Консультация "ФОРМИРУЕМ ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ И ГОЛОС."
консультация
Обучение по этой методике позволяет детям с усваивать правила использования плавности речевого высказывания, нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует программированию речевого высказывания у детей с такими нарушениями речи как : дизартрия, ринолалия, алалия, заикание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruem_pravilnoe_dyhanie_i_golos.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРУЕМ ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ И ГОЛОС.
Обучение по этой методике позволяет детям с усваивать правила использования плавности речевого высказывания, нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует программированию речевого высказывания у детей с такими нарушениями речи как : дизартрия, ринолалия, алалия, заикание.
Подготовка к развитию грудобрюшного дыхания (1 этап)
(4 недели)
Длительность упражнения – 4-5 минут; повторить 2-3 раза в день; каждое упражнение отрабатывается в течение недели.
Упражнение 1.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку, ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Качаю рыбку (утку) на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох),
Плывет по мне.
Или:
Качели вверх,
Качели, вниз,
Крепче, куколка, держись! (игрушки в течение недели можно менять)
Упражнение 2.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот то поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение 3.
Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Сели бегемотики,
Потрогали животики,
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение 4.
Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно». Следить, чтобы плечи ребенка не поднимались, вдох был спокойным.
Встали бегемотики, То животик поднимается,
Потрогали животики. То животик опускается
II этап
Развитие грудобрюшного дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики
(6 недель)
Первый комплекс упражнений
Каждое упражнение отрабатывается 1 неделю, перед разучиванием нового упражнения повторяются ранее усвоенные упражнения. Первые дни упражнение повторяется 4 раза, затем количество повторений увеличить до 12.
Упражнение 1.
«Собачки». Выполнение пары «быстрых вдохов».
И. П.: стоя перед взрослым, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены. Руки на поясе, ноги на ширине плеч: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: «Нюх-нюх» и отдыхаем». Ребенок выполняет упражнение перед зеркалом, наблюдая, как во время вдоха ноздри сближаются с носовой перегородкой. Следить, чтобы плечи не поднимались, выдох не задерживался.
Упражнение 2.
«За стеклянными дверями…», «Мышки водят хоровод». Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу взрослого (быстрое движение руки вверх).
И. П.: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Взрослый произносит рифмовку, ребенок выполняет «быстрые вдохи» по его сигналу:
Текст 1 Текст 2
За стеклянными дверями (два вдоха) Мышки водят хоровод(вдохи),
Стоит мишка с пирогами (вдохи) На диване дремлет кот (вдохи)
Здравствуй, мишенька – дружок(вдохи) И мышиный хоровод (вдохи)
Дай понюхать пирожок (вдохи). Вдруг увидел серый кот (вдохи)
«Кот понюхал нас! Ура! (вдохи)
Разбегайся, детвора!» (вдохи)
Упражнение 3.
«Ищем зайчика». Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево.
И. П.: стоя, подбородок приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Раз, два, три, четыре, пять!
Где же зайчика искать?
Может, справа под кустом? (поворот головы вправо, два «быстрых вдоха»,
возврат головы в исходное положение);
Может, слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха»,
возврат головы в исходное положение).
Упражнение 4.
«Слушаем зайчика». Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону (прислушиваемся и нюхаем).
И. П.: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе или опущены, ноги на ширине плеч: «Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево, прислушиваться и нюхать воздух.
Поворачиваем голову вправо и прикладываем ладонь к левому уху, нюх-нюх.
Отдыхаем (возврат в исходное положение и выдох).
Поворачиваем голову влево и прикладываем ладонь к правому уху, нюх-нюх.
Отдыхаем (возврат в исходное положение и выдох).
Упражнение 5.
«Ищем птичку». Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка.
И. П.: стоя. голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч «Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Отдыхаем (возврат в исходное положение и выдох).
Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «Нюх-нюх».
Отдыхаем (возврат в исходное положение, выдох).
Упражнение 6.
«Слушаем комара». Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу.
И. П.: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч: «Наклоняем голову к правому плечу, нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Отдыхаем (возврат в исходное положение, выдох).
Наклоняем голову к левому плечу, нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Отдыхаем (возврат в исходное положение, выдох).
Второй комплекс упражнений
(6 недель)
Развитие грудо-брюшного дыхания в процессе ходьбы. Комплекс изучается 6 недель, сначала дети повторяют упражнения первого комплекса при увеличении физической нагрузки. Сначала упражнения выполняются 4-5 минут, затем – 8-10 минут. Для регуляции темпа и ритма движений взрослый использует хлопки в ладоши. Вначале каждое упражнение выполняется в замедленном темпе, затем скорость увеличивается. С этого времени рекомендуется выполнять движения под музыку.
Упражнение 1.
На первый шаг выполняется пара «быстрых» вдохов, далее следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
И.П.: стоя
«На первый шаг нюхаем воздух: «нюх-нюх» - раз. Затем делаем три шага – два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать и нюхать воздух».
Маршировка длится 3-5 минут.
Упражнение 2.
На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых» вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
И,П,: стоя
«На первый шаг поворачиваем голову направо и нюхаем воздух: «нюх-нюх»
Затем смотрим прямо, делаем подряд три шага и отдыхаем.
А теперь делаем шаг и поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Опять смотрим прямо, делаем три шага и отдыхаем.
Все движения выполняем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, поворачивать голову и нюхать воздух.
Упражнение 3.
На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
И,П,: стоя
«На первый шаг прислушиваемся и нюхаем воздух, как собачка: «нюх-нюх»
Затем опускаем руку, делаем три шага и отдыхаем.
Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».
Упражнение 4.
На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
И,П,: Стоя
«На первый шаг поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Затем смотрим прямо и делаем три шага.
Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать. Посмотрите, как это буду делать я».
Упражнение 5.
На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
И,П,: стоя
«На первый шаг наклоняем голову к правому плечу и нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Затем смотрим прямо и делаем три шага.
А теперь делаем шаг, наклоняем голову к левому плечу и нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Опять смотрим прямо и делаем три шага.
Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, наклонять голову и нюхать воздух.
Упражнение 6.
На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладоши, далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых дети трижды хлопают в ладоши и спонтанно выдыхают воздух.
И,П,: стоя
«На первый шаг поворачиваем голову направо, нюхаем воздух: «нюх-нюх» и одновременно хлопаем в ладони.
Затем смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.
А теперь поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: «нюх-нюх» и одновременно хлопаем в ладони.
Смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.
Смотрите, как я буду шагать, прислушиваться, нюхать воздух и хлопать в ладони».
Третий комплекс упражнений (3 недели)
Дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличения объема легких. Первые упражнения выполняются не более 4 раз. Постепенно их количество увеличивается до 8-10 раз за одно занятие. Желательно повторение упражнений в течение дня. Каждое упражнение обычно усваивается 5-7 дней.
Упражнение 1.
Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки. При максимальном сведении рук ребенок обхватывает свои плечи ладонями. Обхват плеч повторяется 2 раза без паузы, далее руки возвращаются в исходное положение. Взрослый следит за движениями рук – они не должны расходиться в стороны шире, чем при исходном положении, и опускаться с уровня плеч до уровня груди. Кисти рук не следует излишне напрягать. Ритм и темп движений задает взрослый.
И, П,: стоя, ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, предплечья располагаются горизонтально перед грудью, параллельно друг другу.
«В лесу стало совсем холодно и надо согреться. Поднимите руки до уровня плеч, согните их в локтях. Чтобы согреться, обнимите себя за плечи.
Верните руки в исходное положение и, не останавливаясь, опять обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное положение.
Согрелись? Помните, что та рука, которая сейчас у вас сверху, должна потом находиться сверху, не меняйте руки. Кисти рук должны быть «мягкими», не напряженными. Локти не опускайте, и руки шире, чем я показываю, не разводите».
«А теперь сделаем это упражнение вместе. На счет «раз» - быстро обняли плечи и вернули руки в исходное положение. На счет «два» - снова быстро обняли плечи и вернули руки в исходное положение. Опускаем руки и отдыхаем на счет «три, четыре, пять».
Упражнение 2.
Выполнение «быстрых вдохов» при встречных движениях рук, после чего руки возвращаются в исходное положение и осуществляется непроизвольный выдох.
И, П,: см. упражнение !.
«На счет «раз» - быстро обняли плечи и понюхали воздух.
Вернули руки в исходное положение, не опускаем их.
На счет «два» - быстро обняли плечи и понюхали воздух.
Опускаем руки и отдыхаем на счет «три, четыре, пять».
Упражнение 3.
Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движениях рук (имитация накачивания шины).
И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, кисти сведены, ладони сжимают палочку (рукоятку насоса).
«Будем накачивать шину и нюхать воздух. Взяли насос в руки, делаем небольшой наклон вперед – «нюх» - раз. Чуть выпрямились.
Еще наклон – «нюх» - два. Теперь выпрямились, отдыхаем – три, четыре, пять»,
III этап
Развитие фонационного выдоха
Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Этап включает сеть упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.
(8 недель)
Упражнение 1.
Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука.
И.П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч.
«Сейчас будем петь звук А (позже звуки: О, У, И, Э)
Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха6 «нюх-нюх» и поем: «А-А-А».
Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поет красиво и дольше всех. Следите за моими руками».
Вначале рука взрослого быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары «быстрых вдохов», затем в процессе пения звуков рука медленно опускается.
Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели.
Упражнение 2.
Выполнение ротового выдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот).
И. П,: произвольное.
«Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились (взрослый изображает радостное удивление, приподнимает руки, приоткрывает рот, быстро и бесшумно вдыхает ртом воздух). Давайте вместе порадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку».
В течение одного занятия упражнение повторяется 3-4 раза, с паузой между ними. Упражнению обучают в течение недели.
Упражнение 3.
Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение.
И.П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
«Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и поднимем руки вверх.
Затем будем медленно опускать руки и петь звук А.
Посмотрите и послушайте, как я пою.
А теперь давайте споем вместе».
Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении одной недели.
Упражнение 4.
Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса.
И. П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
1. «Сейчас мы будем гудеть громко, как большой паровоз.
Послушайте, как это у меня получится (взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, громко поет звук У).
А теперь вместе погудим, как паровоз».
2. «А теперь погудим тихо-тихо, как маленький паровоз.
Послушайте, как я это сделаю (взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх. На выдохе, медленно опуская руку¸ тихо поет звук У).
А теперь вместе погудим, как маленький паровоз».
Упражнение выполняют 2-3 раза в день на протяжении недели.
Упражнение 5.
Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса.
И.П.: тоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
1. «Сейчас мы будем рычать, как большой медведь, низким голосом. Послушайте, как это у меня получится (взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, низким голосом поет звук И) А теперь вместе порычим, как большой медведь».
2. «А теперь порычим, как маленький медвежонок, высоким голосом. Послушайте, как я это сделаю (взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе высоким голосом поет звук И) А теперь вместе порычим как маленький медвежонок».
Пропевание других гласных звуков (Э, О, Ы) проходит аналогичным способом.
Упражнение выполняют 2-3 раза в день в течение 1 недели.
Упражнение 6.
Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией.
И.П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
«Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте (взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, слитно пропевает ряд гласных: АОУ). А теперь поем вместе. Давайте попробуем спросить на волшебном языке: «Как дела?» (аналогично: ряд этих же гласных пропевается с вопросительной интонацией).
Затем тот же ряд гласных пропевается с интонацией удивления, радости, жалобы.
Упражнение выполняется 3-4 раза в день на протяжении 2 недель.
Упражнение 7.
Выполнение ротового вдоха и длительное пение на выдохе гласного звука (тренировка длительного фонационного выдоха).
И. П.: произвольное.
«Я расскажу вам сказку, а вы внимательно ее слушайте.
Как-то раз царь зверей Лев собрал всех жителей леса на большой поляне и сказал: « Я решил устроить соревнование. Победителем станет тот, кто дольше всех сможет протянуть голосянку». Первым решил попробовать свои силы Медведь. Он вдохнул много-много воздуха и со всей силы как крикнет: «А!» Голосянка у него получилась хоть и громкая, но совсем короткая. Вторым решил участвовать в соревнованиях Волк. Он забыл вдохнуть воздух и только завыл свою голосянку: «У-у», она тут же у него кончилась. Нужно было снова вдохнуть, но этого делать было нельзя, и Лев выгнал его. Третьей была Лиса. Вы знаете, что она хитрая и умная. Лисичка вдохнула воздуха и не слишком мало и не слишком много и красивым голоском стала тянуть голосянку. Она не кричала, как Медведь. И ее голосянка получилась самой длинной. Лев и все звери признали Лисичку победительницей.
Ребята, как вы думаете, почему Медведь не смог тянуть голосянку? Потому что Медведь вдохнул очень много воздуха и сильно кричал. Волк забыл вдохнуть воздух перед голосянкой. А вот Лисичка все сделала правильно – вдохнула воздуха не много и не мало, не кричала, а пела красивым голоском.
Сейчас мы с вами тоже устроим соревнование и будем тянуть голосянку (взрослый быстро вдыхает воздух полуоткрытым ртом и одновременно поднимает руку ладонью вверх, затем на мягкой атаке долго поет звук А, медленно опуская руку ладонью вниз).
А теперь вы будете тянуть голосянку все вместе. Соревнование должно быть честным. У кого голосянка закончится, больше не начинайте ее. Приготовились. Начали!»
Постепенно у детей образуется условно-рефлекторная связь между началом вдоха и движением руки взрослого вверх. В дальнейшем быстрое движение руки вверх воспринимается как невербальная инструкция к выполнению быстрого вдоха через рот.
Упражнение выполняется 3-4 раза в день в течение 1 недели.
IV этап.
Развитие речевого дыхания
Цель: развитие собственно речевого дыхания.
Данный этап является базовым. Он связан с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания. Дети в процессе выдоха произносят слоги, отдельные слова, а затем фразы из 2-3 (5) слов, короткие стихотворные тексты. На первых занятиях активно используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх – начало быстрого вдоха через рот.
Каждое упражнение длится не более 5 минут и повторяется 3-4 раза в день. Этап длится 5 недель.
Первый комплекс упражнений (1 неделя)
Упражнения 1 – 2.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога.
1. Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми:
МА, МО, МУ, МИ, МЫ; НА, НО, НУ, НИ, НЫ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ;
ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ…
2. используются слоги, которые будут входить в состав слов, пропеваемых при изучении второго комплекса упражнений: КА, КО, КИ, ЛА, ЛО…
И. П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).
«Сейчас мы будем произносить волшебные слоги. Волшебные они потому, что из них образуются слова. Послушайте, как я произнесу волшебный слог (взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слог, например, МА). А теперь произносим вместе.
Второй комплекс упражнений
(2 недели)
Упражнение 1.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам). Слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, ДЕТИ, КОНИ,…
И. П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).
«Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Послушайте, как это у меня получается (взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, МА-А – МА-А). А теперь произносим все вместе».
Каждое слово пропевается 4-5 раз.
Упражнение 2.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам). Слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ,…
И. П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).
Выполняется аналогично упражнению 1.
Третий комплекс упражнений
(1 неделя)
Упражнение 1.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 2 слов. Фразы: Мама мыла. Мила шила. Маша ела. Дети запели.
И. П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).
«Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе. Послушайте, как я это сделаю (взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, на выдохе нараспев произносит фразу, например: Ма-а – ма-а мы-ы – л- -а). А теперь произнесем все вместе».
Упражнение 2.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов.
И. П.: аналогично предыдущему.
«А теперь мы будем присоединять у паровозику новые слова-вагончики (взрослый, называя каждое слово «вагончиком», рисует схему:
Затем, указывая рукой на каждый вагончик, проговаривает фразу:
Мама мыла Милу.
После этого взрослый проговаривает фразу слитно и плавно, быстро поднимая руку перед началом произнесения фразы (вдох полуоткрытым ртом) и опуская медленно руку к концу фразы (выдох).
Мама мыла Милу.А теперь давайте вместе проговорим: Мама мыла Милу.
Введение в упражнении е новой фразы предваряется инструкцией: «А теперь также плавно и слитно скажем: «Мила ела кашу»
Упражнение 3.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 4 слов. Фразы, состоящие из двусложных слов: Мама мыла Милу мылом. Мама мыла Машу мылом. Мама шила Маше шубу.
И. П.: аналогично предыдущему.
Инструкция аналогична предыдущей. Взрослый проговаривает фразу и зарисовывает схему: Мама мыла Милу мылом.
Четвертый комплекс упражнений
(1 неделя)
Дети не просто повторяют фразу по образцу и схеме, а самостоятельно заканчивают предложение, называя предметную картинку. Все упражнения построены аналогично, но вначале меняются только предметные картинки, позже меняются отдельные слова во фразе, затем – фраза целиком, например: маша еле кашу и банан. Маша ела кашу и салат. Мила ела кашу и банан. Мама шила шубу и пальто.
Упражнения.
И. П.: аналогично предыдущему.
«Посмотрите на схему. Произнесите вслед за мной: Мила ела кашу. Рисуется схема:
В конце схемы выкладывается картинка, схема приобретает следующий вид:
Что нарисовано на картинке? Послушайте, как я скажу:
Мила ела кашу и грушу. (взрослый выполняет вдох с одновременным движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская руку, произносит: «мила ела кашу и…», показывает на картинку и заканчивает фразу: «грушу».) А теперь давайте повторим все вместе». В дальнейшем картинки заменяются и дети произносят фразу с новым словом самостоятельно.
Пятый комплекс упражнений
(2 недели)
Упражнение 1.
Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме.
Используются стихотворения А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака и др.
И. П.: произвольное.
Взрослый проговаривает фразы, например:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
и зарисовывает схему (место каждого слова в схеме указывается:
«Рассмотрите схему. Теперь посмотрите на меня. Я покажу, как мы будем выполнять упражнение )взрослый выполняет ротовой вдох с быстрым движением руки вверх и произносит текст, медленно опуская руку вниз; после первой строчки небольшая пауза (1-2 сек), затем аналогично произносится вторая строчка. Дети произносят фразы сначала сопряжено (2-3 раза), затем – самостоятельно по сигналу взрослого – подъем руки.
Упражнение 2.
Произнесение нараспев четырех стихотворных фраз по схеме.
И. П.: произвольное.
Взрослый проговаривает текст, зарисовывая схему, например:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
«Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч».
«Сейчас мы будем продолжать разучивать стихи. Обратите внимание на то, что теперь у нас четыре паровозика, и они едут друг за другом (соотнося каждое слово со схемой, взрослый произносит каждую строчку стихотворного текста, выполняя перед началом каждой строки быстрый ротовой вдох и подъем руки). А теперь произнесем все вместе:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
«Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч».
Рекомендуется разучивание новых стихотворений, проговаривание стихотворных текстов под музыку, при маршировании.
V этап.
Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.
Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.
Примерная длительность – 4 недели.
Упражнение 1.
Произнесение двух фраз прозаического текста по схеме.
И. П.: произвольное.
Взрослый проговаривает фразы и зарисовывает их схемы (место каждого слова указывается):
Это яблоко. Яблоко большое и красное.
«Сейчас мы будем вместе говорить о яблоке. Обратите внимание на схему и послушайте меня (взрослый выполняет ротовой вдох с быстрым движением руки, а на выдохе опускает руку и произносит первую фразу. После небольшой паузы аналогично произносит вторую фразу. А теперь произнесем все вместе по моему знаку:
Это яблоко.
Яблоко большое и красное.
Затем дети произносят эти фразы самостоятельно – по сигналу взрослого.
Упражнение 2.
Произнесение трех – четырех фраз прозаического текста по схеме.
И. П.: произвольное.
Взрослый проговаривает фразы и зарисовывает их схемы:
Это яблоко. Яблоко большое и красное. Оно сочное и сладкое.
«А теперь мы более подробно расскажем о яблоке:
Это яблоко.
Яблоко большое и красное.
Оно сочное и сладкое.
А теперь произнесем все вместе.
Упражнение 3.
Произнесение прозаического текста, каждую фразу которого необходимо закончить, называя экстренно предъявленный предмет (картинку).
И. П.: произвольное.
«Сейчас вы будете подбирать слово сами и сами заканчивать фразу: На столе лежат яблоко и … (взрослый показывает грушу) … груша.
Упражнение 4.
Самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала (фрукты, овощи).
И.П.: произвольное.
«Сейчас каждый из вас перечислит, что лежит на столе. Перечислять будете по моему сигналу. … ты начинаешь. Будь внимателен (внимательна). (взрослый взмахивает рукой, ребенок начинает называть картинки или предметы, взрослый медленно опускает руку по мере проговаривания слов ребенком).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии развития речевого дыхания и голоса
Практический материал по развитию речевого дыхания и голоса у детей с речевыми нарушениями...
Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса
Игры, направленные на развитие речевого дыхания...
Картотека игр на развитие дыхания и голоса
Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, просодики...
Коррекционно-развивающая работа на развитие дыхания и голоса
Коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие дыхания и голоса...
Игры на развитие ( слухового внимания, речевого дыхания, силы голоса, правильного произношения).
Развитие СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.Игра «Угадай, кто кричит»Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.Подготовительная работа...
Развитие правильного речевого дыхания и голоса
Консультация для родителей по формированию речевого диафрагмального дыхания. Раскрывает этапы постановки диафрагмального дыхания и игровые упражнения....
Технология певческого дыхания как основа правильного звукообразования детского голоса на музыкальном занятии в детском саду
В этой статье описана методика подготовки певческого дыхания детей дошкольного возраста...