Картотека развивающих игр
картотека (подготовительная группа)
Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaartoteka_igr_nikitina.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план развивающих игр Никитина.
Цель: Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина.
Сентябрь
1.Игра «Сложи квадрат»
Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учитьразбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.
Варианты игры 1. Сложите квадраты в рамках по цветам, назовите их цвет и форму деталей, из которых они состоят.
2. Сложите квадраты в рамках, следуя порядку цветов в солнечном спектре (радуге): красный, оранжевый, желтый и т. д.
3. Сложите квадраты в два столбика: отдельно «теплые», отдельно «холодные».
4. Сложите квадраты не в рамках, а на столе, на полу. Лишенные степени свободы, они хуже складываются.
5. Сложите квадраты на скорость, как можно быстрее, соревнуясь друг с другом.
6. Предварительно отобрав нужные детали, сложите квадрат или несколько с закрытыми глазами.
7. Сложите квадраты из деталей разного цвета.
8. Сложите квадраты из различных деталей игр «Сложи квадрат» разных уровней сложности. 9. Составьте по расчлененной схеме фигуру-картинку, подобрав нужные части квадратов, назовите получившуюся фигуру.
- Выкладывание нескольких, квадратов с предварительной классификацией деталей.
Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.
- Изготовление новых моделей квадратов.
Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.
- Выкладывание предметов из деталей нескольких квадратов.
Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.
Ноябрь
1. Игра «Сложи узор»
Цель: -развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.
В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий: - учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков; - ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. - придумывать новые узоры из девяти или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в достаточно широком диапазоне.
Варианты игры:
1. Выкладывать узор из 16 кубиков.
- Выкладывать узор по образцу.
- Выкладывать узор по образцу на время.
- Выкладывать узор, используя творческое воображение
- Складывание узора из кубиков по образцу.
Цель: развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.
В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий: - учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков; - ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. - придумывать новые узоры из девяти или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в достаточно широком диапазоне.
- Складывание узора из кубиков по образцу с последующим срисовыванием.
Цель: -развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.
4.Придумывание своего узора из кубиков и зарисовывание.
Цель: -развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.
Декабрь
1.Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»
Цель: развить технику владения карандашом, умения обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами.
Варианты игры
- Обводить контур фигур по рамкам, усложняя задание, делать это по вкладышам, создавать двойной контур, заштриховывать и раскрашивать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), дорисовывать их, создавать сюжетные рисунки (например, из трех равнобедренных треугольников можно нарисовать елочку, из кружка – солнце и т. д.).
- Выкладывать орнаменты.
- И на внимание (положить 3-5 фигурки на стол, затем либо убрать одну из них, либо поменять местами и спросить, что изменилось).
- Развивающая игра «Танграм».
Цель: ознакомление воспитанников с геометрическими фигурами и объемными телами, формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу,овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления, формировать интерес и положительную мотивацию обучения. воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Придумывание своей фигуры и зарисовывание.
Цель: ознакомление воспитанников с геометрическими фигурами и объемными телами, формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу,овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления, воспитывать внимательность к выполнению заданий, воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду, умение осознавать ход своей деятельности, анализировать свои успехи, затруднения, ошибки.
4.Составление фигур по образцу без границ, обозначающих геометрические фигуры.
Цель: продолжаем знакомить воспитанников с геометрическими фигурами и объемными телами, формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу,овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления, формировать интерес и положительную мотивацию обучения. воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Январь
1.Игра «Уникуб»
Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.
Варианты игры
Складывание площадки из 9-ти кубиков.
Складывание площадки из 16-ти кубиков.
Усложнение работы с игрой «Уникуб»
- Учить складывать малый куб из 4-х кубиков синего (красного цветов).
- Учить складывать малый куб из 8-и кубиков синего (красного цветов).
- Учить складывать малый куб из 12-ти кубиков синего (красного цветов).
- Учить классифицировать кубики.
2.Классификация кубиков.
Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.
3.Складывание моделей по образцам.
Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.
4.Придумывание своей модели.
Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.
Февраль
1.Игра «Кубики для всех»
Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.
Варианты игры:
- Складывать модель по предложенному образцу из 2-3х фигур.
- Складывать модель по предложенному образцу из 4-5х фигур.
- Складывать модель по предложенному образцу из 6- 7х фигур.
- Творческое придумывание и складывание новых фигур.
2.Складывание модели из объемных деталей (кубиков) по цветному образцу.
Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.
3.Складывание моделей из деталей по черно-белому образцу.
Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.
4.Создание собственной модели.
Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.
Варианты игры:
- Складывать модель по предложенному образцу из 2-3х фигур.
- Складывать модель по предложенному образцу из 4-5х фигур.
- Складывать модель по предложенному образцу из 6- 7х фигур.
- Творческое придумывание и складывание новых фигур.
Март
1.Игра «Дроби»
Цель: - познакомить детей с сенсорными эталонами; - знакомить детей с понятием дробности, соотношение между дробями; - развивать наглядно образное мышление, комбинаторные способности; - учить определять соотношение частей.
Варианты игры:
- Выкладывать круг из 4-5-ти до 12-ти частей по порядку от самой большой до самой маленькой. Уложи в ряд по одной части всех цветов: - по порядку: первой положи самую большую часть, затем поменьше, меньше – и так до самой маленькой, чтобы каждая следующая была меньше предыдущих; - уложи рядом такие же части, но стопкой. Внизу положи самую большую, а вверху - самую маленькую.
2.Игра «Сложи квадрат»
Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учитьразбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.
3. Игра «Сложи узор»
Цель: -развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.
В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий: - учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков; - ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. - придумывать новые узоры из девяти или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в достаточно широком диапазоне.
4.Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»
Цель: развить технику владения карандашом, умения обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами.
Апрель
1.Игра «Внимание», «Внимание - Угадайка»
Цель: - развивать внимание, зрительную память, точность, аккуратность, навыки счета, графические способности; - учить рисовать все фигуры одного роста (одной величины, например в 2, 3 или 4 клетки и т. п.); - все фигуры в ряд - на одной горизонтальной линии или в колонку – по вертикали; -учить рисовать фигуры последовательно, друг за другом; - одна серия показать 3 фигуры 4-ю отгадать самим.
2.Развивающая игра «Танграм».
Цель: ознакомление воспитанников с геометрическими фигурами и объемными телами, формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу,овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления, формировать интерес и положительную мотивацию обучения. воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3.Игра «Уникуб»
Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.
2.Классификация кубиков.
Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.
Май
- Игра «Таблица сотни»
Цель: - развивать внимание, зрительную память, точность, аккуратность, навыки счета; - развивать математическое мышление.
- Игра «Точечки»
Цель: - развивать математическое мышление, - обучать навыкам классификации, счета и нумерации. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.
- Игра «Шашки»
Цель: - развитие мыслительных способностей; - развитие самообладания, логики, а также умение просчитывать развитие событий. Перед началом игры у игроков по 20 шашек, у одного белого цвета, у другого черного. После расстановки шашек на доске приступают к игре. Играют соперники поочередно передвигая шашки по диагоналям (на одну клетку и только вперед). Первыми делают ход белые, затем черные, потом опять белые и так далее. Каким цветом кто из соперников будет играть, определяют или по обоюдной договоренности или по жребию.
4.Игра «Кубики для всех»
Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.
Варианты игры:
- Складывать модель по предложенному образцу из 2-3х фигур.
- Складывать модель по предложенному образцу из 4-5х фигур.
- Складывать модель по предложенному образцу из 6- 7х фигур.
- Творческое придумывание и складывание новых фигур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека развивающих игр для детей среднего дошкольного возраста
Картотека представляет подборку игр для детей среднего дошкольного возраста по различным разделам:математика, развитие речи, окружающий мир. А также подборка игр на развитие психических процессов: вни...
Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну правил дорожного движения»
Картотека развивающих игр по провилам дорожного движения...
Картотека «Развивающие детские игры с песком и водой» (к проекту)
Картотека «Развивающие детские игры с песком и водой» (к проекту) - консультация для родителей...
Картотека "Развивающие игры по обучению чтению"
Картотека "Развивающие игры по обучению чтению" для детей старшего дошкольного возраста, объединенной по принципу календарно - тематического каталога, направленной на формирование навыков чтения, кото...
картотека развивающих игр.
Развивать логическое мышление....
Картотека развивающих игр по экспериментальной деятельности
Картотека развивающих игр по экспериментальной деятельности...
КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит...