Как родителям и детям пережить адаптацию ребенка к детскому саду
консультация

Астановская Елена

В статье описаны чувства и реакции ребенка в период адаптации, типичные ошибки, которые совершают  родители и рекомендации на этот период

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как родителям и детям пережить адаптацию к детскому саду?

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. 

В детском саду дети более четко усваивают, что есть определенные правила «человеческого общежития» и учатся соблюдать их.

Одним из несомненных плюсов посещения детского сада является приобретение самостоятельности. Приучение к ежедневной зарядке, наведению порядка после игры — посильная помощь не только маме, но и себе самому. Немаловажны и приобретаемые ребенком навыки самостоятельного одевания и раздевания, которые прививаются буквально через четыре месяца пребывания в детском саду. 

Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Условия жизни ребенка меняются, когда он поступает в ДОУ. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, обстановка. 

Чувства и реакции ребёнка при адаптации 

При первых посещениях садика ваш малыш испытывает целую гамму ощущений, его захлёстывают самые разнообразные эмоции: 

1. Гнев — спутник сильного стресса. Во время адаптация ваш малыш может стать очень ранимым. Вызвать его гнев и агрессию можно чем угодно — словами, действиями или даже случайным прикосновением; 

2. Еще одним спутником отрицательных эмоций ребенка является сильный страх. В первые несколько дней садик для вашего малыша становится серьезной угрозой. Он начинает бояться незнакомых детей и новых взрослых, ведь это новые лица, он их никогда не видел; 

3. Положительные эмоции. Они также присутствуют и идут в противовес отрицательным. Ваше чадо испытывает эффект чего-то нового. Это может на время отвлечь его от «тяжелых» мыслей. Помните, чем быстрее пройдет адаптация, тем больше позитива от посещения детского сада получит ваш малыш; 

4. Познавательная деятельность на фоне сильного стресса часто снижена. Ребенок хочет понять, что происходит, он растерян и запуган. Первое время его не интересуют даже игрушки; 

5. Социальные контакты затруднены до тех пор, пока ваш малыш не станет на путь налаживания общения с другими детьми; 

          6. Социальные навыки в стрессовой ситуации часто теряются. Ребенок мог самостоятельно есть, одеваться и обуваться, но в один момент он словно об этом забывает. Все приходится начинать заново. Таких малышей воспитатели учат заново кушать, одеваться и умываться

7. Сон практически пропадает или становится очень беспокойным. Ребенок может нормально уснуть, но уже через 10 минут сидеть на кровати; 

8. Двигательная активность во время адаптации сильно заторможена, а сам ребенок становится малоактивным. Однако может быть и прямо противоположная реакция, и малыш становится гиперактивным; 

9. На первых порах меняется речь, ухудшается словарный запас. Причина банальна — сильный стресс. Через время это проходит; 

10. Изменение аппетита — еще одна возможная проблема во время адаптации. При этом он может как ухудшиться, так и усилиться. 

Типичные ошибки родителей

- В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша — это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой. 

- Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период. 

- Пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им.

- Разговоры о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. 

Рекомендации родителям

1.Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим Вашему ребёнку

2.Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети

3. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребёнку, как ему повезло – он сможет ходить сюда. И Вы гордитесь тем, что его приняли в детский сад

4. Подробно расскажите ребёнку о режиме дня 

5. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки, площадки и т.п.

6. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, о том, к кому он может обратиться за помощью, как он сможет это сделать.

7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои

8. Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком.

9. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. 

10. В период адаптации поддерживайте малыша эмоционально.

"Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает грустно. Когда что-то новое начинается, сначала всегда бывает трудно, а потом привыкаешь и становится интересно. У тебя всё получится". 

11. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать Вас. 

12.Не устраивайте ребёнка в садик только потому, что у вас родился ещё один ребёнок, даже если это и облегчит вам жизнь.

13.Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если в этот период у семьи будет возможность подстроиться под особенности адаптации своего малыша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду».

Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение функциональных и адаптационных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей....

Для родителей. Рекомендации в период адаптации ребенка к детскому саду.

Так как я работаю с группой раннего развития, совсем маленькими ,от полтора до 3-ех лет, то первые вопросы, что задают родители: "Что за страшное слово "адаптация :Что это такое...

Практикум для родителей "Игры в период адаптации ребенка к детскому саду"

Просвещение родителей по игровой деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации...

Консультация для родителей  «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Уважаемые родители! Наша встреча посвящена очень ответственному периоду в жизни ребенка: поступление в детский сад – новое для него место с незнакомыми людьми. Приходя в детский сад, ребенок пер...

Консультация для родителей "Игры в период адаптации ребенка в детском саду"

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание млыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра....

Консультация для родителей на тему: "Правила адаптации ребенка к детскому саду".

Для того чтобы ваш ребенок легче адаптировался в  детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходимы ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь вы...