Консультация «Правильно ли говорит ваш ребенок?»
консультация
Все папы и мамы с нетерпением ждут, когда же наконец их малыш начнет говорить. Однако, всем известно, что речь не возникает сама по себе. Ведь сначала ребенок должен накопить определенный жизненный опыт, который он приобретает во взаимодействии с окружающим миром и в игре. Поэтому позволяйте малышу экспериментировать в рамках дозволенного, создавайте условия для игр и исследований, обогащайте новым опытом, поощряйте познавательный интерес. Чаще называйте предметы и действия, сопровождайте свои действия коротким рассказом, будь то показ новой игрушки или прогулка на улице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация «Правильно ли говорит ваш ребенок?» | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Все папы и мамы с нетерпением ждут, когда же наконец их малыш начнет говорить. Однако, всем известно, что речь не возникает сама по себе. Ведь сначала ребенок должен накопить определенный жизненный опыт, который он приобретает во взаимодействии с окружающим миром и в игре. Поэтому позволяйте малышу экспериментировать в рамках дозволенного, создавайте условия для игр и исследований, обогащайте новым опытом, поощряйте познавательный интерес. Чаще называйте предметы и действия, сопровождайте свои действия коротким рассказом, будь то показ новой игрушки или прогулка на улице.
Исследуя мир, играя в незатейливые игры малыш незаметно накапливает пассивный словарь, то есть те слова, значение которых он понимает, но еще не может произнести. Словарный запас ребенка постоянно расширяется и наконец наступает момент, когда количество понимаемых и узнаваемых слов увеличивается настолько, что у малыша назревает потребность говорить. Причем, если у годовалый ребенок может произнести всего около десятка простых слов, таких как «мама», «папа», «баба», «ту-ту», «вава», то к двум годам активный словарь ребенка достигает примерно двухсот слов, а к трем годам примерно тысячи. И тогда речь становится полноценным средством общения.
Следует отметить, что сроки овладения активной речью у каждого ребенка зависят от его индивидуальных особенностей. Иногда бывает так, что малыш долго молчит и даже не пытается начать разговаривать, хотя при этом прекрасно понимает окружающих и их речь. В таком случае необходимо стимулировать его речевую активность, побуждать его к самостоятельным, пусть даже небольшим словам и фразам, предлагая назвать действия, предметы и объекты, которые его окружают. Лучше всего предлагать занимательные игры с предметами или картинками.
Предлагаю вам рассмотреть этапы развития речи детей:
2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «А», «Ы» ,«У», иногда в сочетании с «Г»);
7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «МА-МА-МА»,«ДЯ-ДЯ-ДЯ»,«БА-БА-БА»);
9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;
11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («ПАПА», «МАМА», «БАБА», «ДЯДЯ»);
2-3 года: появляются первые предложения.
К 3 годам потребность в общении со взрослыми и сверстниками у малыша возрастает. Увеличивается его словарный запас, появляется стремление к словотворчеству. Ребёнок воспринимает простые небольшие по объёму сказки, рассказы. Способен понимать вопросы взрослого и отвечать на них.
На что следует обратить внимание:
• стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам;
• при появлении речевого подражания вместо целого слова воспроизводит только его часть или искажает всё слово;
• не использует в речи глаголы;
• не строит предложений;
• строит грамматически неверно оформленные предложения;
• во время речи ребенок высовывает кончик языка между зубами;
• произносит звуки «с хлюпаньем»;
• не говорит о себе в первом лице.
4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.
В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит ребёнка к овладению письменной речью.
5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т. п., называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
К 6 годам формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи.
В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Чему следует уделить внимание:
• ограничен бытовой словарь;
• не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия по обобщающему признаку;
• затрудняется заменить слово синонимом;
• не активен в речевом общении;
• неправильно произносит звуки;
• искажает слоговую структуру слова;
• не может связно рассказать о происходящем событии.
Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.
Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился». Если у вас появились вопросы, обязательно проконсультируйтесь со специалистом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Правильно ли говорит Ваш ребенок"
Консультация для родителей "Правильно ли говорит Ваш ребенок"...
Консультация «Правильно ли говорит Ваш ребенок?»
консультация для родителей...
Консультация "Правильно ли говорит ваш ребенок?"
Правильно ли говорит ваш ребенок?...
Консультация «Правильно ли говорит ваш ребенок?»
Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким – то причинам часто от...
Консультация «Правильно ли говорит ваш ребенок?»
Все папы и мамы с нетерпением ждут, когда же наконец их малыш начнет говорить. Однако, всем известно, что речь не возникает сама по себе. Ведь сначала ребенок должен накопить определенн...
Консультация «Правильно ли говорит ваш ребенок?»
Все папы и мамы с нетерпением ждут, когда же наконец их малыш начнет говорить. Однако, всем известно, что речь не возникает сама по себе. Ведь сначала ребенок должен накопить определенн...
Консультация "Правильно ли говорит Ваш ребенок?"
Методический материал для родителей...