медлительность – это свойство нервных процессов, ребенок делает что-то не специально, не на зло, а просто, потому что он по-другому не может. Поэтому воспитатель должен разговаривать с такими детьми спокойно, без упреков, не ругая его, а наоборот, понимая то, что это его особенность. Безусловно, надо понимать, что это может быть трудно делать, но надо понять, что ровный тон, внятная речь, спокойное, доброжелательное обращение с медлительными дошкольниками будет намного эффективнее и результативнее, нежели постоянный крик и наказания.

Далее вслед за тем, как нужно общаться с медлительным ребенком, необходимо выполнять те же требования в отношении совместной деятельности с медлительными детьми. Нив коем случае нельзя сравнить такого ребенка с более подвижным или ускорять его под общий темп. Потому что реакция будет обратная, то есть произойдет торможение и замедленнее его реакций, что в свою очередь будет вызывать у воспитателей лишь одно раздражение. Для того, чтобы ребенок что-то сделал, нужно рассчитывать время.

Например, если в детском саду все собираются на улицу в одно время, малыша можно подготовить и помочь ему собираться раньше, при этом заинтересовав его тем, что например, он будет самым первым по сравнению с другими и это позволит ему поднять его самооценку.

Далее важно отметить, что медлительные дети выполняют все стереотипные действия и для них они особенно важны. То есть, какие им действия нужно совершать и в какой, последовательности для того, чтобы например, помыть руки или перед тем как выйти на прогулку. Это особо важные стереотипы для всех детей, но в особенности для медлительных. Если ребенок знает, какая перед ним стоит задача и как ее можно выполнить то ему намного легче ее выполнить. Однако нельзя забывать и том, что действия по шаблону иногда могут нести негативный характер, то есть медлительный ребенок может лениться делать что-то по-новому. Поэтому необходимо время от времени менять их шаблонные действия для того, чтобы у них был какой-то выбор совершения действий.

Еще один фактор, который влияет на воспитание медлительных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения это то, какую нагрузку и как, в общем, работает с такими детьми. Так, любую нагрузку для такого ребенка нужно давать в хорошем эмоциональном фоне, то есть в хорошем, радостном настроении. Оно создается в игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью в данном возрастном периоде. Например, выполнить задание быстрее, ребенку поможет включение в его деятельность элементов игры, рассказа или прочтения какой-то сказки. Тогда, попытки ускорить ребенка не будут мучительными ни для него, ни для воспитателей, а принесут реальную пользу.

Таким образом, получается, что использование этих приемов позволяет добиться улучшения и эффективной работы с медлительными детьми, но при этом никто не отменяет специальные процессы в обучении:

  • Адаптация учебного процесса к особенностям медлительных детей. То есть это может быть профилактика возникновения проблем медлительных детей в учебном процессе, создание условий, в которых они будут чувствовать себя комфортнее и в которых их недостаток, связанный с медлительностью выступит в качестве достоинства);
  • Коррекционная работа совместно со специалистами, психологами и социальными педагогами. В ее содержании могут находиться тренинги, упражнения и игры, которые будут направлены на увеличение личного темпа реакций и подвижности нервных процессов;
  • Воспитание у таких детей самокоррекции.

Иными словами воспитателями детского сада создаются индивидуальные планы работ с такими детьми, на основе работы с другими специалистами. В данном плане будут отражены индивидуальные особенности, способности и непосредственный план работы, а именно упражнения, игры, которые будут подходить таким детям в зависимости от типа их медлительности.

Самое важное, что нужно запомнить, как родителям, так и воспитателям – медлительный ребенок такой же, как и подвижный. Он может делать все тоже самое, но ему необходимо время, а также ему нужно прикладывать намного больше усилий. Поэтому очень важно в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсировать недостаток подвижности нервных процессов, что в дальнейшем облегчит ему адаптацию к требованиям социальной среды. Это будет возможно при слаженной работе воспитателя, педагога-психолога и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агресивный ребенок

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хоч...

Агресивный ребенок.

Характеристика поведения агрессивного ребенка, особенности проявления агрессии, игры для преодоления агрессивности....

Агрессивный ребенок: это характер или воспитание?

Взрослые часто относятся к маленьким драчунам снисхо­дительно. Мол, несмышленыши еще не понимают, что делают. Но психологи уверяют - с 3-летнего возраста малыши отдают себе отчет в происходящем. И есл...

Агресивный ребенок

А-грессия-деструктивное, протеворечащее нормам и правилам существованием людей в обществе,приносящее физический и моральный ущерб людям....

Агресивный ребенок

Агресивный ребенок...

Агресивный ребенок

Агресивный ребенок...

картотека игр с агресивнным ребенком

игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного ...