Советы родителям по обучению и развитию детей с использованием игры «Мозаика»
консультация (младшая группа)

Ахметвалиева Валентина Викторовна

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, счастливыми и удачливыми в жизни. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить максимум усилий для его воспитания и развития. В этом нам помогают игры, потому что игра является основным и ведущим видом деятельности детейдошкольного возраста. На сегодняшний день существует огромное количество игр. Среди такого многообразия, хочется обратить ваше внимание на достаточно простую и, в тоже время, очень полезную игру - “Мозаика”.

Мозаика” – это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества. С ее помощью можно выкладывать разнообразные узоры и даже создавать целые картины. Роль мозаики в развитииребенка сложно переоценить. Однако, не каждый взрослый, понимает значимость для ребенка на первый взгляд такой простой игрушки. Многие считают, что это совсем не сложно: знай себе сиди и втыкай фишки. Кажется, что это пустое занятие, помогающее убить время, но это далеко не так. За внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, которая помогает нам развивать ребенка.

Давайте рассмотрим значение мозаики в развитии ребенка:

1. мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок подготавливает руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения)

2. развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма)

3. развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь

4. развивает познавательную активность детей, т. е желание принять, заинтересовавшую ребенка информацию, и действовать в соответствии с ней самостоятельно, с проявлением элементов творчества

5. развивает конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу)

6. развивает математические способности у детей: счет, пространственную ориентировку.

7. вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций

8. мозаика способствует воспитанию столь важных качеств личности человека, как целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность, а самое главное,закладывает творческое начало.

Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка играть в мозаику, посредством которой он развивал бы себя самостоятельно.

Начнем с того, что прежде чем ребенок начнет развиваться, играя с мозаикой, его нужно увлечь, заинтересовать этой игрой. Ведь если просто положить на стол мозаику, он вряд ли сделает что-то интересное и вскоре она ему надоест.

В начале познакомьте малыша с игрой, с ее деталями. Как правило игровой набор состоит из поля (доски, цветных элементов (фишек) и картинок – инструкций. Покажите детям доску для мозаики, обратите внимание на дырочки. Возьмите один элемент мозаики, рассмотрите с детьми, покажите, что у него есть” шляпка” и “ножка” (“как грибочек”). Покажите как взять фишку, учите детей брать фишки щепотью: тремя пальцами - средний, указательный, большой, как вставить элемент мозаики в отверстие доски. Пусть ребенок попробует самостоятельно вставить элементы в дырочки.

Изучите с детьми цвета элементов мозаики. Разложите перед ребенком детали мозаики, перечислите основные цвета. Показывая на тот или иной, называйте цвет. Давайте словесные инструкции:”Посмотри, это синий, это красный и т. д. Покажи, где деталь синего цвета, где красного?” В целях закрепления основных цветов мозаики, выложите перед ребенком много элементов разных цветов и попросите малыша отобрать все элементы одного цвета или разобрать все элементы по цветам.

Когда цвета изучены, можно приступать к выкладыванию картинок и узоров. В целях развития заинтересованности к игре, давайте детям задания по принципу “от простого к сложному” и внимательно следите за его первыми достижениями. Не настаивайте на точном выполнении инструкций, пусть малыш попробует собственные силы, складывая простейшие композиции. Соберите”дорожку для матрешки”, чтобы она по ней гуляла, затем “домик для зайчика”, “солнышко”, “цветочек “для куклы и т. д. Постепенно увеличивайте количество элементов и сложность композиций. При этом помогайте ребенку, если у него что-то не получается, но при этом не стоит собирать мозаику вместо него. Направляйте его, подсказывайте последовательность действий. Обязательно хвалите малыша за его старание. Радуйтесь успеху ребенка вместе с ним. А самое главное убедите ребенка, что он все сможет, что у него все получится. Это очень важно.

В возрасте 5 – 6 лет, можно усложнять задания для детей: предложить собрать рисунок по схеме. Чтобы ребенку было проще собирать картинку по образцу, ему необходимы навыки и умения пространственной ориентировки. В этом нам опять может помочь мозаика:- обследуйте с детьми игровое поле, рассмотрите какая доска по форме, т. к она м. б круглая, прямоугольная, шестигранная; с углами и без. Найдите с ребенком где середина (центр, где верх, где низ, левая сторона, правая сторона. Развивайте ориентировку в пространстве при помощи фишек.

Например: давайте детям словесную инструкцию: “положи красную фишку в центр поля, слева от красной поставь желтую, справа от красной поставь синею”. Задавайте детям наводящие вопросы:” - где лежит красная фишка, где желтая? Какая фишка лежит справа от красной, какая фишка лежит слева от красной?”. Усложняйте задания на ваше усмотрение, комбинируйте цвета.

Задействуйте всю рабочую поверхность мозаики. Обратите внимание детей на отверстияиспользуйте их в развитии пространственных представлений.

Например: -“поставь красную фишку в центр поля, отсчитай три отверстия вверх от красной фишки и поставь зеленую фишку; отсчитай пять отверстий вниз от красной фишки и поставь желтую; отсчитай влево от красной фишки два отверстия и поставь синею фишку и т. д. Так же задавайте детям вопросы:”- где лежит красная фишка, где лежит синяя фишка, где лежит зеленая фишка?”

Используя мозаику играйте с детьми в такие игры, которые способны развиватьпространственные представления, это учит детей понимать и действовать согласно словесной инструкции. Только старайтесь, чтобы инструкции были четкими, ясно сформулированными и краткими.

Итог не заставит себя ждать! Свободно ориентируясь в цвете, в пространстве ребенок может легко и самостоятельно выложить рисунок не только по образцу, но и создать свой собственный. Желаю Вам успехов!

.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям по обучению и развитию детей с использованием игры «Мозаика»

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, счастливыми и удачливыми в жизни. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить максимум усилий для его воспитания и развития. В этом нам помогают игры, потому что игра является основным и ведущим видом деятельности детейдошкольного возраста. На сегодняшний день существует огромное количество игр. Среди такого многообразия, хочется обратить ваше внимание на достаточно простую и, в тоже время, очень полезную игру - “Мозаика”.

Мозаика” – это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества. С ее помощью можно выкладывать разнообразные узоры и даже создавать целые картины. Роль мозаики в развитииребенка сложно переоценить. Однако, не каждый взрослый, понимает значимость для ребенка на первый взгляд такой простой игрушки. Многие считают, что это совсем не сложно: знай себе сиди и втыкай фишки. Кажется, что это пустое занятие, помогающее убить время, но это далеко не так. За внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, которая помогает нам развивать ребенка.

Давайте рассмотрим значение мозаики в развитии ребенка:

1. мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок подготавливает руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения)

2. развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма)

3. развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь

4. развивает познавательную активность детей, т. е желание принять, заинтересовавшую ребенка информацию, и действовать в соответствии с ней самостоятельно, с проявлением элементов творчества

5. развивает конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу)

6. развивает математические способности у детей: счет, пространственную ориентировку.

7. вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций

8. мозаика способствует воспитанию столь важных качеств личности человека, как целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность, а самое главное,закладывает творческое начало.

Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка играть в мозаику, посредством которой он развивал бы себя самостоятельно.

Начнем с того, что прежде чем ребенок начнет развиваться, играя с мозаикой, его нужно увлечь, заинтересовать этой игрой. Ведь если просто положить на стол мозаику, он вряд ли сделает что-то интересное и вскоре она ему надоест.

В начале познакомьте малыша с игрой, с ее деталями. Как правило игровой набор состоит из поля (доски, цветных элементов (фишек) и картинок – инструкций. Покажите детям доску для мозаики, обратите внимание на дырочки. Возьмите один элемент мозаики, рассмотрите с детьми, покажите, что у него есть” шляпка” и “ножка” (“как грибочек”). Покажите как взять фишку, учите детей брать фишки щепотью: тремя пальцами - средний, указательный, большой, как вставить элемент мозаики в отверстие доски. Пусть ребенок попробует самостоятельно вставить элементы в дырочки.

Изучите с детьми цвета элементов мозаики. Разложите перед ребенком детали мозаики, перечислите основные цвета. Показывая на тот или иной, называйте цвет. Давайте словесные инструкции:”Посмотри, это синий, это красный и т. д. Покажи, где деталь синего цвета, где красного?” В целях закрепления основных цветов мозаики, выложите перед ребенком много элементов разных цветов и попросите малыша отобрать все элементы одного цвета или разобрать все элементы по цветам.

Когда цвета изучены, можно приступать к выкладыванию картинок и узоров. В целях развития заинтересованности к игре, давайте детям задания по принципу “от простого к сложному” и внимательно следите за его первыми достижениями. Не настаивайте на точном выполнении инструкций, пусть малыш попробует собственные силы, складывая простейшие композиции. Соберите”дорожку для матрешки”, чтобы она по ней гуляла, затем “домик для зайчика”, “солнышко”, “цветочек “для куклы и т. д. Постепенно увеличивайте количество элементов и сложность композиций. При этом помогайте ребенку, если у него что-то не получается, но при этом не стоит собирать мозаику вместо него. Направляйте его, подсказывайте последовательность действий. Обязательно хвалите малыша за его старание. Радуйтесь успеху ребенка вместе с ним. А самое главное убедите ребенка, что он все сможет, что у него все получится. Это очень важно.

В возрасте 5 – 6 лет, можно усложнять задания для детей: предложить собрать рисунок по схеме. Чтобы ребенку было проще собирать картинку по образцу, ему необходимы навыки и умения пространственной ориентировки. В этом нам опять может помочь мозаика:- обследуйте с детьми игровое поле, рассмотрите какая доска по форме, т. к она м. б круглая, прямоугольная, шестигранная; с углами и без. Найдите с ребенком где середина (центр, где верх, где низ, левая сторона, правая сторона. Развивайте ориентировку в пространстве при помощи фишек.

Например: давайте детям словесную инструкцию: “положи красную фишку в центр поля, слева от красной поставь желтую, справа от красной поставь синею”. Задавайте детям наводящие вопросы:” - где лежит красная фишка, где желтая? Какая фишка лежит справа от красной, какая фишка лежит слева от красной?”. Усложняйте задания на ваше усмотрение, комбинируйте цвета.

Задействуйте всю рабочую поверхность мозаики. Обратите внимание детей на отверстияиспользуйте их в развитии пространственных представлений.

Например: -“поставь красную фишку в центр поля, отсчитай три отверстия вверх от красной фишки и поставь зеленую фишку; отсчитай пять отверстий вниз от красной фишки и поставь желтую; отсчитай влево от красной фишки два отверстия и поставь синею фишку и т. д. Так же задавайте детям вопросы:”- где лежит красная фишка, где лежит синяя фишка, где лежит зеленая фишка?”

Используя мозаику играйте с детьми в такие игры, которые способны развиватьпространственные представления, это учит детей понимать и действовать согласно словесной инструкции. Только старайтесь, чтобы инструкции были четкими, ясно сформулированными и краткими.

Итог не заставит себя ждать! Свободно ориентируясь в цвете, в пространстве ребенок может легко и самостоятельно выложить рисунок не только по образцу, но и создать свой собственный. Желаю Вам успехов!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

Консультация для родителей "Советы родителям при обучении игре в шахматы"

Есть  Есть  мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых. Но как бы ни был одарён ребёнок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно прин...

Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".

quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет."    Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ХОККЕЙ.

Большой интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают игры и упражнения с клюшкой и шайбой. Эти занятия проводятся в зимний период на специально подготовленной и размеченной площадке во дворе...

Десять советов родителям по укреплению физического развития детей

Десять советов родителям по укреплению физического развития детей...

Десять советов родителям по укреплению физического развития детей

Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детейСовет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, ...