« Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет»
занимательные факты (младшая группа)
« Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет»
Цель: оказание практической помощи родителям в коррекции произношения звуков, развития артикуляционного аппарата, формировании слухового восприятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Трыкова А.В.
Консультация для родителей
« Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет»
Цель: оказание практической помощи родителям в коррекции произношения звуков, развития артикуляционного аппарата, формировании слухового восприятия.
Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Важно помнить, что в возрасте 3-4 лет вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.
В начальный период артикуляционную гимнастику лучше проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что «делает» язык. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в виде сказки 5-7 минут. Необходимо набраться терпения, так как выполнять артикуляционные упражнения ребенку, порой, бывает трудно. Никогда не ругайте ребенка! Больше похвалы и поощрения- в этом залог успеха.
Комплекс упражнений:
Язык в ротике живет,
Никогда не устает.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя-
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
В зоопарк пойдем сейчас
Посмотреть, кто встретит нас!
« У входа в зоопарк Язычок увидел клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что ему захотелось их понюхать. Понюхал он один цветочек, другой и воскликнул: « Ах, как приятно пахнет!»
«Здравствуй, милый мой цветочек!»-
Улыбнулся Язычок.
Я с тобою поиграю,
Аромат твой повдыхаю!»
( Вдох через нос – «нюхать» цветок. На выдохе произнести: «Ах, как пахнет!».
Повторить 2-3 раза).
За воротами зоопарка пруд. А там- Бегемотик!
Бегемотик рот открыл,
Подержал, потом закрыл.
Подразним мы бегемота-
Пошутить над ним охота.
( Учимся широко и свободно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления).
Тут мы увидели лодочку с парусом. Она была очень красивая! Давайте покажем, какой был парус у лодочки.
Лодочка под парусом
По пруду плывет,
На прогулку лодочку
Язычок зовет!
( Улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий кончик языка за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Так мы развиваем растяжку подъязычной связки, умение расслабить мышцы языка в приподнятом положении).
Подбежал тут к нам щенок,
Хвостиком махая.
Улыбается щенок-
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог.
Вот, смотри, сейчас!
( Учимся делать упражнение «Улыбка». Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время отдохнуть и расслабиться. Повторяем упражнение 3-4 раза).
Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим-Слоник!
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет!
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
(Учимся делать упражнение «Хоботок». Вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).
Мы пошли гулять по зоопарку дальше.
Раз-лягушка с толстым брюшком,
Два- большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив ее в кадушку,
Как под душем ту лягушку поливал из шланга он.
(На «раз»-губы растянуть в улыбке, зубы заборчиком. На счет «Два»- губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполняем 5-7 раз. Тем самым мы вырабатываем подвижность губ).
А вот и домик Хомячка!
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже-
Хомячку сейчас поможем!
(Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза).
Устала собачка, и дышит устало,
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит!
( Учимся делать упражнение «Лопата». Широко открываем рот, кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд.
Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).
Котенок любит молоко:
Нальешь- и нет ни капли вмиг!
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
(Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4-5 движений языком как бы «лакая» молоко. Закрываем рот, убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).
Язычка загнем края,
Делай так же, как и я!
Язычок лежит широкий,
И, как чашечка, глубокий.
( Учимся делать упражнение «Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок , закрыть рот, расслабиться. Повторяем упражнение 3-4 раза)
Время очень быстро мчало, мы часов не замечали.
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов,
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
(Учимся делать упражнение «Маятник». Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).
Мы пришли к вольеру Мишки.
Знает это весь народ-
Любит Мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.
( Учимся делать упражнение «Вкусный мед». Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторять упражнение 3-4 раза).
Мы пошли дальше и взошли на мостик.
Выгни язычок, как спинку,
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, посмотри, дружочек,
Он по мостику идет.
(Учимся делать упражнение «Мостик». Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться. Повторить упражнение 3-4 раза).
Так проходит час, другой. Язычку пора домой!
Предварительный просмотр:
Трыкова А.В.
Консультация для родителей
« Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет»
Цель: оказание практической помощи родителям в коррекции произношения звуков, развития артикуляционного аппарата, формировании слухового восприятия.
Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Важно помнить, что в возрасте 3-4 лет вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.
В начальный период артикуляционную гимнастику лучше проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что «делает» язык. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в виде сказки 5-7 минут. Необходимо набраться терпения, так как выполнять артикуляционные упражнения ребенку, порой, бывает трудно. Никогда не ругайте ребенка! Больше похвалы и поощрения- в этом залог успеха.
Комплекс упражнений:
Язык в ротике живет,
Никогда не устает.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя-
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
В зоопарк пойдем сейчас
Посмотреть, кто встретит нас!
« У входа в зоопарк Язычок увидел клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что ему захотелось их понюхать. Понюхал он один цветочек, другой и воскликнул: « Ах, как приятно пахнет!»
«Здравствуй, милый мой цветочек!»-
Улыбнулся Язычок.
Я с тобою поиграю,
Аромат твой повдыхаю!»
( Вдох через нос – «нюхать» цветок. На выдохе произнести: «Ах, как пахнет!».
Повторить 2-3 раза).
За воротами зоопарка пруд. А там- Бегемотик!
Бегемотик рот открыл,
Подержал, потом закрыл.
Подразним мы бегемота-
Пошутить над ним охота.
( Учимся широко и свободно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления).
Тут мы увидели лодочку с парусом. Она была очень красивая! Давайте покажем, какой был парус у лодочки.
Лодочка под парусом
По пруду плывет,
На прогулку лодочку
Язычок зовет!
( Улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий кончик языка за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Так мы развиваем растяжку подъязычной связки, умение расслабить мышцы языка в приподнятом положении).
Подбежал тут к нам щенок,
Хвостиком махая.
Улыбается щенок-
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог.
Вот, смотри, сейчас!
( Учимся делать упражнение «Улыбка». Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время отдохнуть и расслабиться. Повторяем упражнение 3-4 раза).
Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим-Слоник!
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет!
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
(Учимся делать упражнение «Хоботок». Вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).
Мы пошли гулять по зоопарку дальше.
Раз-лягушка с толстым брюшком,
Два- большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив ее в кадушку,
Как под душем ту лягушку поливал из шланга он.
(На «раз»-губы растянуть в улыбке, зубы заборчиком. На счет «Два»- губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполняем 5-7 раз. Тем самым мы вырабатываем подвижность губ).
А вот и домик Хомячка!
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже-
Хомячку сейчас поможем!
(Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза).
Устала собачка, и дышит устало,
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит!
( Учимся делать упражнение «Лопата». Широко открываем рот, кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд.
Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).
Котенок любит молоко:
Нальешь- и нет ни капли вмиг!
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
(Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4-5 движений языком как бы «лакая» молоко. Закрываем рот, убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).
Язычка загнем края,
Делай так же, как и я!
Язычок лежит широкий,
И, как чашечка, глубокий.
( Учимся делать упражнение «Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок , закрыть рот, расслабиться. Повторяем упражнение 3-4 раза)
Время очень быстро мчало, мы часов не замечали.
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов,
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
(Учимся делать упражнение «Маятник». Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).
Мы пришли к вольеру Мишки.
Знает это весь народ-
Любит Мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.
( Учимся делать упражнение «Вкусный мед». Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторять упражнение 3-4 раза).
Мы пошли дальше и взошли на мостик.
Выгни язычок, как спинку,
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, посмотри, дружочек,
Он по мостику идет.
(Учимся делать упражнение «Мостик». Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться. Повторить упражнение 3-4 раза).
Так проходит час, другой. Язычку пора домой!