Влияние смартфонов на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Мосина Лилия Николаевна

Статья направленна на формирование у родителей понимания ответственности за последствия влияния смартфонов на развитие речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СМАРТФОНОВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: 

Мосина Лилия Николаевна — воспитатель I квалификационной категории,

 тел. 8–953–325–67–78, e-mail dyik1988@yandex.ru

Место работы — Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация №63 «Малинка».

2023

Оглавление

Введение

3

Основная часть

Смартфон или живое общение?

4

Влияние смартфона на здоровье, психику и речь старшего дошкольника

4

Рекомендации родителям

5

Заключение

6

Список источников и литературы

7

Аннотация.

 В статье рассматриваются вопросы влияния смартфонов на здоровье, психику старших дошкольников. Особое внимание уделено проблемам речевого развития, с которыми сталкиваются родители и дети. Даны рекомендации и правила по использованию смартфонов без вреда для ребенка.

Ключевые слова.

Смартфон, речевое развитие, родители, дети, живое общение, здоровье, психическое развитие, семья, отрицательное влияние.

Проблема.

Родители не понимают отрицательного влияния детского увлечения смартфонами на развитие речи старших дошкольников.

Актуальность. 

Работая в детском саду, мы всё чаще наблюдаем такую картину: родители

по любому поводу дают ребёнку смартфон, чтобы избежать капризов. Ситуации могут быть различными (ребёнок не хочет раздеваться, одеваться, завтракать, забыл игрушку дома и т.д.). Конечно, родителям удобно! Ребёнок не плачет, не шумит, не капризничает. Мы заинтересовались, как такое поведение родителей может сказаться на развитии речи старшего дошкольника.

Объект.

Ребёнок, родители.

Предмет.

Смартфон.

Цель: формирование у родителей понимания ответственности за последствия влияния смартфонов на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обратить внимание родителей на недостаток общения в семье.
  2. Показать отрицательное влияние ежедневного использования смартфонов на развитие речи детей.
  3. Дать рекомендации родителям по использованию смартфонов с пользой для развития речи.

Данная тема малоизучена. Поэтому, прежде чем раскрыть эту проблему, мы решили обратиться к различным  источникам:

Смартфон или живое общение?

Речь и мышление у человека связанны неразрывно. В 1887 году английский языковед Ф.М. Мюллер писал в своей работе: «Никто я думаю, не будет оспаривать факт, что мысль без языка или какого-либо другого воплощения, невозможна. То, что мы привыкли называть мыслью, есть только обратная сторона монеты, лицевая сторона которой есть членораздельный звук».[9]

Какое влияние могут оказать смартфоны, на развитие речи ребенка учитывая, что сейчас родители приучают детей к их пользованию с самого раннего детства. Речь появляется и развивается, если мы активно общаемся с внешним миром. Главная функция речи — коммуникативная. Речь развивается больше у тех детей, которые активно общаются в семье, со сверстниками. Общее развитие ребенка, коммуникативное, в частности, зависит от родителей, от их общения друг с другом. Овладение речью происходит в живом диалоге, который побуждает к действию, к ответу, вызывает различные образы. Слова, не обращенные к ребенку, остаются «пустыми».

«Вместе проводить время — это значит целиком отдавать кому-то своё внимание. Когда мы сидим рядом на диване, уставившись в телевизор, мы не вместе: наше внимание поглощено новостями, а не друг другом. Проводить время вместе значит выключить телевизор, смотреть друг на друга и разговаривать, целиком сосредоточившись на собеседнике. Это, значит пойти вдвоем на прогулку, вместе пообедать, смотреть друг на друга и разговаривать!» Это отрывок из книги американского психоаналитика Гэри Чепмена «Пять языков любви».[8] Родители дают детям смартфоны для развития, для переключения внимания при капризах, когда нужно долго ждать или просто, чтобы выкроить себе свободное время. Замена родителей таким привлекательным устройством приводит к нарушению связей в семье.

Влияние смартфона на здоровье, психику и речь старшего дошкольника

Специалисты отмечают, что чрезмерное увлечение телефонами отрицательно влияет на здоровье, психику и речь ребенка. На физическом уровне: происходит снижение активности, замедление метаболизма, ухудшение зрения, осанки, иммунитета.

При постоянном взаимодействии со смартфонами можно испортить зрение, ведь детский глаз не рассчитан на такие нагрузки. Заболевания глаз, которые еще недавно касались профессиональных компьютерщиков, становятся частыми диагнозами у детей. Дети не умеют контролировать положение своего тела, что приводит к нарушению осанки. Малоподвижный образ жизни дошкольника провоцирует появление лишнего веса и нарушение работы всего организма. 

Необходимо уделить особое внимание психическому здоровью. Отсутствие общения часто становится причиной ограничения эмоциональных впечатлений. Повышенная возбудимость, тревожность и гиперактивность ребенка — это следствие длительного пользования смартфонами. Еще одной проблемой является преобладание визуального восприятия. Чтение сказок, рассказов, стихотворений вслух, которое будоражит и развивает фантазию, современным детям малознакомо. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В дальнейшем это отрицательно скажется на качестве обучения в школе. Родители не должны использовать смартфоны, социальные сети для самоуспокоения детей. Часто взрослые сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если приучают ребенка обедать, включая ему мультфильм или игру на телефоне. Это приводит к тому, что без смартфона ребенок отказывается кушать, что в будущем является следствием расстройства пищеварения.

В последние годы родители и педагоги жалуются на задержку речевого развития у детей. Они начинают говорить поздно, мало и плохо, обладают маленьким словарным запасом. Увеличилось число детей, которым необходима помощь логопеда и дефектолога. Фразовая речь ребенка 5–7 лет в основном состоит из простых предложений. Дети не используют обобщающие понятия, синонимы, антонимы, не умеют изменять форму слова. Для многих составить рассказ по сюжетной картинке является проблемой. Обидно, что это не наследственность, а последствие ежедневного и не грамотного использование телефонов, планшетов, игровых приставок.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана. Поэтому регламентировать время пользования таких устройств стало прямой обязанностью родителей.

Рекомендации родителям

Электронные устройства стали частью нашей жизни, и это уже не отменишь. Необходимо научиться самим жить в цифровом мире безопасно для здоровья и научить этому детей. Существуют разные мнения. Одни родители дают смартфон своему ребенку, так как считают, что от этого никуда не деться. Вторые выбирают полный запрет. Что делать в этой ситуации? Взять на себя контроль и следовать рекомендациям.

С дошкольниками использование смартфонов и планшетов должно быть строго лимитировано. Контролируемое использование смартфонов предполагает, что в семье есть определённые правила общения с электронными устройствами. Как говорил Альберт Швейцер: «Личный пример — не просто лучший метод убеждения, а единственный».

  • В 3–5 лет рекомендованное общее экранное время не должно превышать 20 минут в день (суммарно)
  • С 5 лет экранное время можно объединить и разрешить ребёнку раз в неделю посмотреть мультфильм продолжительностью до полутора часов
  • Не включать смартфон за едой
  • Не использовать перед сном
  • Определять время и места, где нельзя использовать смартфон

О правилах нужно договориться всем членам семьи и повесить их на видное место. 

На самом деле вред, которого опасаются все без исключения родители, зависит не от типа устройства и наличия у него экрана, а контентом, который потребляет ребёнок, и режимом этого потребления. Сюда относятся игры без сюжета, со слишком громкими звуками, сценами насилия и т.п.

Однако с помощью электронных устройств можно расширить кругозор, найти необходимую информацию, научиться грамотно, пользоваться приложениями. Использовать игры на развитие речи.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что никакой смартфон, планшет, игровая приставка не заменит живого детско-родительского общения! Желательно познакомить ребенка как можно позже с электронными устройствами. Пусть дети бегают, прыгают, гуляют, фантазируют, лепят, рисуют, слушают сказки.… Не нужно торопить события. Пусть детство будет настоящее, а не виртуальное!

Список литературы и источников

  1. Смирнова Н.Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста/Молодой ученый 2018 — №48.1 (234.1) — с. 35-36. — URL: https://moluch.ru/archive/234/43009/.
  2. М.В. Белоусова, А.М. Карпов, М.У. Уткузова «Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста.
  3. Материалы сайта www.autisminrussia.ru.
  4. Керделлан К., Грезийон Г. «Дети процессора: как интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых» перевод с французского А.Лущанова.
  5. Элизабет Килби «Гаджетомания: как не потерять ребенка в виртуальном мире».
  6. Дени Мадлен «Интернет, телевизор, видеоигры. Верная дозировка и правила применения».
  7. Оранж Т., О. Флинн Л. «Медиадиета для детей. Руководство для родителей: как преодолеть зависимость от телевизора».
  8. Жадсон Брюер «Зависимый мозг». Чепмен Г. Пять языков любви: как выразить любовь вашему спутнику / Гэри Чепмен; [пер. Н. Будиной], Санкт-Петербург, 2010. (16-е изд.).
  9. Ф.М. Мюллер «Наука о языке»
  10.  СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для воспитателей " Влияние фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель семинара – практикума:«Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора в педагогическо...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лако...

Влияние сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Проект «Влияние сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»АктуальностьДошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторо...

Влияние предметно-речевой среды на развитие речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Данный материал будет полезен воспитателям при организации предметно- речевой среды для детей старшего дошкольного возраста....

Влияние оригами на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

В консультации рассмотрены важные аспекты развития дошкольника - активизация речи через творческую, продуктивную деятельность - оригами. Кроме теоретических знаний представлены практические задания, п...

Консультация для родителей: «Влияние оригами на развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей:«Влияние оригами на развитие речи детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей: «Влияние оригами на развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей:«Влияние оригами на развитие речи детей старшего дошкольного возраста»...