Картотека развивающих игр
картотека (подготовительная группа)

Ситникова Ольга Эргашевна

Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaartoteka_igr_nikitina.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план развивающих игр Никитина.

Цель: Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина.

Сентябрь

1.Игра «Сложи квадрат»

 Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учитьразбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

 Варианты игры 1. Сложите квадраты в рамках по цветам, назовите их цвет и форму деталей, из которых они состоят.

2. Сложите квадраты в рамках, следуя порядку цветов в солнечном спектре (радуге): красный, оранжевый, желтый и т. д.

3. Сложите квадраты в два столбика: отдельно «теплые», отдельно «холодные».

4. Сложите квадраты не в рамках, а на столе, на полу. Лишенные степени свободы, они хуже складываются.

 5. Сложите квадраты на скорость, как можно быстрее, соревнуясь друг с другом.

6. Предварительно отобрав нужные детали, сложите квадрат или несколько с закрытыми глазами.

7. Сложите квадраты из деталей разного цвета.

8. Сложите квадраты из различных деталей игр «Сложи квадрат» разных уровней сложности. 9. Составьте по расчлененной схеме фигуру-картинку, подобрав нужные части квадратов, назовите получившуюся фигуру.

  1. Выкладывание нескольких, квадратов с предварительной классификацией деталей.

Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

  1. Изготовление новых моделей квадратов.

Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

  1. Выкладывание предметов из деталей нескольких квадратов.

Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

Ноябрь

1. Игра «Сложи узор»

 Цель: -развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий: - учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков; - ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. - придумывать новые узоры из девяти или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в достаточно широком диапазоне.

 Варианты игры:

1. Выкладывать узор из 16 кубиков.

  1. Выкладывать узор по образцу.
  2. Выкладывать узор по образцу на время.
  3. Выкладывать узор, используя творческое воображение
  1. Складывание узора из кубиков по образцу.

 Цель: развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий: - учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков; - ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. - придумывать новые узоры из девяти или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в достаточно широком диапазоне.

  1. Складывание узора из кубиков по образцу с последующим срисовыванием.

Цель: -развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.

4.Придумывание своего узора из кубиков и зарисовывание.

Цель: -развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.

Декабрь

1.Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Цель: развить технику владения карандашом, умения обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами.

Варианты игры

  1. Обводить контур фигур по рамкам, усложняя задание, делать это по вкладышам, создавать двойной контур, заштриховывать и раскрашивать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), дорисовывать их, создавать сюжетные рисунки (например, из трех равнобедренных треугольников можно нарисовать елочку, из кружка – солнце и т. д.).
  2. Выкладывать орнаменты.
  3. И на внимание (положить 3-5 фигурки на стол, затем либо убрать одну из них, либо поменять местами и спросить, что изменилось).

 

  1. Развивающая игра «Танграм».

Цель: ознакомление воспитанников с геометрическими фигурами и объемными телами, формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу,овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления, формировать интерес и положительную мотивацию обучения. воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.воспитывать внимательность к выполнению заданий.

  1. Придумывание своей фигуры и зарисовывание.

Цель: ознакомление воспитанников с геометрическими фигурами и объемными телами, формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу,овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления, воспитывать внимательность к выполнению заданий, воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду, умение осознавать ход своей деятельности, анализировать свои успехи, затруднения, ошибки.

4.Составление фигур по образцу без границ, обозначающих геометрические фигуры.

Цель: продолжаем знакомить воспитанников с геометрическими фигурами и объемными телами, формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу,овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления, формировать интерес и положительную мотивацию обучения. воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Январь

1.Игра «Уникуб»

Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.

Варианты игры

Складывание площадки из 9-ти кубиков.

 Складывание площадки из 16-ти кубиков.

Усложнение работы с игрой «Уникуб»

  1. Учить складывать малый куб из 4-х кубиков синего (красного цветов).
  2.  Учить складывать малый куб из 8-и кубиков синего (красного цветов).
  3.  Учить складывать малый куб из 12-ти кубиков синего (красного цветов).
  4. Учить классифицировать кубики.

2.Классификация кубиков.

Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.

3.Складывание моделей по образцам.

Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.

4.Придумывание своей модели.

Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.

Февраль

1.Игра «Кубики для всех» 

Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

Варианты игры:

  1. Складывать модель по предложенному образцу из 2-3х фигур.
  2. Складывать модель по предложенному образцу из 4-5х фигур.
  3. Складывать модель по предложенному образцу из 6- 7х фигур.
  4. Творческое придумывание и складывание новых фигур.

2.Складывание модели из объемных деталей (кубиков) по цветному образцу.

Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

3.Складывание моделей из деталей по черно-белому образцу.

Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

4.Создание собственной модели.

Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

Варианты игры:

  1. Складывать модель по предложенному образцу из 2-3х фигур.
  2. Складывать модель по предложенному образцу из 4-5х фигур.
  3. Складывать модель по предложенному образцу из 6- 7х фигур.
  4. Творческое придумывание и складывание новых фигур.

Март

1.Игра «Дроби» 

Цель: - познакомить детей с сенсорными эталонами; - знакомить детей с понятием дробности, соотношение между дробями; - развивать наглядно образное мышление, комбинаторные способности; - учить определять соотношение частей.

Варианты игры:

  1. Выкладывать круг из 4-5-ти до 12-ти частей по порядку от самой большой до самой маленькой. Уложи в ряд по одной части всех цветов: - по порядку: первой положи самую большую часть, затем поменьше, меньше – и так до самой маленькой, чтобы каждая следующая была меньше предыдущих; - уложи рядом такие же части, но стопкой. Внизу положи самую большую, а вверху - самую маленькую.

2.Игра «Сложи квадрат»

 Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учитьразбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

3. Игра «Сложи узор»

 Цель: -развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий: - учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков; - ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. - придумывать новые узоры из девяти или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в достаточно широком диапазоне.

4.Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Цель: развить технику владения карандашом, умения обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами.

Апрель

1.Игра «Внимание», «Внимание - Угадайка»

 Цель: - развивать внимание, зрительную память, точность, аккуратность, навыки счета, графические способности; - учить рисовать все фигуры одного роста (одной величины, например в 2, 3 или 4 клетки и т. п.); - все фигуры в ряд - на одной горизонтальной линии или в колонку – по вертикали; -учить рисовать фигуры последовательно, друг за другом; - одна серия показать 3 фигуры 4-ю отгадать самим.

2.Развивающая игра «Танграм».

Цель: ознакомление воспитанников с геометрическими фигурами и объемными телами, формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу,овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления, формировать интерес и положительную мотивацию обучения. воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.Игра «Уникуб»

Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.

2.Классификация кубиков.

Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.

Май

  1. Игра «Таблица сотни» 

Цель: - развивать внимание, зрительную память, точность, аккуратность, навыки счета; - развивать математическое мышление.

  1. Игра «Точечки» 

Цель: - развивать математическое мышление, - обучать навыкам классификации, счета и нумерации. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.

  1. Игра «Шашки» 

Цель: - развитие мыслительных способностей; - развитие самообладания, логики, а также умение просчитывать развитие событий. Перед началом игры у игроков по 20 шашек, у одного белого цвета, у другого черного. После расстановки шашек на доске приступают к игре. Играют соперники поочередно передвигая шашки по диагоналям (на одну клетку и только вперед). Первыми делают ход белые, затем черные, потом опять белые и так далее. Каким цветом кто из соперников будет играть, определяют или по обоюдной договоренности или по жребию.

4.Игра «Кубики для всех» 

Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

Варианты игры:

  1. Складывать модель по предложенному образцу из 2-3х фигур.
  2. Складывать модель по предложенному образцу из 4-5х фигур.
  3. Складывать модель по предложенному образцу из 6- 7х фигур.
  4. Творческое придумывание и складывание новых фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека развивающих игр для детей среднего дошкольного возраста

Картотека представляет подборку игр для детей среднего дошкольного возраста по различным разделам:математика, развитие речи, окружающий мир. А также подборка игр на развитие психических процессов: вни...

Картотека «Развивающие детские игры с песком и водой» (к проекту)

Картотека «Развивающие детские игры с песком и водой» (к проекту) - консультация для родителей...

Картотека "Развивающие игры по обучению чтению"

Картотека "Развивающие игры по обучению чтению" для детей старшего дошкольного возраста, объединенной по принципу календарно - тематического каталога, направленной на формирование навыков чтения, кото...

картотека развивающих игр.

Развивать логическое мышление....

Картотека развивающих игр по экспериментальной деятельности

Картотека развивающих игр по экспериментальной деятельности...

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит...