Консультация для родителей дошкольников "Способы развития мелкой моторики"
консультация
Советы и практические рекомендации для родителей детей от года до семи лет и самые эффективные упражнения, которые делают детские пальчики умелыми и ловкими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_razvitiya_melkoy_motoriki_oktyabr.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы развития мелкой моторики.
Советы и практические рекомендации для родителей детей от года до семи лет и самые эффективные упражнения, которые делают детские пальчики умелыми и ловкими.
Для детей 1-2 лет
С началом ходьбы дети начинают осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Движения рук выполняются под контролем зрения. В этом возрасте малыши любят дотягиваться до предметов, активно хватают их ладонью, а потом начинают захватывать пальцами. К двум годам ребенок осваивает так называемый пинцетный захват, рисует, держит ложку и кисточку. Вот что ему поможет.
Чистить вареное яйцо
Маленькие дети очень любят складывать и выкладывать предметы. Чтобы развить щипковый, или пинцетный захват, научите малыша чистить вареное яйцо. Кроха может не сразу понять, что от него хотят, но если предложить ему складывать скорлупки в небольшое блюдце, он заинтересуется и начнет с энтузиазмом выполнять нужные действия.
Класть монеты в копилку
Купите открывающуюся копилку. Пусть ребенок вкладывает в щель монеты или пуговицы. Такую игру нужно проводить только в присутствие взрослого, чтобы любознательный непоседа не проглотил мелкие предметы.
Бизиборд
Обучающая игрушка, сделанная по методике знаменитого педагога Марии Монтессори, имеет привлекательный вид и открывает массу возможностей для маленьких ручек. Развивающие игровые центры могут иметь вид коврика, доски, книжки или куба с липучками, шнурками, переключателями, молниями, шнуровкой и тканями разной фактуры.
Доставать из крупы мелкие предметы
Насыпьте в контейнер пшено или рис и положите туда игральные кубики, болтики, монеты и другие небольшие предметы. Ребенку будет интересно «находить» и вынимать их пальцами.
Для детей 2-3 лет
В младшем дошкольном возрасте поведение еще носит непроизвольный характер, однако дети уже сознательно отказываются от помощи взрослых. Малыши пробуют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, застегивать пуговицы, рисовать карандашом и пользоваться столовыми приборами. Происходит резкий скачок в интеллектуальном развитии. Ребенок активно сопровождает любые свои действия речью.
Игры с нанизыванием
Крохотные пальчики быстро станут умелыми, если малыш научится нанизывать на шнурок крупные бусины, пуговицы или полые макароны.
Помощь на кухне
Мелкую моторику развивают не только игры, но и полезная работа по дому. Попросите ребенка протереть кухонный стол тряпкой, очистить бананы и мандарины от кожуры, взбить вилкой или венчиком яйца для омлета, посолить салат, разложить яйца в лоток, вымыть чашку, тарелку, ложку и вытереть посуду полотенцем.
Аппликации
В этом возрасте ребенка интересует процесс, а не результат. Детей радует наклеивание коллажей из цветной бумаги, вырезок из журналов, круп, макарон и ваты. Хорошо развивают мелкую моторику насыпные аппликации. Для их изготовления участок будущего шедевра намазывают клеем ПВА, и ребенок насыпает в пределах контура кусочки травы, ткани, бумаги, пенопласт или крупу. Можно делать забавные обрывные аппликации. Взрослый нарезает бумагу длинными полосами, а ребенок рвет ее на одинаковые кусочки. Потом они вместе приклеивают обрывки на лист, создавая неповторимый образ.
Рисование пальчиками
Научите малыша рисовать пальцами. Яркие пятна, оставленные руками, доставляют много удовольствия, а картины получаются ничуть не хуже, чем нарисованные кистью.
Для детей 4-5 лет
Дошкольники этого возраста любят задавать много вопросов обо всем, что они видят. Дети используют более сложные движения, развиваются ловкость и координация движений. Ребенок пытается рисовать круги и линии, учится резать ножницами бумагу, свободно снимает и надевает просторную одежду.
Игры с пинцетом
С помощью пинцета ребенок вынимает мелкие пуговицы из миски и раскладывает их по цвету.
Скручивание лент
Предложите непоседе скрутить пальцами длинную атласную ленту. Чтобы это было легче сделать, на один конец нужно закрепить палочку от мороженого.
Сюжетная лепка
Дети 4-5 лет живут в мире сказок. Им интересно лепить из пластилина животных, любимую игрушку и сказочных персонажей. Для лепки выбирайте материал, который легко разминается, не липнет к детским ладошки и не высыхает.
Пересыпание и переливание
Пересыпание крупы из банки в банку развивает мускульную координацию рук. Когда ребенок научится это делать аккуратно, можно переходить к переливанию воды из стакана в стакан.
Крышечки
Дети любят манипуляции, поэтому с радостью откручивают и закручивают крышки от банок разных размеров, бутылок и пузырьков.
Для детей 6-7 лет
Старшие дошкольники умеют самостоятельно обуваться, одеваться, застегивать пуговицы, молнии и завязывать шнурки. Они выполняют много действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Моторные навыки становятся более разнообразными, сложными, происходит ускоренный рост умственного развития.
Графические умения
Перед поступлением в школу важно помочь будущим первоклассникам подготовить руку к письму. В 6-7 лет полезно раскрашивать по тонкому контуру, с мелкими деталями, стараясь не выходить за пределы. Хорошо, если ребенок освоит обведение фигур по пунктиру, научится проводить ровные линии в «коридоре» и графическом лабиринте, дорисовывать симметричные изображения. Научите его копировать фигуры на листе в клетку и чистом листе бумаги, штриховать в разных направлениях и тонировать – нажимать на карандаш с разным усилием, чтобы получались тоны разной насыщенности.
Лепка из разных материалов
Для тренировки кистей рук можно использовать самые разные материалы – пластилин, соленое тесто, глину. Прекрасное творческое занятие – создание пластилиновых картин, когда маленький скульптор размазывает пластилин по картону и создает образ, который подсказывает ему фантазия.
Конструирование и моделирование
Мелкую моторику и пространственное мышление развивают металлические, магнитные, пластмассовые и деревянные конструкторы. Сделать более ловкими пальцы помогают игрушечные и взрослые инструменты — отвертка, молоток и пассатижи.
Рукоделие
Девочек стоит научить вязанию, вышивке и шитью. Впрочем, ничего странного, если эти занятия заинтересуют и мальчика – пусть попробует. Чем больше разнообразных навыков приобретет ребенок, тем богаче будет его кругозор.
Как развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психического развития или страдают сразу несколькими недугами. При любой проблеме со здоровьем и детском аутизме развитие мелкой моторики приобретает особое значение. Моторная ловкость не только развивает психические функции, но значительно облегчает повседневную жизнь ребенка-инвалида, помогает ему овладеть навыками письма, рисования и ручного труда. Подбор упражнений и занятий зависит от конкретного заболевания и регуляции мышечного тонуса.
Манипуляции со шнурками и пуговицами
У детей с ОВЗ, как правило, небольшой опыт практической деятельности. Шнуровка и застегивание пуговиц помогут ребенку не только разработать пальчики, но научат простейшему самообслуживания. Он сможет сам одеваться, шнуровать ботинки. Учиться полезным навыкам можно на обычных предметах одежды, обуви и на игрушках.
Развитие мелкой моторики у детей
Шнуровка обуви поможет ребенку не только разработать пальчики, но и научит простейшему навыку самообслуживания. Фото: pixabay.com
Игры с прищепками
Бельевые прищепки отлично подходят для тренировки пальцев, ладоней, повышения тактильной чувствительности, конструирования и сюжетных игр. Предложите ребенку построить из прищепок и кусков цветного картона солнышко с лучами, хвост у лисы, ушки у зайчика, листья у дерева, перья на хвосте павлина, лепестки цветов, щупальца у осьминога. Прицепляя прищепки на подушечки пальцев, их можно использовать для полезного массажа и самомассажа.
Су-джок терапия
Одна из эффективных методик восточной медицины была разработана в 1986 году профессором из Южной Кореи Пак Чжэ Ву. В переводе с корейского «су» — «кисть», а «джок» — «стопа». Именно на кистях и стопах располагается множество высокоактивных точек, которые в Корее называют точками соответствия. Су-джок терапия, или специальный массаж акупунктурных точек с помощью шарика и эластичного кольца стимулирует речевые зоны, нормализует мышечный тонус, синхронизирует работу обоих полушарий мозга и развивает тактильную чувствительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОУ «Развитие мелкой моторики. Развитие речи детей»
Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.Чем выше двига...
Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей "
Данная консультация описывает фазы моторного развития ребенка в дошкольником возрасте, описывает взаимосвязь речи и мотрики руки. Предлагаются занятия для родителей дома: игры с предметами, развити...
Консультация для родителей « Хорошо развитая мелкая моторика - хорошо развитая речь»
Консультация для родителей« Хорошо развитая мелкая моторика - хорошо развитая речь»...
Консультации для родителей по развитию мелкой моторики у детей. «Крупная польза мелкой моторики».
Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движе...
Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»
Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию»В. М. Бахтер.Пр...
Консультация для родителей «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?»
Консультация для родителей «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?»...
Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи"
В консультации описывается о пользе развития мелкой моторики рук детей...