КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ"
консультация (старшая группа)

Митрофанова Татьяна Владимировна
Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Многих родителей детей старшего дошкольного возраста беспокоит вопрос: с чего и как начинать обучение грамоте в семье. Родители обобщают понятия «обучение грамоте» и «обучение чтению» и начинают обучать своего ребенка грамоте, заставляя его запоминать буквы, затем читать слоги и слова, забывая (или не зная) о том, что читающий – не значит грамотный. Понятие «обучение грамоте» гораздо объемнее и подразумевает развитие у ребенка ряда умений и навыков еще до знакомства с буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ  К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В    СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Многих родителей детей старшего дошкольного возраста беспокоит вопрос: с чего и как начинать обучение грамоте в семье. Родители обобщают понятия «обучение грамоте» и «обучение чтению» и начинают обучать своего ребенка грамоте, заставляя его запоминать буквы, затем читать слоги и слова, забывая (или не зная) о том, что читающий – не значит грамотный. Понятие «обучение грамоте» гораздо объемнее и подразумевает развитие у ребенка ряда умений и навыков еще до знакомства с буквами.

Главная задача родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. Эта работа начинается с развития фонематического восприятия: умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи и в дальнейшем делать простейший (на словах типа: мак, сок, кот) звуковой анализ.

Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Таким образом, первый кирпичик в фундамент грамотного письма и чтения закладывается еще в дошкольном детстве.

Игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и умения производить простейший звуковой анализ слов, очень много. Их можно найти в литературе и придумать самим.

После того как ребенок научится достаточно уверенно выделять звуки и определять их последовательность в словах, можно знакомить его с буквами и начинать обучение чтению.

Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не «ЭМ», а «М», не «ПЕ», а «П».

Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать до буквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова. Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – до буквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и времени. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

         Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом).

Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким

речевым характеристикам, как:

  • развитый речевой  слух
  • четкая артикуляция звуков родного языка (что  обеспечивает    правильное проговаривание)
  • знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой
  • выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и пр.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).

Задача взрослых – подготовить ребенка к последующему обучению чтению и письму.

В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для  полноценного усвоения письменной формы речи.

В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).

На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом свободно.

Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха.

Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Вводятся условные обозначения:

согласный – синий  гласные звуки - красный цвет

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.

Помимо занятий в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.

                                                     Игры на развитие правильной

артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха

  • «Угадай-ка» (Имитация голосов птиц и животных). Эту игру можно использовать на прогулке. Попросите ребенка  прожужжать как жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т.д. Добивайтесь от ребенка четкой артикуляции звуков.

Можно использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т.д.)

  • «Длинное - короткое» (Упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова).

Можно искать на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова в которых мало звуков (нож, соль, суп и т.д.).

  • «Сломанный телевизор» Для игры необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте детям по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Дети определяют звуки и их последовательность.
  • «Поймай песенку». Ребенок ловит заданный звук хлопками в ладоши. Песня исполняется протяжно. Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и  т. Д
  •  «Где прячется звук». Предлагайте ребенку слова, выделяя, например, звук «о». Ребенок определяет позицию в слове (начало, середина, конец).
  • «Измени слово». Ребенку предлагаются картинки с односложными словами. Необходимо изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом – домик.
  • «Мягкий – твердый». Предлагайте ребенку картинки со словами с мягким согласным звуком и с твердым. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твердым – на стол или камень.
  • «Придумать слова на заданный звук».

           Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и)                    – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

 Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  • «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

  • Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  • Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д,о,м.

Ваши занятия-очень полезны для ребенка. Вы одновременно и проводите время со своим чадом, и учите его начальным ступеням чтения. Старайтесь организовать общение, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка, не перегружая его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности – игры.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи"

В консультации приводятся примеры  использования нетрадициоонного материала для обучения детей грамотеИспользование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов ...

Консультация для родителей по обучению грамоте

Памятка для родителей. Что нужно помнить при обучении дошкольника грамоте....

Консультация "Подготовка дошкольников к обучению грамоте в ДОУ" (презентация)

Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. Этот период получил название периода «языковой одаренности», в котором ...

Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, т.к. является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.Поэтому при по...

Презентация к консультации для родителей по обучению грамоте

Помочь родителям воспитанников овладеть знаниями об обучении грамоте, для закреплений знаний детей полученных в детском саду....

Консультация "Подготовка детей к обучению грамоте"

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен. Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готов...

Консультации для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе

В консультациях даны рекомендации для родителей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Материал будет полезен родителям, учителям-логопедам, воспитателям детского сада....