Консультация для родителей: «Адаптация ребенка к детскому саду».
консультация (младшая группа)

Яськова Елена Владимировна

Детям любого возраста очень непрост

начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период  адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_adaptatsiya.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Адаптация ребенка к детскому саду».

Поход в детский сад для ребенка — стресс, так как его привычный образ жизни кардинально меняется. Он должен много времени проводить без мамы, его окружает много детей, а еще нужно жить по распорядку и определенным правилам.

Во время адаптации организм приспосабливается к меняющимся условиям, и у ребенка могут появиться следующие признаки:

  • нарушение сна;
  • снижение аппетита;
  • регресс умений;
  • отсутствие познавательного интереса;
  • апатия или агрессия;
  • резкие перемены настроения;
  • частые респираторные заболевания или обострение хронических.

   Адаптационный процесс запускается не в первые дни, а через 3—5 недель после того, как ребенок пошел в сад. Если за это время родители не заметили существенных изменений и ребенок ведет себя в саду как дома, у него легкая адаптация. Она длится 2—4 недели и встречается у многих.

   При адаптации средней тяжести ребенок играет со сверстниками, ест, спит, ходит в туалет, но с трудом расстается с мамой по утрам. Главное правило: важнее то, как ребенок уходит из детского сада, чем то, с каким настроением туда идет. Как правило, по вечерам дети со средней адаптацией прощаются и говорят, что завтра снова придут, или вовсе не хотят домой. Такая адаптация считается самой распространенной. Она длится до двух месяцев.

   Если через месяц у ребенка не наступает никакого прогресса — он не хочет ходить в сад, плохо спит, ест, появляется заикание, рвота, нервный тик, — вероятно, у него тяжелая адаптация. Она может длиться до нескольких лет и является единичной. Здесь важно приостановить хождение в детский сад и обратиться к неврологу и психологу: возможно, не была пройдена сепарация с мамой или есть особенности развития.

   Но не стоит все списывать на адаптацию. На протяжении жизни ребенок растет, меняется, и на адаптацию к детскому саду вполне могут наложиться другие факторы.

Как облегчить адаптацию?

Подготавливать к детскому саду лучше заранее, примерно за год. Вот что советую делать:

  • Общаться со сверстниками. Мы существа социальные, и даже с учетом того, что до трех лет дети не умеют играть вместе, им важно видеть друг друга, чтобы привыкать к реакциям и эмоциям других детей, взрослых. Если пропустить этап параллельного взаимодействия, ребенку будет сложнее влиться в коллектив.
  • Иногда расставаться с ребенком. Ребенка надо периодически оставлять с родственниками или в игровой комнате, потому что дети, у которых был опыт расставания с мамой, легче адаптируются к детскому саду. Главное — перед уходом сказать, что обязательно придете и заберете его.
  • Научить самостоятельности или определенным сигналам и предупредить о них воспитателя. Важно показывать ребенку, как одеваться и раздеваться, держать ложку, и давать возможность самостоятельно это делать, не торопя и не критикуя. А еще обязательно научить просить помощи воспитателей и ждать.
  • Подстроиться под режим садика. Если ребенок днем засыпает в разное время, в саду ему может быть тяжело. Сложнее будет и в том случае, если он привык питаться пиццей и бутербродами. Лучше предварительно разнообразить домашнее меню наиболее распространенными блюдами из детского сада, приготовив с ребенком запеканку или омлет.
  • Рассказывать о детском саде: подходить к нему во время прогулок, знакомиться с помещением, территорией. Можно показывать мультфильмы, читать сказки о детском саде, то есть ребенок должен знать о нем как можно больше. Вот книги, которые я советую:
  1. Анна Дьюдни, «Лама в садике без мамы».
  2. Татьяна Рабцева, «Вовка идет в детский сад».
  3. С. Петрова, А. Ласточкина, «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад!».
  4. Ирина Зартайская, «Енотик идет в детский сад».
  5. Елена Бурьевая, «Легкая адаптация ребенка к садику за 30 дней».
  6. Бет Шошен, «Всегда вместе».
  7. Сэм Макбратни, «Знаешь, как я тебя люблю?».
  8. Деби Глиори, «Что бы ни случилось».
  9. Пржемислав Вехтерович, «Мамина улыбка».
  10. Одри Пенн, «Поцелуй в ладошке».

А вот мультфильмы, которые можно посмотреть:

  1. «Пеппа идет в садик».
  2. «Дед Мороз и лето».
  3. «Как Петя Пяточкин слоников считал».
  4. «Про Веру и Анфису».
  5. «Жила-была Царевна — не хочу в садик!».
  • Поговорить с воспитателем. Чтобы снизить свою тревогу в отношении детского сада, когда принесете документы, поинтересуйтесь режимом, меню, нормативами, если ребенок заболеет. У каждого родителя список вопросов может отличаться в зависимости от того, что важно лично для него. Чтобы помочь ребенку адаптироваться, мы  предлагаем родителям анкету «Давайте познакомимся» в которой можно рассказать об особенностях ребенка: его привычках, умениях, страхах, о том, как его лучше утешать и какие блюда не ест.
  • Помочь подружиться. В современном мире родители несут ответственность за друзей сверстников-детей, потому что дети дошкольного возраста редко гуляют одни. Как правило, в детских садах есть чаты родителей, их можно использовать, чтобы узнать, кто, где, когда и с кем гуляет, и присоединиться. Так дети смогут ближе познакомиться и, возможно, подружиться. Если у ребенка будет друг в саду, адаптация пройдет легче.
  • Адаптировать постепенно. Сначала ребенка стоит оставлять на несколько часов в день, затем — до обеда, через 2—4 недели забирать сразу после сна и только потом оставлять на весь день. Если оставить сразу на день, могут появиться сложности. Ребенок, который раньше нормально отходил от мамы, вдруг начнет цепляться за нее, бояться, что его бросят.

Как помочь проживать утреннее расставание с мамой?

Вот несколько способов, которые в этом помогут.

  • Доверить проводы другому взрослому. Если ребенок плачет только с мамой, возможно, он будет менее эмоционально реагировать на расставание с папой.
  • Посочувствовать. Стоит сказать примерно следующее: «Ты не хочешь ходить в детский сад, так как надо рано вставать. Но идти туда надо, потому что маленькие дети не могут находиться дома одни, а взрослые должны ходить на работу. В детском саду присматривают за маленькими детками». Многие родители боятся подобных фраз, но, если семья точно знает, что сад нужен, важно научиться отражать чувства ребенка, сочувствовать ему.
  • Расставаться максимально быстро. Говорить что-то вроде этого: «Тебе грустно, ты не хочешь расставаться, но маме нужно идти на работу. Давай я поставлю будильник, мы обнимаемся, прощаемся еще минуту, а когда будильник прозвенит, ты пойдешь в игровую, а я — на работу». Когда время вышло, важно не убегать незаметно, а попрощаться. Иначе у ребенка появится недоверие, ощущение того, что его могут бросить.
  • Дать с собой вещь из дома: любимую игрушку или книжку. Когда ребенок начнет скучать, это поможет ему справиться с тем, что мамы нет рядом.
  • Попросить воспитателя позвонить, если ребенок будет плакать дольше обычного. Если приходите за ребенком раньше по причине его продолжительного плача, важно сказать: «Я все сделала и пришла». Для этого желательно, чтобы в период адаптации у мамы была возможность при необходимости прийти посреди рабочего дня.

Как вести себя, если после сада поведение ребенка меняется?

   Когда ребенок идет в детский сад, в его жизни наступают большие перемены, которые сказываются на эмоциональной и нервной системах. Эмоциональная система — это то, как человек реагирует на какую-то ситуацию. У каждого эта реакция будет своей. Дома ребенок снимает накопившееся за день напряжение — это говорит лишь о доверии к родителям.

   Остается посочувствовать ему и проявить заботу, например помочь обуться и одеться. Часто стремление к самостоятельности доводится до фанатизма. Но если ребенок научился обуваться, и мама один раз поможет надеть сандалии, то ничего страшного не произойдет.

   После сада лучше всего снимают напряжение физическая нагрузка и арт-терапия. Можно вместе поиграть с водой, манкой, песком, полепить, порисовать, сделать ребенку массаж. Телевизор советую включать не сразу: за гаджетами эмоции на какое-то время забываются, но позже всплывают опять. Лучше дать ребенку их пережить и не бояться плача. Помните: у детей только формируется эмоциональная и нервная системы. Задача родителей — быть заботливыми взрослыми, которые всегда рядом.

Можно ли делать сюрпризы после возвращения?

  Если материальное положение семьи позволяет, почему бы нет? Главное — не попрекать потом ребенка и не ожидать, что он будет вести себя определенным образом, так как в этом случае родители утрачивают умение договариваться, которое пригодится в дальнейшем.

  Но лучше после детского сада не идти в магазин за новой игрушкой, а погулять. В процессе адаптации важно минимизировать любые эмоции, в том числе положительные.

  Как узнать, что происходит с ребенком в садике?

   Примерно до шести лет каждый ребенок думает, что все видят мир так, как он, поэтому рассказы о происходившем чаще всего невнятные, невпопад.

 Еще нужно задавать вопросы с выбором ответа: «Вы вечером пили молоко или чай? На ужин ели гречку или капусту?»

   Надо понимать, что в силу своего развития ребенок в одну единицу времени сопоставляет абсолютно все происходящее. Например, в саду рассказывали сказку про волка, который укусил за бочок, воспитательница сказала: «Соня, прекрати», — а Вася толкнул Мишу. На вопрос, что было в саду, ребенок может ответить, что воспитатель укусила Соню, то есть рассказать такую небылицу, которая испугает. Главное правило взаимоотношений: реакция родителей всегда закрепляет поведение ребенка.

  Услышав, что кто-то кому-то сделал больно, родитель цепляется за эти слова и начинает расспрашивать дальше. Ребенку приходится фантазировать, хотя, скорее всего, история даже произошла не с ним. Потом его рассказы будут становиться еще фантастичнее, поэтому реакция родителей должна быть ровной. А если какая-то информация насторожила, имеет смысл уточнить ее у воспитателя — разумеется, без ребенка.

  По вечерам нужно сместить фокус с детского сада. Когда взрослые приходят с работы, не каждый готов ее обсуждать — то же самое и с детьми. Рекомендую сконцентрироваться на взаимоотношениях с ребенком здесь и сейчас, найти точки соприкосновения вне детского сада: вместе поиграть, полепить, порисовать.

Чего не стоит говорить ребенку, который ходит в детский сад?

   Иногда родители сами создают у ребенка негативный образ сада — даже неосознанно. Вот некоторые фразы, которые так работают.

«Тебе нравится в детском саду?» Родителям, которые с первых дней задают такой вопрос, стоит спросить себя: «Что вы хотите услышать?» Вам важно услышать «Нет, не нравится» и подкрепить свою значимость? Это вопрос о родительской тревожности, о недоверии к системе, которого быть не должно.

«Я не любила ходить в детский сад». Услышав нечто подобное, ребенок вряд ли будет посещать это место с удовольствием. Если мама не любила, почему он должен?

«Марь Ивановна, наверное, злая». Нельзя обсуждать воспитателей и других детей в присутствии ребенка, так как предполагается, что ему должно быть с ними комфортно.

«Будешь плохо себя вести, пойдешь в сад». Желательно не запугивать ребенка тем, что, предположительно, он должен любить, доверять этому.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»       Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жи...

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду"

Консультация для родителей  "Адаптация ребёнка к детскому саду" Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей...

Консультация для родителей: "Адаптация ребенка к детскому саду - первый раз в детский сад".

      Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло 3 года - значит ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся др...

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду или в детский сад без слёз"

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду или в детский сад без слёз»...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду: советы родителям»

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптац...

Консультация для родителей "Адаптация ребенка в детском саду. Советы родителям"

Консультация для родителей "Адаптация ребенка в детском саду. Советы родителям"...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»  Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей...