как помочь ребенку с ЗПР
консультация

Воропаева Наталья Степановна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_zpr.docx916.72 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку с ЗПР

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676741703_gas-kvas-com-p-malchik-v-detskom-sadu-risunok-15.png

 Диагноз  "задержка  психического  развития"  зачастую  ставит  родителей ребенка перед неожиданными, а подчас и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: "Почему  это  случилось  именно  с  моим  ребенком?  Что  же  делать дальше?".

     Задержка психического развития – это особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами:  дефектами  конституции  ребенка, соматическими  заболеваниями, органическими  поражениями  центральной  нервной  системы.  У  детей  с  ЗПР отмечаются  сниженная  работоспособность,  психомоторная  расторможенность, возбудимость,  гиперактивность,  импульсивность,  а  также  тревоги,  агрессии. Специалисты называют детей с ЗПР " детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью".

Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих  предметах  и явлениях. Эти представления  нередко  не только  схематичны,  не расчленены,  но  даже  и ошибочны,  что  самым отрицательным   образом сказывается на содержании и  результативной  стороне всех    видов    их деятельности,  и  в  первую очередь   продуктивной. Вместе  с  тем  у  них  не нарушены   абсолютные пороги   чувствительности, различительные  возможности  слуха  и  зрения.  Дефекты  восприятия обнаруживаются  при  усложнении  воспринимаемых  объектов  или  в  условиях, затрудняющих восприятие. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей  степени,  чем  наглядно-образное  и  особенно  словесно-логическое. Имеются также нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.

Детей  с  ЗПР  нередко  относят  к  олигофренам (умственная  отсталость).  В отличие  от  олигофрении,  при  которой  наблюдается  устойчивое  общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит временный и замедленный темп развития. Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера.

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребенка, порой, не замечая важного отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда  ребенок  пошел  в  детский  сад, в  школу,  и  когда воспитатели,  учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают,  что  с  педагогической  работой  можно  подождать,  что  ребенок  с возрастом  самостоятельно  научится  правильно  говорить,  играть,  общаться  со сверстниками.  В  таких  случаях  специалистам  учреждения,  которое  посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.

http://kskkristall.my1.ru/_nw/1/75345389.jpg

Воспитание в семье ребенка с ЗПР – это ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребенка, прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим ребенком? В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других  детей.  Но  для  того,  чтобы  достичь  наилучших  результатов,  нужно обратиться  за  квалифицированной  помощью  к  специалистам  (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психоневрологу), как можно раньше начать продуманное  и  целенаправленное  воспитание  и  обучение,  создать  все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.

Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. С детьми  необходимо  постоянно  общаться,  проводить  занятия,  выполнять рекомендации.  Больше  времени  следует  уделять  ознакомлению  с окружающим  миром:  ходить  с  ребенком  в  магазин,  в  зоопарк,  на  детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать  с  ним  книжки, картинки,  сочинять  разные  истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы  делаете,  привлекать  его  к посильному  труду.  Важно  также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.

Главное, родители  должны оценить возможности ребенка с ЗПР и  его  успехи,  заметить  прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только   совместная   работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

https://stihi.ru/pics/2023/01/20/3502.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Консультация для педагогов на тему: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?» педагог-психолог: Диденко М.В.

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему ...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....

Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?

Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?...