Папка-передвижка для родителей "Формирование навыков самообслуживания"
материал
Навыки самообслуживания- важная составная часть культуры поведения. Воспитание у детей навыков самообслуживания играет главную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. Труд по самообслуживанию развивают у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobsluzhivanie_dlya_roditeley.docx | 798.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Самообслуживание включает в себя формирование следующих навыков:
1. Навыки опрятности.
2. Навыки приема пищи.
3. Навыки одевания и раздевания.
4. Навыки ухода за своим телом
Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Навыки самообслуживания совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском саду, дома; развивает такие качества личности как самостоятельность, ответственность, опрятность, уверенность в себе, аккуратность, культурность.
Во многом решение данной проблемы зависит от характера воспитания детей в семье. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную в отношении других членов семьи и его самого).
Самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи, каждого их члена за счет личных трудовых усилий. Эта работа эффективна, когда посильна, и содержит в себе коллективистскую направленность: обеспечивает не только личные нужды, но потребности других членов семьи.
Оберегание от обслуживающего труда формирует лентяя, лодыря, наносит удар по будущим отношениям ребенка в его собственной семье.
Формирование навыков самообслуживания напрямую зависит от взрослых. Родители с момента рождения ребенка ухаживают за ним, в дальнейшем прививая этому более самостоятельный характер.
У детей 5-6 лет
должны быть сформированы навыки самообслуживания
Их значение заключается в том, что постоянное выполнение обязанностей приучает детей к систематическому труду.
Ребёнок должен привыкнуть, перед сном аккуратно складывать одежду в определённое место.
Должен следить за одеждой и обувью, следить за своим внешним видом.
Чтобы ребёнок сам без напоминаний мыл руки в новых для него ситуациях, ему нужно подсказать, когда это нужно делать (после уборки комнаты, мытья посуды, ухода за животными, перед сервировкой стола и др.)
Приёмы формирования и совершенствования у дошкольников навыков самообслуживания должны быть едины в семье и в детском саду.
Невозможность выполнять действия и правила, усвоенные в детском саду, разрушает у ребёнка имеющиеся навыки, вызывает недовольство, раздражительность.
Если в процессе одевания, умывания, еды взрослые хотят чему-то научить детей, показ и объяснение должны быть чёткими.
Для закрепления навыков следует время от времени обращать внимание на последовательность действий: убрать с тарелки остатки пищи, отнести их в раковину; салфетки складывают и только потом убирают на место.
Самообслуживание, если ребёнка не научили этому вовремя, становится для него обременительным и неинтересным. Это равнодушие переносится и на другие виды труда.
Умение обслуживать себя закрепляется повторением, поэтому родители должны следить за ним, чтобы необходимые действия дети выполняли систематически.
Присущая детям наблюдательность и активный интерес к различным видам деятельности, к общению взрослых друг с другом усиливают для них воспитательную роль примера окружающих.
Аккуратность и опрятность в одежде, причёске, соблюдение детьми правил культурной гигиены и норм общения являются активным средством совершенствования навыков самообслуживания и культуры поведения.
В практике воспитания детей 5-6 лет огромное значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам, ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.
Взрослый по-прежнему учит ребенка выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее.
Однако, ни в коем случае не следует, эту необходимую помощь превращать в мелкую опеку, показывать и разъяснять детям каждый пустяк. Это весьма существенное указание. Объяснять, советовать надо в меру, чтобы оставалось место для собственной инициативы детей.
Труд по самообслуживанию позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание все делать самим, инициативность, деловитость.
Заведите правило:
не делать за ребенка то,
что он умеет делать сам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка-передвижка "Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников"
Папка-передвижка "Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников"...
Папка-передвижка "ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены,...
Папка-передвижка "Воспитание культурно гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привы...
Папка передвижка формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников среднего возраста
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста...
Папка - передвижка. Самообслуживание в жизни ребенка 2-3 лет
Самообслуживание в жизни ребенка 2-3 лет....
Папка-передвижка Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями ги...
Папка-передвижка "Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников".
Материал для педагогов...