Консультация для родителей «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»
консультация
Консультация для родителей «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 96 «Елмаю» НМР РТ
Консультация для родителей
«Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»
Подготовила: Воспитатель МБДОУ №96 Мусина Ф.Р. |
г. Нижнекамск, РТ
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Экологическое воспитание дошкольников строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу.
Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые семь лет жизни ребенка является формирование понимания специфики живого организма, его самооценки и неповторимости. На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей в первые семь лет могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: интерес к ее познанию, действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе педагога – ключ к правильной постановке экологического воспитания и получения нужного результата.
Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Надо стремиться, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приобретенных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности.
Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей. В таких играх могут использоваться натуральные предметы природы (деревья, цветы, овощи, фрукты, семена и др.), картинки с изображением растений и животных, настольно-печатные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры можно проводить с детьми как индивидуально, так и
коллективно на занятиях, прогулках, в часы досуга.
При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
-Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные путем непосредственного восприятия.
-Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна
и в то же время доступна детям.
-Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
-Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия, конкретно и четко объяснять игровые правила.
Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у школьников основ экологической культуры.
Экологическая культура – это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.
Существует несколько значений понятия «экология»:
1. Экология - наука об отношении растительных животных
организмов друг к другу и к окружающей их среде.
2. Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.
Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы:
системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут... учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения.
Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно-волевую сферу ребенка. Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоение знаний, умений и навыков. Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются игровые действия. Учебная задача, и игровые правила. Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности воспитанников, но и включать в занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Роль экологического воспитания дошкольников в семье. Семейный досуг с ребенком на природе»
В настоящее время очень важно научить ребенка учиться, но и отдыхать. Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже само...
Консультация для родителей "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"
Данный материал предназначен для родителей в помощь при ознакомлении ребенка с природой....
Консультация для родителей "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Мы убеждены, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Именно с этих л...
Консультация для родителей "Книга как средство экологического воспитания дошкольника"
Консультация для родителей в рамках проекта по экологии для старших дошкольников "Защитники природы" содержит рекомендации по выбору книг о природе и животных для чтения детям....
Консультация для родителей «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»
Дошкольное детство — это период игры. Этот вид деятельности в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие....
Консультация для родителей "Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников"
Дидактические карточки «Изучаем профессии»Распечатайте картинки, наклейте на картон, разрежьте по линиям, перемешайте карточки.Предложите ребенку картинку, например, "Доктор"и по...
Консультация для родителей «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников"
Консультация для родителей «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников" Оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности является дошкольный возраст. В это...