Коротко о закаливании.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie_shkurina.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Часто, приводя ребёнка в детский сад, родители задают «утвердительный» вопрос: «Вы же сегодня не пойдёте гулять!?» Моя статья будет именно об ответе на подобный вопрос.
Каждый раз, когда мы слышим слово «закаливание» у нас перед глазами встаёт следующая картина: дети, раздетые до трусиков, стоят на занесённой снегом улице, а в это время «злостный воспитатель» поливает ребенка ледяной водой. На самом деле закаливаться можно по-разному. Начнем с определения слова «закаливание».
«Закаливание — это метод физиотерапии по воздействию на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела) и пониженным атмосферным давлением, с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов».
Закаливание следует рассматривать, как попытку приблизить образ жизни человека к естественному, не дать угаснуть врождённым адаптационным способностям организма.
При действии факторов окружающей среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.
Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.
Как мы можем понять из определения - вовсе не обязательно начинать закаливаться в условиях крайних температур и природных катаклизмов.
В условиях ДОУ мы начинаем с базовых основ – обеспечиваем реализацию ФГОС в режимных моментах - в соответсвии с режимом, установленным СанПином:
«глава XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.
11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать ( не отменять).
11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой».
В тёплое время года большую часть времени дети проводят на улице: начиная с утреннего приёма и до вечера.
На улице мы с детьми: делаем зарядку, проводим эксперименты и игры с водой, подвижные игры, проводим гимнастики для глаз, дыхательную, пальчиковую и прочие. Ведь всем известно - только двигательная активность на открытом воздухе полноценно насыщает организм кислородом, витамином D, которые так необходимы для развития мозговой деятельности и хорошего кровообращения.
Приём детей на улице и утренняя зарядка происходят и в сентябре до тех пор, пока стоит хорошая и сухая погода. В связи с тем, что температура утром, как правило, более прохладная, чем днём и влажность воздуха разная, это позволяет детскому организму научится адаптироваться сначала к небольшим перепадам температур, а с наступлением более холодной погоды и к более серьёзным перепадам.
Утренняя гимнастика проходит под различную музыку и музыкальные инструменты, со сменой ритма и темпа (ходьба, бег), что также влияет на развитие координации движений с музыкой и скоординированности движений рук с ногами.
Если добавить ко всему выше сказанному то, что в младших группах дети учатся переодеваться при помощи взрослого, а в старших уже сами производят смену одежды с уличной на групповую – то это дополнительная двигательная активность – развитие мелкой моторики (расстегивание-застегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков); общей моторики (снять-одеть крупные элементы одежды), развитие навыков самообслуживания и т.д. Что же является закаливанием в этих режимных моментах? Это и смена внешней температуры (были на улице, затем зашли в помещение), повышение адаптивных способностей тела малыша, развитие волевых качеств - терпения, усердия – без которых невозможно полноценное психо-физическое развитие и укрепление соматического здоровья. Кроме того, всем известно, что упражнения на развитие общей и мелкой моторики положительно влияют на работу всех мозговых структур и стимулируют речевое развитие ребенка.
С приходом поздней осени и зимы, а затем и весны, увеличивается количество элементов одежды, погода становится более разнообразной. Организм ребенка снова активизирует и повышает адаптивные свойства.
Дети должны научится вести себя определенным образом в разных погодных условиях, принимать и понимать что можно, а что нет делать в данных условиях (конечно, речь не идёт о крайних значениях температуры и шквалистых ветрах). Но, небольшой моросящий дождь и снегопад не могут помешать детям получить радостные и положительные эмоции от прогулки, увидеть и узнать и что-то новое о явлениях природы, расширить кругозор, словарный запас, а организму дать возможность научится адаптироваться к любым погодным условиям, а следовательно выработать свой иммунитет.
Смена времен года даёт возможность разнообразить прогулку играми по сезону. Зимой, например, в течение прогулки, подходят малоподвижные игры: это и постройка крепостей, и экспериментирование со снегом, "Найди по описанию"; в конце прогулки - подвижные игры "Два мороза", "Лиса в курятнике", игра в снежки. Очень любят дети хороводные игры - они универсальны в любое время года - хорошо играть в хороводные игры во время дождя на веранде: и весело, и подвижно, и много места не надо.
Давайте не боятся изменений в природе, ведь «они происходят год от года». Дети болеют не от того, что гуляют, а от попадания вирусов и инфекций в организм - а с ними помогает бороться прогулка (увлажняются слизистые оболочки, повышаются адаптивные свойства организма, уровень гормонов радости повышается и настраивает организм на борьбу с болезнями).
Давайте больше гулять, играть на свежем воздухе и возрождать культуру совместных прогулок с детьми – так мы поможем следующим поколениям быть здоровее!
Предлагаю вашему вниманию несколько пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и координации речи с движением:
«Птички зимой»
Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Хлебушка немножко.
(Тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,
(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям.
(Тоже самое с левой ладонью)
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(Тереть ладонь о ладонь, катая из хлеба макароны)
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
Спать легли (ладошки под щечку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему:"Закаливание.Традиционные и нетрадиционные методы закаливания".
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья.При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины.Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из ...
Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.
Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма» Подготовила и прове...
Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"
Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....
Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»
Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...
Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "
ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...
Презентация "Высокий-низкий, короткий-широкий, длинный-короткий"
Презентация "Высокий-низкий, короткий-широкий, длинный-короткий"...
Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»
Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»...