Консультация для родителей Роль игры в жизни ребенка
консультация (старшая группа)

Умникова Валентина Ивановна

Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_2.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Роль игры в жизни ребенка

Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. Игра дает возможность ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме оказать на него следующее влияние:

    расширить кругозор;

    развивать психические процессы;

    удовлетворять детские эмоциональные и интеллектуальные потребности;

    развивать творческие способности;

    учить взаимодействовать в социуме;

    формировать характер и отношение к действительности;

    вырабатывать трудовые и познавательные навыки.

Игра — это способ вхождения ребенка во взрослый мир, получения опыта человеческой деятельности, репетиция своей будущей жизни. Участие родителей в детской игре показывает, что они одобряют такие их занятия. Воспитание дошкольника путем нравоучений изначально обречено на провал. А вот использование игры как воспитательного средства позволит достичь значительных результатов. Возможности игры в этом плане огромны.

Нормы поведения

Ребенку не нужно десять раз повторять правила поведения в общественных местах, за столом, на празднике и т.д. Проще показать это на примере игры и дать возможность попрактиковаться в их применении вплоть до выработки устойчивого навыка.

Детям очень нравятся сюжетно-ролевые игры «В магазине», «Мы пассажиры», «На Дне рождения у подруги», «В гостях у Маши» и т.п. Дети учатся вежливости, быстрее запоминают словесные формулировки, которые используются в тех или иных обстоятельствах. Играя в такие игры, дети быстро вживаются в роль взрослого и уже сами начинают давать указания игрушкам или товарищам по игре «Не разговаривай за столом», «Уступи место в автобусе» и т.д. Получается, что теперь они стают инициатором выполнения существующих норм и правил.  Причем в ходе игры можно воспроизводить, как позитивные, так и негативные способы действия. Эмоции и впечатления от разыгрывания разных форм поведения позволят детям интуитивно выбрать именно те, которые считаются нормой в нашем обществе. Таким образом у дошкольников формируются модели правильного поведения.

Основы характера

Игра как нельзя лучше помогает вырабатывать у ребенка такие черты характера как настойчивость, воля, желание победить. Особая роль в этом отводится подвижным играм. Большинство из них носит соревновательный характер, где выигрывает более ловкий, смелый, сообразительный. Кроме этого подвижные игры играют огромную роль в физическом воспитании дошкольников, выработке основ здорового образа жизни.

Также часто в ходе игры ребенок ставится в условия, когда он должен делать самостоятельный выбор. Это способствует формированию у него ответственности за свои действия, уверенность в себе.

Участие в игровой деятельности вызывает у детей много эмоций. Под воздействием этого у них закладывается способность к сопереживанию, сочувствию, проявлению снисходительности.

Использование дидактических игр развивает у дошкольников любознательность и интеллектуальную активность. Это повышает их работоспособность и способствует совершенствованию познавательных процессов.

Игра подталкивает ребенка к преобразованию существующей реальности, созданию вымышленной новой действительности. Это помогает развивать фантазию, воображение. Творческие, театрализованные игры способствуют выявлению талантов малыша, формированию эстетических склонностей.

Социализация

Играя в игры, ребенок имеет возможность примерять на себя различные социальные роли. Он отражает модели поведения в различных ситуациях, которые потом сможет использовать в своей взрослой жизни.

В ходе игр у детей развивается умение действовать целенаправленно, прикладывать общие усилия для получения результата, помогать друг другу. Они взаимодействуют друг с другом, учатся устанавливать продуктивные  взаимоотношения.

Огромную роль оказывает игровая деятельность на формирование коммуникативных компетентностей. Детям нужно научиться договариваться, правильно формулировать свои мысли, пользоваться готовыми речевыми шаблонами.

Как играть с ребенком

Чтобы суметь увлечь ребенка игровой деятельностью, предлагаем ознакомиться с рекомендациями, представленными на консультации для родителей «Играйте вместе с детьми».

   Относитесь к ребенку на равных. Не стоит допускать сюсюканий. Не выполняйте игровые действия вместо малыша, а предлагайте ему самому попробовать или включиться в совместную деятельность.

    Отдавайтесь игре так же полноценно и увлеченно, как и ребенок.

    Не диктуйте правила игры! Тактично руководите ее ходом, направляя действия ребенка в правильное русло.

    Старайтесь использовать поменьше запретов.

    Давайте малышу возможность проявлять самостоятельность и инициативность.

    Ни в коем случае не исправляйте результаты игровой деятельности ребенка со словами: «Сейчас я тебе покажу, как надо делать».

    Предлагайте различные виды игр.

    Позволяйте использовать для игры предметы домашнего обихода.

    Создайте в доме игровой уголок, помогайте поддерживать в нем порядок.

Есть определенный алгоритм вовлечения детей в игровую деятельность. Если детям предлагается новая игра, с условиями которой они не знакомы, необходимо объяснить и показать, как в нее играют. Сначала взрослым отводится роль ведущего, а затем они становятся просто партнером по игре.

Следует помнить, что играть нужно вместе с ребенком, а не вместо него!

Для чего нужны игрушки

Мало какая детская игра проходит без использования игрушек. Они служат эффективным воспитательным средством, благодаря которому закладываются нравственные нормы поведения, формируются трудовые навыки и задатки профессиональной деятельности, развивается эстетический вкус.

Игрушки являются моделями тех предметов, строение и назначение которых ребенок хочет познать. Играя с игрушками, дошкольник получает опыт осуществления различных действий с этими предметами. На консультации для родителей «Игрушка в жизни ребёнка» даются такие советы.

   Не только покупайте игрушки ребенку, но и делайте их своими руками.

    У малыша должны быть разные игрушки, не ограничивайте их выбор по половой принадлежности ребенка.

    Приобретайте только те игрушки, которые имеют педагогическую и художественно-эстетическую значимость, смысловое наполнение.

    Игрушки для ребенка должны соответствовать его возрасту. Не стоит запасаться игрушками «на вырост». Сначала малыш не поймет ее предназначения, а потом уже потеряет к ней интерес.

    Необходимо иметь игрушки на разную тематику: сюжетные (куклы, фигурки животных, посуда, мебель и т.д.), развивающие (кубики, паззлы, многофункциональные предметы), технические (машинки и модели других видов транспорта, конструкторы), имитирующие орудия труда (ведерко, лопатка, молоток, отвертка, шприц и т.д.), игрушки-забавы, игрушки для подвижных игр.  

    У ребенка должны быть игрушки разных размеров. Крупные подходят для игры на полу или на улице, мелкие игрушки нужны для игры за столом.

    Нужно поощрять стремление ребенка превратить обычные предметы в игрушку. Он может из стула сделать кораблик, а под столом обустроить дом и т.д.

Важно не просто дать игрушку ребенку, нужно показать, для чего она нужна, как ею пользоваться. Также необходимо учить делиться игрушками, использовать их для коллективного взаимодействия.

Главное правило в использовании игрушек — они должны способствовать формированию у ребенка правильного представления об окружающем мире.

Ответственное и правильное отношение родителей к организации игровой деятельности детей, делает ее действительно содержательной и полезной, превращает игровые забавы в мощный инструмент воспитания, помогает в ходе игры привить дошкольникам интерес к получению знаний, сформировать у них модели отношений и поведения в социуме. Благодаря игре обогащается внутренний мир ребенка, развивается его личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание -консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка». (14.02.12)

Играем вместе с ребенком.      Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают,...

Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"

                                         Играем? Играем!...

Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка»

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью...

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка раннего возраста"

Игры на развитие восприятия,внимания,памяти.Развитие словесной и зрительной памяти.Игры на развитие творческих способностей.Основные правила развития игры....

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка"

У дошкольников основной вид деятельности - это игра. Развитие и изменение всех психических процессов происходит, прежде всего, в деятельности. То есть, в игре ребенок сначала эмоционально, а затем инт...