Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.
картотека (младшая группа)

Елена Николаевна Барташук

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию посредством дидактических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию                 посредством дидактических игр.

Приобщение ребенка к культуре своего народа является главным условием дошкольного воспитания. Дошкольный возраст самый благоприятный период для восприятия и усвоения национальной культуры. На сегодняшний день проблема патриотического воспитания актуальна. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Любовь к Отчизне начинается любви к своей малой Родине месту, где родился человек. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями ребенок приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд. В работе по патриотическому воспитанию мы используем беседы, рассказы, наглядные методы, а также дидактические игры.

Цель дидактических игр: создать условия для представления о родном крае, о своей Малой родине.

Задачи:

 -познакомить детей с обычаями и традициями родного края.

-осознавать бережное отношение к природе малой Родины, уважать труд взрослых.

-учиться устанавливать родственные связи, обогащать речь, пополнять словарный запас.

-способствовать повышению активности родителей воспитанников в воспитании у них любви к родному поселку, району, Родине.

Так как основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то наилучшая реализация поставленных цели и задач будет посредством дидактических игр.

Дидактическими называются игры, которые проходят в виде учебных занятий. Они отличаются наличием правил, системы оценки, а также структуры игровой деятельности.

Проведение дидактической игры включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры и с дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры, показ игровых действий, определение роли взрослого в игре, подведение итогов игры (анализ игры).

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые дидактические игры могут проводить воспитатель, психолог, логопед родители как в процессе организованной деятельности, также на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Дидактические игры

2-я младшая

группа

Средняя

группа

Старшая группа

Подготовительная группа

«Назови имя»

Цель: сформировать представление о себе

Ход игры: По кругу водящий передает мяч, называя свое имя и т.д.

+

+

+

+

«Моя семья»

Цель: Сформировать представление о членах семьи.

Ход игры: Дети приносят фотографию  и рассказывают о каждом члене своей семьи.

_

+

+

+

«Родословное дерево»

Цель: Учиться ориентироваться в родословных отношениях.

Ход игры: Рассматривают генеалогическое дерево и рассказывают о своих родных людях.

Называют, как зовут маму, папу, бабушку, дедушку.

Составляют дерево дома с родителями и рассказывают на занятии.

Составляют дерево дома с родителями и рассказывают на занятии.

Составляют дерево дома с родителями и рассказывают на занятии.

«Мой дом»

Цель: Формировать представление о доме, в котором живут близкие люди.

Ход игры: взрослый предлагает части дома, дети собирают детали и называют каждую часть дома.

+

+

+

+

«Мой адрес»

Цель: формировать умение и знание своего домашнего адреса.

Ход игры: Дети по кругу передают макет дома и продолжают фразу: Я живу…(называют свой домашний адрес).

+

+

+

«Я – помощник»

Цель: Учиться строить отношения с членами семьи, приучать к труду.

Ход игры: Предложить сюжетные  картинки с бытовыми сценами. Рассказать по картинкам, как можно помогать семье.

+

+

+

+

«Добрые дела»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях.

Ход игры: Дети берут по очереди детали конструктора и строят башню, называя при этом добрые поступки, которые они совершают, помогая по дому.

+

+

+

+

«Вежливые слова»

Цель: Учиться вежливости, уважению друг к другу.

Ход игры: Сюжетные картинки  с разными ситуациями (ребенок отобрал игрушку, сыпет на голову песок, угостил конфеткой и т.д)

+

+

+

+

«Мой детский сад»

Цель: Формировать представление о детском саде, кто работает в детском саду»

Ход игры: Картинки с профессиями (медсестра, швея, воспитатель и т. д.)

+

+

+

+

« Я знаю свой поселок»

Цель: Расширить знания детей о Малой Родине.

Ход игры: Предложить детям рассмотреть иллюстрации и фотографии (фотоальбом) зданий Куйтуна.

+

+

+

+

«Флаг России»

Цель: Формировать представление о флаге России.

Ход игры: Собрать разрезную картинку.

Из 2 частей

Из 4 частей

Из 6-8 частей

Из 6-8 частей

«Флаг моего поселка»

Цель: способствовать закреплению знания флага своего поселка.

Ход игры: Взрослый показывает флаг Куйтуна и рассказывает, что обозначает каждый цвет на флаге. Затем убирает и предлагает детям собрать флаг из частей.

Из 2 частей

Из 4 частей

Из 6-8 частей

Из 6-8 частей

« На каком транспорте передвигается?»

Цель: Закрепить знания о профессиях (танкиста, летчика, моряка и т.д.)

Ход игры: Взрослый предлагает детям картинки с профессиями и транспортом, предлагает сопоставить, кто и на чем передвигается.

+

+

+

+

«Зеленая аптека» Цель: закрепить знания детей о  лекарственных растениях родного      края; о правильном     использовании их в       лечебных целях.

Материал: гербарий,     картотека лечебных      трав

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы,        дети отгадывают

+

+

+

 «Птицы нашего края»

Цель: знакомить детей с птицами родного края.

Материал: карточки с  изображениями птиц,   альбом «Птицы нашегопоселка, края» (совместно с родителями воспитанников)

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям  карточки с изображениями птиц, просит           назвать и определить, живет птица в нашем поселке или нет.

+

+

+

+

 «Кем я буду в Армии служить?»

Цель: Закрепить             знания    детей    о         военных    профессиях.

Ход игры:

Перед детьми раскладывают картинки или      фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию.

Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда               вырастет.

+

+

+

+

«Найди отличия»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, внимание, логику. 

Ход игры: Игроку предлагают        рассмотреть картинки; назвать вид спорта;       найти отличия.

+

+

+

+

 «Хорошо – плохо» Цель: Формировать       дружеские                 отношения, закреплять правила этикета, поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых и плохих поступков.

Ход игры: 

Воспитатель  рассказывает о том, как следует себя вести в том, или ином месте, какие поступки хорошие и плохие.

+

+

+

+

 

Список литературы:

  1. Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. 1992.-65 с.
  2. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991.
  3. Р.А.Жукова « Игра как средство  развития культурно -нравственных ценностей детей 6-7 лет».
  4. Золотова Е. Знакомим дошкольников с миром животных.- М. 1988. 79с.  
  5. Иванова А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.- М. 2004.-65 с.
  6. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002.
  7. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив. игр для детей 5-8 лет. - М.:    АСТ Астрель, 2003.
  8. Молодова А. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск.:1998.-80 с.
  9. Менджерицкая Д. «Воспитателю о детской игре», М.: Просвещение, 1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

Предлагаю картотеку дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидакти...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию в детском саду.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии ар...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию

Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку картотек....