Консультация: "Значение и роль развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
консультация

Чаусова Виктория Валерьевна

Консультация: "Значение и роль развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Значение и роль развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

        

Учитель-дефектолог 1 категории

 Чаусова Виктория Валерьевна

В последнее время для многих родителей становится актуальной проблема

«слабых пальцев» у детей. Задержка моторного развития перестала быть редкостью. Современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д., вследствие чего в дошкольных учреждениях усугубляются адаптационные проблемы.

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития: чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Мелкая моторика   – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Насколько же важно развитие мелкой моторики?

Мелкая моторика имеет тесную связь с нервной системой, с памятью ребенка, его вниманием и зрением, восприятием. Развивая мелкую моторику, мы развиваем не только его пальцы.

Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, мы влияем на почерк ребенка, его речь, скорость реакции.

По уровню развития мелкой моторики с уверенностью можно говорить о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе.

Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.

Многими учеными, педагогами, психологами доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

В раннем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики имеет свои особенности.

Ранний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка,

усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Данный возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 1,5–3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение раннего дошкольного возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.

Резко возрастает любознательность малышей, происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Наглядно-образное мышление становится преобладающей формой. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелко моторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развития мелкой моторики является особо важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с самого раннего возраста. Уже с младенческого возраста можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Степень развития мелкой моторики у ребенка с раннего дошкольного возраста определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

Нормальное развитие речи ребенка самым тесным образом связано с развитием движений пальцев рук. Учеными доказано, что с анатомической точки зрения, около одной трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Именно поэтому, для того чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Начинать активную тренировку пальцев ребенка педагоги и психологи рекомендуют уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Какова же роль мелкой моторики в развитии ребенка раннего дошкольного возраста?

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей раннего дошкольного возраста, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнять элементарные действия самообслуживания, действия бытового характера и другие не менее важные.

Еще в середине XX века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может превышать норму. Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. А значит, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающие за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, мы активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь. Таким образом, выстраивается следующая цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие.

Об удивительных свойствах мелкой моторики знали еще наши предки. Из поколения в поколение передаются всем известные народные потешки:

«Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.

Советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», а известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор всемирно известной методики Мария Монтессори, по мнению которой, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышами начинается с

«живого созерцания», с таких сенсорных процессов как ощущение, восприятие, представление, развитие которых создаёт у детей необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей, например, музыкальных, изобразительных также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелко моторных функций имеет огромное значение еще и потому, что в раннем дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Монтессори подчёркивала, что каждое движение ребёнка – это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для детей раннего возраста, т. к. тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у малышей сенсомоторной координации, т. е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаза как бы «обучает» руки, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.

По мнению Монтессори с помощью упражнений, которые развивают мелкую моторику, малыш учится ухаживать за собой и своими вещами, правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, и с развитием мелко моторных функций, координацией движений, концентрацией внимания, умением довести выбранную работу до конца, ведь получить удовольствие от сделанного имеет достаточно важное значение и для формирования личности человека в целом.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сказать, что значение развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте достаточно велико.

В развитии каждого ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, периоды, когда он особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период – возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, нам необходимо создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.

От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать, делать первые шаги, начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. Например, в этот период малыш учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стягивать с себя носки или шапку.

В рассматриваемый нами ранний дошкольный возраст от двух до трёх лет, навыки, приобретенные ребенком на более ранней стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.

Таким образом, развитие мелкой моторики или умения рук у малышей раннего дошкольного возраста происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и рук.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства, т. е. положения и перемещения тела в пространстве или иначе в процессе формирования зрительно-тактильно- кинестетических связей. После сформированности этих связей движения рук начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, когда уже вид предмета является стимулом движений рук по направлению к нему.

Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Однако необходимо отметить что, прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.

Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте актуальна всегда, так как именно она способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста показывает, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Развитие мелкой моторики является не стихийным, самостоятельно протекающим процессом, а специально созданными условиями воспитания и целенаправленного обучения, способствующими развитию движений рук.

Подводя итог, скажем, что развитие мелкой моторики это неотъемлемая часть развития ребенка раннего дошкольного возраста, которая начинается с первых дней жизни и позволяет ребенку изучать окружающий мир, подкрепляя другие немаловажные процессы в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму

При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...

Консультация - Семинар «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму»

Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый у...

Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму

При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...

Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...

Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...

«Роль оригами в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Роль оригами в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста....