14.10.2023 «Федерaльная образовательнaя прогрaмма дошкольного образования"
материал (средняя группа)
Приказом Министерства просвещения России от 25.11.2022 N 1028 утверждена федеральная образовательная программа дошкольного образования, которая вступила в силу с 08.01.2023.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Федерaльная образовательнaя прогрaмма
дошкольного образования"
ФОП ДО
В январе вступила в силу новая федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)
Приказом Министерства просвещения России от 25.11.2022 N 1028 утверждена федеральная образовательная программа дошкольного образования, которая вступила в силу с 08.01.2023.
Федеральная образовательная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее — ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
ФГОС ДО и ФОП являются основой для самостоятельной разработки и утверждения дошкольной образовательной организацией образовательных программ дошкольного образования (далее — Программа), обязательная часть которых должна соответствовать ФОП и оформляется в виде ссылки на нее.
Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП.
ФОП включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты.
Вся программа ориентирована на «разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций».
Федеральная программа отражает современный культурно-исторический этап развития российского общества и реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Федеральная программа:
Представляет собой учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты. Определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в ДОО.
Возрастные характеристики
Главная особенность ФОП ДО - он позволяет объединить образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс. Документ рассчитан на дошкольное воспитания детей разных возрастных групп: с рождения до года (младенческий период); от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период); от 3 до 7 лет (дошкольный период).
Федеральная программа является обязательной для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а именно для образовательных организаций, независимо от их организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные); организаций, осуществляющих обучение; а также индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную деятельность на основе лицензии на образовательную деятельность.
Возрастные особенности 4-5 лет.
К пяти годам ребенок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает потребность в двигательной активности;
ребенок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в самостоятельную деятельность;
ребенок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания;
ребенок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации;
ребенок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, внимателен к его словам и мнению, стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера, стремится к одобряемым формам поведения, замечает ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по примеру педагога проявляет сочувствие;
ребенок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит "спасибо" и "пожалуйста";
ребенок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по предложению педагога может договориться с детьми, стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;
ребенок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в повседневной жизни;
ребенок самостоятелен в самообслуживании;
ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражает эти представления в играх;
ребенок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками;
ребенок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более длительными и активными;
ребенок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности;
ребенок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
ребенок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст;
ребенок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан;
ребенок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и любознательностью;
ребенок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков;
ребенок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки сделать логические выводы;
ребенок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях, достижениях, семье, семейном быте, традициях; активно участвует в мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в ДОО, имеет представления о малой родине, названии населенного пункта, улицы, некоторых памятных местах;
ребенок имеет представление о разнообразных представителях живой природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их;
ребенок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти, умением непосредственно сравнивать предметы по форме и величине, различает части суток, знает их последовательность, понимает временную последовательность "вчера, сегодня, завтра", ориентируется от себя в движении; использует математические представления для познания окружающей действительности;
ребенок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события; ребенок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные средства;
ребенок использует накопленный художественно-творческой опыт в самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно-досуговой деятельности (праздниках, развлечениях и других видах культурно-досуговой деятельности);
ребенок создает изображения и постройки в соответствии с темой, используя разнообразные материалы, владеет техническими и изобразительными умениями; ребенок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры, активно использует предметы-заместители, предлагает игровой замысел и проявляет инициативу в развитии сюжета, активно включается в ролевой диалог, проявляет творчество в создании игровой обстановки;
ребенок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их "действия" в режиссерских играх.
Возрастные характеристики современного ребенка
Дошкольный возраст (от трех лет до семи лет)
Центральной линией психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование произвольности психических процессов и поведения, формирование регуляторных основ психики. В дошкольном возрасте закладываются основы успешной социализации, коммуникации, основы развития личности. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является память и воображение. Мышление ребенка опирается на способность оперировать образами и представлениями, которые есть в памяти. За счет возможностей образного мышления, ребенок может представлять и думать о том, чего нет здесь и сейчас, преодолевается ситуативность. Все виды деятельности ребенка, включая игру, рисование, конструирование, лепку представляют собой формы наглядного моделирования действительности. В продуктивных видах деятельности ребенок моделирует предметы и явления окружающего мира, что способствует формированию первой целостной картины мира, схематического мышления, элементов логического мышления и творческих способностей. Ребенок познает мир человеческих отношений, моделируя их в игровой форме. В условиях игры регуляторные возможности психики ребенка возрастают в разы, так как в любой роли, отображающей социальные функции человека в обществе, скрыты ряд правил, которым ребенок начинает подчинять свое поведение. Формируется периферия самосознания. Ребенок накапливает представления о своих умениях и навыках. Ведущими психологическими потребностями, определяющими успешное развитие личности, является потребность в самовыражении (ребенок отвечает на вопрос "что я умею, что я могу") и потребность в самоутверждении, предполагающей желание ребенка соответствовать нормам и правилам, ожиданиям взрослых ("желание быть "хорошим"). Данный возраст является крайне благоприятным для формирования нравственных норм и правил, формирования альтруистических потребностей и просоциальных форм поведения.
Важно сформировать у ребенка положительное отношение к нормам щедрости, честности, справедливого распределения. В этом возрасте закладываются основы личностной, гендерной, гражданской и этнической идентичности. Познавательный интерес, любознательность, креативность можно рассматривать как системные качества, определяющие потенциал умственных способностей и развития личности ребенка дошкольного возраста. Коммуникативная компетентность в общении со взрослыми и сверстниками определяется способностью выстраивать коммуникацию адекватную ситуации, то есть, ребенок может проявлять гибкость, инициативность, интерес, чувствительность в ситуации познавательного, делового, личностного общения. Итогом развития личности выступает иерархия мотивов и произвольная регуляция поведения. Социально значимые мотивы ("надо") могут управлять личными мотивами ("хочу"), ребенок может принимать сложные инструкции взрослого, действовать согласно правилам и реализовывать целостные формы поведения. Способность к произвольной регуляции поведения, высокая любознательность и умение действовать по правилу определяет успешность обучения в школе. Исходя из того, что в дошкольном возрасте закладываются основы первичной картины мира, формируются социальные переживания, определяющие отношение ребенка к разным видам человеческой деятельности, к миру людей и к самому себе, особую важность приобретает формирование представлений и положительного отношения к правилам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Также, в современном социальном контексте, необходимо уделять внимание аспектам финансовой, экологической, информационной осведомленности у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет №6 МАДОУ города Нижневартовска ДС № 52 «Самолётик» на 2022 – 2023
Рабочая учебная программа...

Рабочая программа дошкольного образования для детей среднего дошкольного возраста,2022-2023 учебный год
Рабочая программа,возраст 4-5 лет...

Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
Рабочая программадошкольного образования общеразвивающей направленностина 2022-2023 учебный годстаршая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольн...

Материал на конкурс "Воспитатель года - 2023" Эссе "Современный педагог дошкольного образования"
В данном сочинении раскрывается вопрос какой он "Современный педагог дошкольного образования"?...
Рабочая программа группы № _______общеразвивающей направленности детей до 3 лет жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учѐтом основной образовательной программы дошкольного образования 2023-2024
Рабочая программа группы № _______общеразвивающей направленности детей до 3 лет жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учѐтом основной образовательной программы дошкольн...