Консультация для родителей «Привитие культурно-гигиенических навыков младшим дошкольникам»
консультация

Тимофеева Ирина Николаевна

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kgn.docx217.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Привитие культурно-гигиенических навыков

младшим дошкольникам».

C:\Users\komp\Desktop\1660690514_17-flomaster-club-p-moidodir-kartinki-dlya-detei-krasivo-21.pngИзвестно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка, с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма.

В нашу группу дети приходят из домашних условий. С первых дней большое внимание уделяется воспитанию культурно-гигиенических навыков:

Воспитываем опрятность у детей, учим следить за внешним видом, пользоваться горшком, салфеткой, платком.

Приучаем ребенка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце.

Воспитываем у детей умение самостоятельно мыть руки с мылом, лицо, насухо вытираться полотенцем.

За столом воспитываем умение правильно держать ложку, правильно сидеть за столом, обучаем правилам этикета, умению пользоваться салфеткой.

Воспитываем умение самим надевать колготки, носки, шорты, сандалии, футболки, учим застегивать и расстегивать пуговицы, аккуратно вешать свою одежду на стульчик перед сном и в шкаф после прогулки.

Воспитываем навыки культуры поведения детей:

✔▪здороваться и прощаться,

✔▪благодарить,

✔▪ называть взрослых по имени-отчеству,

✔▪обращаться с просьбой в вежливой форме,

✔▪разговаривать между собой спокойно,

✔▪просить игрушку у сверстника вежливо, а не отнимать,

✔▪не обижать друг друга.

Воспитываем умение правильно обращаться с игрушками:

✔▪поиграл – положи на место,

✔▪покатал – поставь в гараж,

✔▪собирать пазлы только на столе,

✔▪играть с атрибутами «больнички» и «парикмахерской» только в уголках сюжетно-ролевых игр «больница» и «парикмахерская»,

✔▪почитал – убери на книжную полку, разбросал конструктор – убери на место.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков используем разные формы организации:

✔▪чтение потешек в процессе,

✔▪дидактические игры,

✔▪игры – упражнения,

✔▪беседы,

✔▪чтение художественной литературы,

✔▪рассматривание иллюстраций, картин,

✔▪наблюдения,

✔▪показ инсценировок,

✔▪рассказывание,

✔▪заучивание,

✔▪сюжетно-ролевые игры.

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Полезные и хорошие навыки, привитые с детства в культурно-гигиеническом развитии, делают ребенка более свободным, т.к. о многих своих действиях он перестает задумываться, они совершаются автоматически, словно сами собой. Они помогают сохранить здоровье и облегчить жизнь.

Памятка для взрослых

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

Поощряйте, хвалите ребенка даже за небольшие достижения.

Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

Если у малыша что- то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

Старайтесь использовать игровую ситуацию.

Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Привитие детям культурно-гигиенических навыков"

В консультации представлена информация для родителей  какие гигиенические навыки следует прививать детям  в семье и дошкольных учреждениях, какое большое значение имеют они для здоровья ребё...

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение п...

Консультация для воспитателей "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

Информация для воспитателей по особенностям воспитания культурно-гигиенических навыков у детей различного дошкольного возраста в различные режимные моменты. Может быть полезна и для родителей....

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка....

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»...