Статья "Значение сюжетно-отобразительной игры в жизни ребенка раннего возраста."
статья (младшая группа)

Казарина Людмила Аркадьевна

Значение сюжетно-отобразительной игры в жизни ребенка                                раннего возраста.

       На третьем году жизни ребенка игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершенствуются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Постепенно появляются действия с предметами-заместителями, формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивается умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.

        В возрасте 3 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте .

         Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Результаты специальных исследований ученых всего мира свидетельствуют о том, что недостаток игры наносит невосполнимый ущерб развитию детей в целом и отрицательно сказывается на их готовности к школе. Существует большое количество детских игр, и ученые их классифицируют по-разному. Но все единодушны в одном: наибольшим развивающим эффектом обладают сюжетные игры.

        В игре все условно, «понарошку». Благодаря этому можно преодолеть неприязнь, страх, получив взамен внутренний эмоциональный комфорт. А научившись управлять собой через воображаемую ситуацию – приобрести способность к реализации собственных намерений в реальной жизни. Именно поэтому специалисты считают, что сюжетная игра обладает определенным психотерапевтическим эффектом.

        Становление процессуальной игры — одна из главных ли­ний развития детей раннего возраста. Особое место в их жизни занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, ко­торые он наблюдает в повседневной жизни. С раннего возрас­та для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, появляется стремление жить общей жизнью с ними. Тенден­ция подражать взрослому лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности — предметной, или процессуальной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, «понарошку», может действовать как взрослый. Особенность таких игр заключается в том, что в них много­кратно воспроизводится процессуальная сторона деятельнос­ти взрослых, а результат является воображаемым. Чаще все­го ребенок имитирует ситуации, в которых он является объек­том воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахе­ра), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.).

        Третий год жизни — время расцвета процессуальной игры. В этот период совершенствуются все достижения второго года. Значительно усиливается потребностно-мотивационная сторона игры. Ребенок может долго играть самостоятельно и увлеченно, часто предпочитая игру с сюжетными игрушками другим занятиям. Теперь постоянное участие взрослого не столь необходимо: игрушки сами начинают побуждать его к игре. Совершенствуется состав и структура игровых дейст­вий. Особенно заметно увеличивается их вариативность.

        Ребенок последовательно апробирует разные схемы действий и варианты переходов от одного действия к другому. Так, чтобы приготовить кукле обед, он тщательно режет овощи, складывает их в кастрюльку, помешивает, пробует на вкус, и, наконец, кормит куклу. В другом случае разнообразит и усложняет ситуацию кормления: сервирует стол, готовит на второе котлетку, на третье варит компот, затем предлага­ет этот обед кукле. Содержание подобных действий дает осно­вание оценивать их как самостоятельное моделирование ре­альности в игровых обстоятельствах. Теперь они отражают логическую последовательность событий. При этом ребенок начинает заранее планировать свои действия и сообщает об этом персонажу игры, например: «Сейчас суп буду варить, потом поешь, и пойдем гулять».

        К 3 годам значительно расширяется репертуар игровых сюжетов. Жизненный опыт ребенка и помощь взрослого да­ют ему материал для новых игр. Малыши начинают лечить кукол, играют в магазин, парикмахерскую и др. На протяжении раннего возраста происходит постепен­ная подготовка ребенка к принятию на себя роли. Первона­чально, подражая действиям взрослого, он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует, как мама, врач или парикмахер. Такая игра получила название «роль в действии». В начале третьего года жизни малыши, выпол­няя то или иное игровое действие, начинают обозначать его как свое собственное, например: «Аня суп варить». Ино­гда, как правило, с подсказкой взрослого, ребенок называ­ет себя другим именем, например, «мама», «папа», «тетя Валя», однако развернуть сюжет вокруг этой роли пока не может.

       Во второй половине третьего года жизни у детей постепен­но начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает назы­вать себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу — дочкой или сыночком и т.п. В игре появляются диалоги с персонажа­ми, например, разговор ребенка от своего лица и лица куклы. Таким образом, к концу раннего возраста подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре — веду­щей деятельности в дошкольном возрасте. Так же, как и все основные приобретения раннего возрас­та, своевременное принятие ребенком роли зависит от взрос­лого. Если родители и воспитатели не проводят соответству­ющей педагогической работы, ролевое поведение формирует­ся значительно позже.

        Важнейшим достижением раннего возраста является бур­ный рост воображения, для которого игра служит наиболее благоприятной почвой. На третьем году жизни, и особенно во второй его половине, ребенок начинает активно и самостоя­тельно пользоваться предметами-заместителями. Появление символических замещений расширяет возможности игры, дает простор фантазии, освобождает ребенка от давления на­глядной ситуации. Игра приобретает творческий характер. Типичным для игры детей третьего года жизни является до­мысливание отсутствующих предметов. Ребенку не составляет труда изобретать разнообразные меню в процессе кормления куклы из пустой посуды, часто он просто протягивает ей пус­тую ладошку, называя то или иное блюдо. Кормление из пус­той ладошки можно наблюдать и в более раннем возрасте. Отличие таких действий на третьем году жизни заключается в том, что ребенок не просто протягивает ладошку кукле или собачке, а предлагает им совершенно определенный вид пищи, обсуждает ее качество, интересуется у игрового персонажа, понравилась ли ему еда, и т.п. Такая игра моделирует полно­ценное общение, предполагающее инициативные речевые об­ращения к персонажу, ожидание ответа или же ответ за него.

         К концу раннего возраста дети могут достаточно свободно отвлекаться от конкретных свойств предмета, преодолевать диктат наглядной ситуации и использовать в качестве заместителей предметы с фиксированной функцией. Осознанность, самостоятельность замещений в сочетании с аффективно окра­шенным отношением к игре, включающей подчас неожидан­ное символическое использование предметов, может рассмат­риваться как проявление творческого воображения в игровой деятельности.

        Сюжетно-отобразительная игра вносит особый вклад в развитие ре­бенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания окружающего социального и предметного мира. В процессе игры, так же как и в предметной деятельно­сти, ребенок осваивает общественную функцию предметов и смысл деятельности взрослых. Игра позволяет ему расши­рить границы своих практических возможностей, воспроиз­водя действия взрослых в условном плане. Все это является важным фактором социального развития детей, так как способствует формированию навыков общения, умения по­нимать чувства и состояния других людей, сопереживать им.

        Игра — легкая и радостная для ребенка деятельность. Одновременно она — наиболее естественный и продуктив­ный способ обучения маленьких детей, поскольку усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекатель­ной и мотивированной для них деятельности. В ней создают­ся наиболее благоприятные условия развития наглядно-об­разного мышления, закладываются основы творчества и пред­посылки становления сюжетно-ролевой игры — ведущей дея­тельности в дошкольном возрасте. Процессуальная игра обладает также выраженным психо­терапевтическим эффектом, поскольку через игровые дейст­вия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания. Становление процессуальной игры — одна из главных линий развития детей раннего возраста. В основе ее лежит стремление ребенка подражать взрослому. В процессе игры, так же как и в предметной деятельности, он постигает общест­венную функцию предметов, усваивает смыслы человеческой деятельности. Игра позволяет ребенку расширить границы своих практических возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане. Особенность таких игр заключает­ся в том, что в них многократно воспроизводится процессуаль­ная сторона деятельности взрослых, а результат является мни­мым, воображаемым.

        Ближе к третьему году жизни происходит становление основных компонентов сюжетно-отобразительной игры. У детей появляется инте­рес к действиям в воображаемой ситуации; возрастает коли­чество и разнообразие действий с предметами, игровые дей­ствия становятся более самостоятельными, устойчивыми, осознанными и обобщенными. Усложняется структура игро­вой деятельности: игровые действия связываются в цепочки; дети начинают использовать предметы-заместители. На третьем году возрастает самостоятельность ребенка в игре, действия его становятся более вариативными и разно­образными, расширяется репертуар игровых сюжетов; в них начинает отражаться логическая последовательность собы­тий. Игровые замещения становятся более осознанными, иг­ра приобретает творческий характер. В конце раннего возра­ста появляются элементы ролевого поведения. Процессуальная игра способствует развитию речи, на­глядно-образного мышления, воображения; в ней складыва­ются предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой иг­ры — ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-отобразительной игры в жизни ребенка                                раннего возраста.

       На третьем году жизни ребенка игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершенствуются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Постепенно появляются действия с предметами-заместителями, формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивается умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.

        В возрасте 3 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте .

         Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Результаты специальных исследований ученых всего мира свидетельствуют о том, что недостаток игры наносит невосполнимый ущерб развитию детей в целом и отрицательно сказывается на их готовности к школе. Существует большое количество детских игр, и ученые их классифицируют по-разному. Но все единодушны в одном: наибольшим развивающим эффектом обладают сюжетные игры.

        В игре все условно, «понарошку». Благодаря этому можно преодолеть неприязнь, страх, получив взамен внутренний эмоциональный комфорт. А научившись управлять собой через воображаемую ситуацию – приобрести способность к реализации собственных намерений в реальной жизни. Именно поэтому специалисты считают, что сюжетная игра обладает определенным психотерапевтическим эффектом.

        Становление процессуальной игры — одна из главных линий развития детей раннего возраста. Особое место в их жизни занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни. С раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, появляется стремление жить общей жизнью с ними. Тенденция подражать взрослому лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности — предметной, или процессуальной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, «понарошку», может действовать как взрослый. Особенность таких игр заключается в том, что в них многократно воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, а результат является воображаемым. Чаще всего ребенок имитирует ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.).

        Третий год жизни — время расцвета процессуальной игры. В этот период совершенствуются все достижения второго года. Значительно усиливается потребностно-мотивационная сторона игры. Ребенок может долго играть самостоятельно и увлеченно, часто предпочитая игру с сюжетными игрушками другим занятиям. Теперь постоянное участие взрослого не столь необходимо: игрушки сами начинают побуждать его к игре. Совершенствуется состав и структура игровых действий. Особенно заметно увеличивается их вариативность.

        Ребенок последовательно апробирует разные схемы действий и варианты переходов от одного действия к другому. Так, чтобы приготовить кукле обед, он тщательно режет овощи, складывает их в кастрюльку, помешивает, пробует на вкус, и, наконец, кормит куклу. В другом случае разнообразит и усложняет ситуацию кормления: сервирует стол, готовит на второе котлетку, на третье варит компот, затем предлагает этот обед кукле. Содержание подобных действий дает основание оценивать их как самостоятельное моделирование реальности в игровых обстоятельствах. Теперь они отражают логическую последовательность событий. При этом ребенок начинает заранее планировать свои действия и сообщает об этом персонажу игры, например: «Сейчас суп буду варить, потом поешь, и пойдем гулять».

        К 3 годам значительно расширяется репертуар игровых сюжетов. Жизненный опыт ребенка и помощь взрослого дают ему материал для новых игр. Малыши начинают лечить кукол, играют в магазин, парикмахерскую и др. На протяжении раннего возраста происходит постепенная подготовка ребенка к принятию на себя роли. Первоначально, подражая действиям взрослого, он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует, как мама, врач или парикмахер. Такая игра получила название «роль в действии». В начале третьего года жизни малыши, выполняя то или иное игровое действие, начинают обозначать его как свое собственное, например: «Аня суп варить». Иногда, как правило, с подсказкой взрослого, ребенок называет себя другим именем, например, «мама», «папа», «тетя Валя», однако развернуть сюжет вокруг этой роли пока не может.

       Во второй половине третьего года жизни у детей постепенно начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу — дочкой или сыночком и т.п. В игре появляются диалоги с персонажами, например, разговор ребенка от своего лица и лица куклы. Таким образом, к концу раннего возраста подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре — ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Так же, как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное принятие ребенком роли зависит от взрослого. Если родители и воспитатели не проводят соответствующей педагогической работы, ролевое поведение формируется значительно позже.

        Важнейшим достижением раннего возраста является бурный рост воображения, для которого игра служит наиболее благоприятной почвой. На третьем году жизни, и особенно во второй его половине, ребенок начинает активно и самостоятельно пользоваться предметами-заместителями. Появление символических замещений расширяет возможности игры, дает простор фантазии, освобождает ребенка от давления наглядной ситуации. Игра приобретает творческий характер. Типичным для игры детей третьего года жизни является домысливание отсутствующих предметов. Ребенку не составляет труда изобретать разнообразные меню в процессе кормления куклы из пустой посуды, часто он просто протягивает ей пустую ладошку, называя то или иное блюдо. Кормление из пустой ладошки можно наблюдать и в более раннем возрасте. Отличие таких действий на третьем году жизни заключается в том, что ребенок не просто протягивает ладошку кукле или собачке, а предлагает им совершенно определенный вид пищи, обсуждает ее качество, интересуется у игрового персонажа, понравилась ли ему еда, и т.п. Такая игра моделирует полноценное общение, предполагающее инициативные речевые обращения к персонажу, ожидание ответа или же ответ за него.

         К концу раннего возраста дети могут достаточно свободно отвлекаться от конкретных свойств предмета, преодолевать диктат наглядной ситуации и использовать в качестве заместителей предметы с фиксированной функцией. Осознанность, самостоятельность замещений в сочетании с аффективно окрашенным отношением к игре, включающей подчас неожиданное символическое использование предметов, может рассматриваться как проявление творческого воображения в игровой деятельности.

        Сюжетно-отобразительная игра вносит особый вклад в развитие ребенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания окружающего социального и предметного мира. В процессе игры, так же как и в предметной деятельности, ребенок осваивает общественную функцию предметов и смысл деятельности взрослых. Игра позволяет ему расширить границы своих практических возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане. Все это является важным фактором социального развития детей, так как способствует формированию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им.

        Игра — легкая и радостная для ребенка деятельность. Одновременно она — наиболее естественный и продуктивный способ обучения маленьких детей, поскольку усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. В ней создаются наиболее благоприятные условия развития наглядно-образного мышления, закладываются основы творчества и предпосылки становления сюжетно-ролевой игры — ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Процессуальная игра обладает также выраженным психотерапевтическим эффектом, поскольку через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания. Становление процессуальной игры — одна из главных линий развития детей раннего возраста. В основе ее лежит стремление ребенка подражать взрослому. В процессе игры, так же как и в предметной деятельности, он постигает общественную функцию предметов, усваивает смыслы человеческой деятельности. Игра позволяет ребенку расширить границы своих практических возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане. Особенность таких игр заключается в том, что в них многократно воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, а результат является мнимым, воображаемым.

        Ближе к третьему году жизни происходит становление основных компонентов сюжетно-отобразительной игры. У детей появляется интерес к действиям в воображаемой ситуации; возрастает количество и разнообразие действий с предметами, игровые действия становятся более самостоятельными, устойчивыми, осознанными и обобщенными. Усложняется структура игровой деятельности: игровые действия связываются в цепочки; дети начинают использовать предметы-заместители. На третьем году возрастает самостоятельность ребенка в игре, действия его становятся более вариативными и разнообразными, расширяется репертуар игровых сюжетов; в них начинает отражаться логическая последовательность событий. Игровые замещения становятся более осознанными, игра приобретает творческий характер. В конце раннего возраста появляются элементы ролевого поведения. Процессуальная игра способствует развитию речи, наглядно-образного мышления, воображения; в ней складываются предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры — ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игра в жизни ребенка раннего возраста"

Презентация для родителей, какие игрушки рекомендуется покупать детям раннего возраста. Критерии выбора игрушек....

Методическая разработка на тему "Игра в жизни ребенка раннего возраста"

Ведущий вид деятельности ребенка младше трех лет предметно-игровой. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются, прекрасным средством развития маленьких де...

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка раннего возраста"

Игры на развитие восприятия,внимания,памяти.Развитие словесной и зрительной памяти.Игры на развитие творческих способностей.Основные правила развития игры....

Консультация для родителей « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 г.Кропоткин

Консультация  для  родителей « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14  г.Кропоткин...

Анкета для воспитателей «Игра в жизни ребенка раннего возраста»

Для стимулирования возникновения игры необходимо создавать для нее условия в зависимости от возраста детей....

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста. Воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста.Воспитатель Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста.

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста....