Консультация для родителей «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве»
консультация (средняя группа)
«Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений». Но это не означает, что тема «Пространственные представления» сугубо математическая.
Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности – продуктивно – творческой, трудовой; совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Например, качество рисунка определяется композиционным построением, эстетическая выразительность – симметрией, ритмичность – чередованием элементов. А освоение правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. Формирование в дошкольном возрасте пространственных представлений и понятий – основа географических и геометрических знаний в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве» | 37.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Этапы обучения детей ориентировке в пространстве»
«Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений». Но это не означает, что тема «Пространственные представления» сугубо математическая.
Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности – продуктивно – творческой, трудовой; совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Например, качество рисунка определяется композиционным построением, эстетическая выразительность – симметрией, ритмичность – чередованием элементов. А освоение правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. Формирование в дошкольном возрасте пространственных представлений и понятий – основа географических и геометрических знаний в будущем.
1 ЭТАП. Обучение детей ориентировки на себе.
Здесь идет формирование у детей четких представлений о своем теле и его симметричности. Детей учат различать парно противоположные стороны своего тела. У детей создают представления о пространственном расположении частей тела. На этом этапе дети приобретают навыки практической ориентировки на себе (на своем теле). У детей формируется целостное представление о схеме своего тела.
Используются приемы:
∙ Зрительно – осязательное обследование ребенком своего тела, дидактической куклы;
∙ Рассматривание ребенком себя в зеркале;
∙ Соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка, стоящего рядом, напротив;
∙ Использование меток (бантики, значки);
∙ Закрепление через нахождение деталей собственной одежды (карман, рукав, воротник и т.д.)
2 ЭТАП. Учить определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя». А также пространственное расположение предметов по отношению друг к другу.
Здесь необходимо создать представление детей о себе, как о пространственном теле, являющемся точкой отсчета при ориентировке в направлениях.
Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве, четко дифференцировать основные направления пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами (справа – направо, слева – налево).
Развивать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направления движения.
Учить понимать и активно использовать в речи обозначения направления движений (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, между, рядом, напротив, за, перед).
3 ЭТАП. Обучение детей моделированию предметно – пространственных построений.
На этом этапе детей учат анализировать и самостоятельно создавать простейшие построения из игрушек. С целью подготовки детей к самостоятельному соотношению пространственных построений, детей учат обследовать пространство. Обучение моделированию помещений начинается с совместного обследования, с определенной точки отсчета (от двери, слева – направо). Это дает детям возможность запомнить расположение мебели в помещении. Такое обследование лучше проводить индивидуально и неоднократно.
Для моделирования используют детали конструктора, строительного материала. С помощью педагога дети обследуют детали и выбирают те, формы которых соответствуют форме предметов мебели. Анализируют форму помещения и соотносят с формой стола или листа картона. Форма модели должна соответствовать форме комнаты.
4 ЭТАП. Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем. (Для детей старшего дошкольного возраста)
Этап проводится по следующим направлениям:
∙ Обучение ориентировке по картинке – плану;
∙ Знакомство детей с условными изображениями предметов;
∙ Формирование у детей умений соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой;
∙ Обучение детей самостоятельному составлению схем.
Используется такой прием «Оживи картинку». Подбираем цветную картинку, на которой ребенок может узнать все узнать, подбираются такие же игрушки и детей учат располагать игрушки на картинке.
На всех этапах обучения большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки (тут, здесь, там).
Используются специальные приемы. На первых этапах – совместные выполнения действий, неоднократный показ, повтор инструкций, поощрительные слова и словесная коррекция действий ребенка. Используется разнообразный игровой материал. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, по возрастающей сложности, с учетом результативности предыдущих занятий, задания могут быть аналогичные, но в других вариантах.
В подготовительной группе главной задачей: «Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку». Но это не означает, что работа по задачам предыдущих групп прекращается. В практических ситуациях умения совершенствуются.
«Геометрия плоскости листа» частично уже освоена. Необходимо закреплять приобретенный опыт. С этой целью используют «зрительный диктант», «слуховой диктант». Под диктовку дети размещают геометрический орнамент или отдельные формы, знаки, элементы рисунка. Это сложная задача, но будущий первоклассник должен быть подготовлен к ее решению. Эта работа предупреждает возникновение многочисленных ошибок пространственного характера, которые наблюдаются при усвоении материала на уроках чтения, письма, рисования и других.
В этой группе важно сформировать у детей начальные навыки логического мышления. Переходным этапом к такой форме являются умения выполнять обобщение, умственные действия, выступающие в виде схематизированных образов. Но чтобы у ребенка сформировалась такая форма мышления, нужно систематически, целенаправленно знакомит их с графиками, схемами, моделями.
Работа по ориентировке в пространстве должна вестись не только на занятиях по математике, но и на занятиях по развитию речи, ИЗО, физкультурном и музыкальном.
Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).
Где находится твой дом?
Цель: Расширять словарь детей за счет использования в речи предлогов и наречий: около, возле, перед, позади, слева, справа, между при описании местоположения дома. Развивать диалогическую речь.
Оборудование. Два игрушечных телефона
Содержание: Играют от 4 до 6 детей. Воспитатель заранее «строит» улицу на длинном листе картона, размещая объекты не только в ряд, как в средней группе, но и впереди домов (растения, изгороди, скамейки), добавляет 1-2 высоких здания и деревья, частично видимые из-за домов, расположенных в ряд, и приглашает детей поиграть в игру «Где находится твой дом?». Сначала дети рассматривают улицу, определяют, что на ней находится, замечают, что все жилые дома одинаковые и без номеров. Воспитатель: «Вы будете новоселами. Каждый получил квартиру в одном из этих домов. Вы мысленно, молча выберете себе любой дом, чтобы пока, кроме вас, никто не знал об этом. Мне очень захотелось узнать, как вы устроились на новом месте. Я каждому позвоню по телефону и узнаю, где находятся ваши дома». Педагог берет себе один телефон (игрушку можно заменить изображением мобильника, наклеенным на картон), а другой телефон отдает ребенку. Остальным играющим советует прислушаться к их разговору, чтобы потом определить, правильно ли отгадан дом.
Например: «Далеко ли от твоего дома аптека? Что находится позади твоего дома?» и др. Делает вывод, что Лена и Юра — соседи, т.к. получили квартиры в одном доме. В конце игры воспитатель говорит, чьи дома ему легче было найти, потому что в телефонном разговоре эти дети правильно указывали их местоположение, т.к. употребляли точные слова: около, между, перед... (дети могут назвать и остальные предлоги, и наречия).
«У кого что получилось»
Цель: упражнять в пространственных ориентировках.
Оборудование. Листы, линованные в клеточку, карандаш.
На листах линованной в клеточку бумаги дети под диктовку воспитателя ведут линию. Если ребенок вел ее правильно, т.е. выполнял указания направления, точно считал клеточки, у него получился рисунок или картинка. Это и является показателем выигрыша.
Игры на формирование ориентировки «на себе»
Солнышко
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.
Оборудование: схематическое изображение лица человека.
Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.
Калейдоскоп
Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы.
Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.
Части тела
Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины. Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
Игры на формирование пространственных представлений: слева,
справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Доползи до игрушки
Цель: Продолжать учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры. 1 -й вариант. Педагог сажает детей в ряд на стулья. Напротив на полу на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей по сигналу педагога ползут к игрушке: один - к ближней, другой - к дальней. Остальные, наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему первый взял игрушку раньше, и подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая - близко. Игра повторяется с другой парой.
2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но игрушки раскладываются в разных направлениях: одна - прямо перед стулом, другая - напротив по диагонали, третья - слева или справа. Педагог, вызывая детей, не обращает их внимание на то, где лежат игрушки. Задача каждого ребенка - определить направление, в котором надо ползти.
Куда я спрятался?
Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, употреблять предлоги: за, из-за, около, от, перед, в, из и т.д.
Игра для всей семьи: ребёнок с одним из родителей прячется, второй родитель ходит, ищет их. Главное в этой игре, постоянно обозначать места, где ищут, например; «В песочнице есть? На скамейке? За деревом? Около куста?» и т.д. Усложнение игры, когда ребенок сам проговаривает места поиска объекта.
Вправо, влево прокати, только мяч не упусти
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.
Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
Внимательно слушай и рисуй
Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции. Например, вверху слева прямоугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.
Варианты: разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй...» и т. д.
Магазин
Цель. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.
Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.
Найди магнит
Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, - какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.
Путешествие по азбуке
Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, формировать образы буквы и слова.
Оборудование: игровое поле с буквами
Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово - отгадку.
Художник
Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию. Оборудование: картинка - фон, предметные картинки. Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.
Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения
Найди игрушки
Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. Оборудование: разные игрушки Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.
Жмурки с колокольчиком
Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов. Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик. Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.
Где находится твой дом?
Цель: Расширять словарь детей за счет использования в речи предлогов и наречий: около, возле, перед, позади, слева, справа, между при описании местоположения дома. Развивать диалогическую речь. Оборудование. Два игрушечных телефона
Содержание. В подготовительной группе в игре используется тот лее наглядный материал, можно добавить еще 1-2 новых здания: школу, почту. Воспитатель может привлечь детей к построению улицы на длинном листе картона. Дополнительным материалом являются маленькие изображения такси, наклеенные на картон. В игре принимает участие четное количество детей (4-6 человек). Воспитатель предлагает им объединиться в пары и объясняет ход и правила игры: «В каждой паре один будет новоселом и мысленно выберет себе любой дом на этой улице, а другой, его друг, захочет узнать, где тот поселился. Он позвонит по телефону и станет спрашивать новосела, где расположен его дом. В своих вопросах и ответах будете употреблять точные слова, обозначающие расположение дома среди других строений и предметов. В конце телефонного разговора новосел приглашает друга к себе на новоселье. Друг возьмет такси и остановит его возле нужного дома». Воспитатель дает первой паре два телефона. А также может перед игровым действием вспомнить с детьми обстоятельственные наречия и предлоги. По ходу телефонного разговора детей воспитатель, если потребуется, напоминает им некоторые правила: начать разговор с приветствия, затем сообщить, кто говорит, — и о том, как можно закончить разговор. Аналогично другие пары детей ведут телефонные разговоры. Во 2-м коне дети меняются ролями. В конце игры воспитатель оценивает не только точность переговоров, но и манеру разговора — вежливость, приветливость
Незаконченные изображения
Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.) - Предлагают дорисовать, назвать и подписать, используя пространственную терминологию.
Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства
Адресное бюро
Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.
Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.
Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.
Астрономы
Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).
Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.
Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной, и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того, как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.
Где спрятан клад?
Цель. Развивать пространственно ориентировочные реакции.
Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути. Сюрприз. На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т.д.
Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой - узнаем, когда его найдём». Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место - старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага ... и т.п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.
Давайте дружить
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве относительно другого человека. Дети встают парами напротив друг друга. Педагог даёт задания: поздоровайтесь друг с другом правой рукой, погладьте друг друга по голове левой рукой, похлопайте друг друга по левому плечу правой рукой и т. д.
Собери слово
На магнитной доске в разных углах расположены буквы. Педагог даёт инструкцию: например, первой поставьте букву, которая находится в правом нижнем углу, затем - в верхнем левом, затем - в верхнем правом, последняя -справа от буквы Н. Вы узнаете, как зовут мальчика. Аналогично можно расположить на доске разные предметы, придумать для детей задания. Например, «Угадайте, что в корзинке у Красной шапочки».
Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве
Прятки
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.
Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) – «город», куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: «Мы находимся... (называет местонахождение)!». Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать «город». Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в «город». Команда, прибежавшая в «город» раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать «город» еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.
Дорога в сад.
Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.
Где, чей домик?
Цель. Продолжать учить детей определять пространственные направления: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево
Материал. Картонный лист бумаги (30х20см) в верхней части которого на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы 3 домика красного, синего, зеленого цвета. К ним ведут 3 дороги с поворотами под острым углом, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга (нар. одной тушью). Дороги пересекаются в нескольких местах. В начале каждой дороги нарисован кружок, соответствующий цвету дома. На каждом повороте дороги-стрелка, указывающая дальнейший путь. Фигурки собачки.
Ход игры Детей рассаживают вокруг стола, на котором расположен материал для игры. Воспитатель объясняет правила: - Перед вами лист бумаги, на котором нарисованы домики разного цвета. В красном домике живет кошка, в синем - собака, в зеленом кролик. Животные эти заблудились и не могут попасть к себе домой. Поможем им? Хорошо. Тогда я вызываю троих из вас: один поможет кошке, другой - собачке, а третий - кролику. Выиграет тот, кто по правильной дороге первым приведет зверюшку в его дом. Педагог раздает играющим фигурки зверей, обращая их внимание на цветные круги в начале дороги, на стрелки на поворотах. По сигналу ведущего (педагога или кого-либо, из детей) начинается игра. Если дети с трудом справляются с игровой задачей, ее можно упростить, раскрасив дороги в цвета, соответствующие домам.
Картотека подвижных игр с математическим содержанием
Подвижная игра одновременно носит познавательный и игровой характер. При отборе подвижных игр, обращается внимание на степень трудности игровых правил и действий. При закреплении математических представлений, подвижные игры классифицируются: количественный счет, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени и классификация предметов.
Одновременно создаются условия, которые позволяют повысить эффективность обучения и закрепления материала:
- правильный подбор подвижных игр в зависимости от цели и возрастных особенностей;
-знание особенностей организма и проведения подвижных игр;
-использование разнообразных методов и приемов организации и руководства подвижными играми;
-поддержка интереса, обучение детей самостоятельной организации игровой деятельности.
В процессе проведения подвижных игр, дети отрабатывают устный счет, способность ориентироваться в пространстве, во времени, сравнивать величины, развивают умение различать и называть геометрические фигуры. Часто используются игры, включающие задания на логическое мышление, развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Дети закрепляют представления о количественном счете, о связи между числами (больше или меньше), развивают умение различать и называть геометрические фигуры.
Путешествие» Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Содержание. Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.
«Найди пару» Цель: закрепить знание геометрических фигур, учить объединять их по существенным признакам. Содержание. Дети с фигурами ходят по группе по команде воспитателя ищут пару по цвету, по форме или по размеру.
«Неделя, стройся» Цель: закрепить последовательность дней недели.
Содержание. Детям раздают ободки, на которых разное количество кругов (количество кругов соответствует порядковому номеру дня недели). По команде воспитателя дети Должны занять свое место и назвать день недели.
«Обруч» Цель: закреплять умение классифицировать предметы по 2-4 свойствам.
Содержание. Воспитатель предлагает новую ситуацию в игре с тремя обручами. Устанавливается правило игры, например фигуры, разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зеленого все треугольники, внутри черного - все большие. Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.
«Найди по звуку» Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Содержание. Ребенок ищет спрятанный воспитателем Предмет. При приближении к предмету музыка усиливается, при отдалении звучит тише.
«Пошли, пошли» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.
Содержание. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и двигаются по указанному воспитателем направлению: вправо, влево, вверх, вниз, в центр, из центра.
«Кто какого роста?» Цель: установление отношений между величинами.
Содержание. Воспитатель вызывает детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?
«Составь число» Цель: закрепить знание состава чисел из двух меньших. Материал. Набор карточек с числами. Содержание. Ведущий держит карточку с любым числом, например, 5. Дети должны встать в пары так, чтобы числа на их карточках вместе составляли число 5.
«Классики» Цель: закрепить знание цифр.
Содержание. Дети выбирают себе камешек и бросают его последовательно на клетки классиков, обозначенные цифрами. Каждый раз нужно прыгать по клеткам от цифры 1 до 10. При промахе ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет до цифры 10.
«В лесу» Цель: учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
Содержание. Дети отправляются в «лес» (ходят по группе) и собирают грибы, ягоды, цветы с примером, ответ которого совпадает с числом, указанным воспитателем.
«Кондитерская фабрика» Эта игра, возможно, больше понравится дошкольникам: она позволяет в максимально игровой форме освоить элементарные навыки счета. Для неё потребуется небольшая, но увлекательная подготовка. Ребенку нужно изготовить (слепить из пластилина, раскрасить макароны, нарисовать) конфеты, печенье, зефир и другие сладости. Дети будут работать «фасовщиками». Они получают задание от технолога (мамы) и должны положить в пакет столько сладостей, сколько указано в технологической карте. Можно развить сюжет и построить с детьми саму кондитерскую фабрику, используя стулья, покрывала, столы и другой подручный материал. Когда игра немного надоест, попробуйте добавить новые игровые элементы, например нарисовать пропуска или подписывать количество кондитерских изделий на пакете, можно построить магазин при кондитерской фабрике, также рискните добавить кассу, ввести ценники, деньги. Эту игру можно развивать и усложнять в зависимости от вашей фантазии и фантазии ребенка. Если вдруг у вас есть часы с циферблатом, где стрелки можно двигать, попробуйте добавить часы работы фабрики и магазина. Вероятно, эта игра увлечет детей надолго, а за технолога могут играть и папа, и бабушка, и любой взрослый родственник.
«Математические классики» Эта игра хороша для изучения цифр, а также для развития навыка счета. Начертите на полу с помощью мелков или малярного скотча квадрат с сечением 3 на 3 клетки. Нарисуйте в них цифры от 1 до 9. Получатся своеобразные классики. Далее мама дает инструкции, куда двинуться ребенку (вправо, влево или вперед), а ребенок должен прыгнуть на эту клетку и назвать её цифру. Можно усложнять, давая ребенку задания в виде примера. Например, «прыгни на 2+3 или на 7–4». Или «прыгни на цифру, которая идет после 4». Для детей постарше попробуйте увеличить поле и количество клеток. Можно добавить спортивный элемент, задать каждому числу определенные физические упражнения. Например, число 3 — это 3 приседания, число 6 — 6 прыжков на левой ноге, цифра 8 — 8 махов руками. Очень удобно: 15 минут, а ребенок уже позанимался и математикой, и физкультурой.
«Робот» Игра развивает навыки программирования и учит детей ориентироваться в пространстве. Родитель дает команды ребенку: вправо один шаг, прямо три шага, влево два шага. Можно добавить цель, куда ребенок должен дойти, или препятствия. Если он выполнил все команды правильно, то доходит до игрушки (или чего-то вкусненького, что почему-то больше мотивирует). Можно еще попросить ребенка самому составить схему маршрута перед выполнением задания и расписать все шаги заранее. Еще один способ — игра в робота с закрытыми глазами. Ребенку завязываем глаза, он робот, но у него сломалась видеокамера, и поэтому его действиями руководит оператор (мама). Например: «Два шага вперед, поворот направо, три шага вперед, стоп, поехали дальше, еще раз поворот направо»
Можно усложнить, добавив препятствия и команды вроде «присядь, проползи, перешагивай». Аккуратно попробуйте увеличить темп. А если у вас есть второй ребенок и папа, можно играть двумя парами, главное — избежать аварии. Потом мама и ребенок меняются ролями. Взрослые, только чур не подсматривать! Вы ведь доверяете своему ребенку? Для меня это самое сложное. Еще эту игру любят психологи. Как вы думаете почему?
«Быстрый счет» Это веселая и динамичная игра с мячом, которая хорошо развивает устный счет. Старайтесь играть быстро. Для дошкольников. Ведущий бросает мяч и говорит число (например, 2), а ребенок, который ловит его, должен назвать два соседних (1 и 3).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по обучению детей безопасному поведению на дороге.
Рекомендации родителям, как в доступной форме познакомить детей с ПДД...
консультация для родителей по обучению детей ПДД
Консультация поможет родителям сформировать у детей элементарные знания по правилам дорожного движения...
Консультация для родителей «Правила обучения детей башкирскому языку дома для родителей»
Учим детей башкирскому языку дома...
Консультация для родителей "Как научить детей ориентироваться в пространстве"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Этапы обучения детей старшего дошкольного возраста словотворчеству"
Консультация предназначена для родителей воспитанников детского сада. Консультация раскрывает процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала. Да...
Консультация «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве»
«Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений». Но это не означает, что тема «Про...