Нетрадиционное родительское собрание в старшей группе
консультация (старшая группа)

Мухтарова Зера Ибрагимовна

Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет. Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

                                                               

ТЕМА: « КВЕСТ С КУБЕТТО»

Цель :  Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.  Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

Материал: карта и робот, карточки с изображением , мяч, мольберт, карточки со словами для первого столбца, схемы предложение, картина «Кошка с котятами», лист второго столба, д-и «Накорми лягушку», видео с детьми, звуковые карточки.

Что знает и использует в речи ребенок 5—6 лет? Ребенок уже знает свой адрес, родной город и его достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, знает названия природных явлений, умеет обобщать многие предметы, подбирает синонимы, антонимы.

-  Какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу? (На столе карточки со словами: грамотная, понятная, выразительная, осмысленная, понятная. Выставить эти карточки в столбик на мольберте.

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, за телефоном,  у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Посмотрите пожалуйста на 2 столбик

2 столбик

1. Односложная речь – состоящая из одних простых предложений;

2. Бедная речь – недостаточный словарный запас;

3. Слова - «паразиты» - употребление нелитературных слов и выражений;

4. Неправильное звукопроизношение;

5. Несвязность, сбивчивость, невыразительность речи.

Но все можно исправить, для этого мы тут собрались.

Давайте вместе с вами и с Кубетто , с нашим роботом поиграем в творческую игру которая нам поможет  раскрыть приемы развития речи у детей.

(на столе карта и робот с заданиями)

Первая остановка -    СЛОВАРЬ

Воспитатель: За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Сам собой он конечно не пополнится, можно играть дома с ребенком в такие игры.

Игра «Подберите эпитеты к словам»

- день (жаркий, теплый, светлый, насыщенный, памятный, особенный)

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

-родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-ребенок (веселый, добрый, радостный и т. д.)

Игра «Назови предмет» ( с мячом)

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр)

2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)

3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало) и т. д.

2. Остановка  «Дыхание»

 У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

- «Кто быстрее накормит лягушку?»

- « Пальчик-катерок»

3. Остановка  « Звукопроизношение»

 В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит). Здесь вам помогут чистоговорки и скороговорки. Например:

- Шерсть в кудряшках у барашка.

- В ночной тиши у камыша чуть слышны шорохи ужа.

- Сидели, свистели семь свиристелей.

-  Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

4. Остановка «Связная речь»

Это  диалог и монолог. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Нужно задавать ребенку такие вопросы, на которые он может  ответить развернуто, а не одним словом: как да и нет.

Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

- Упражнение 1. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

- Упражнение 2. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка - невидимка…».

- Упражнение 3. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.) .

- Упражнение 4. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

     Зачитать родителям ответы детей .

5. Остановка « Звуки»

 В возрасте 5 - 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец, последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.  Вы же, мои дорогие родители хотите, как можно раньше научить читать своих подрастающих детей. Многие из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет читать и грамотно писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Чтобы не было в дальнейшем проблем в школе, в написании диктантов, в первую очередь нужно изучать звуки. Сегодня мы с вами поиграем со звуками, выполним звуковой анализ и синтез слов. Это первая ступень к обучению детей грамоте! Читать ребенок начнет только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Посмотрите на картину и придумайте предложение по схеме.

Выставляется картина и схемы (из двух слова. из трех слов).

-Сколько слов в предложении?

- Какое слово первое/второе/последнее?

Предлагаю дальше работать с последним словом. Нам его нужно разделить на?  (слоги).

- Сколько слогов в этом слове?

- Какой слог первый/последний?

Как вы думаете, что нам следует сделать теперь? (ответы родителей воспитанников)

Правильно! Делим слоги на звуки! Можно воспользоваться шпаргалкой.

- Сколько звуков в этом слове?

-  Какой звук первый/последний?

- Сколько согласных/гласных в слове? Почему Вы (при обращении к конкретному родителю) использовали символ зелёного цвета?

Молодцы! Отлично справились с заданием!

Теперь встанем, разомнемся и апробируем данный метод в обратном порядке!

(Предлагаем родителям встать в круг)

Я буду бросать вам мяч, и называть звуки, вы мяч мне возвращаете и называете слоги из этих звуков. (Отрывисто произношу по 2/3 звука и бросаю мяч родителям)

Теперь я вам – слоги, а вы мне -? (слова)

Из слов мы вместе составим? (предложения) Давайте попробуем!

- Мурка, у, кошка, котята, нашей.

- Пищать, котята.

- Им, мы, молоко, дали.

- Поели, а, котята, уснули, потом.

- Пушок, назвали, мы, Мурзик, котят, и.

У нас с вами получились отличные предложения, из которых можно составить рассказ.

(Родители воспитанников составляют рассказ из предложений с опорой на картину)

Молодцы!

Все это мы с детьми и делаем. Хочу с вами провести последнюю игру.

6. Хлопок.

 Спрячьте  одну руку за спину, а вторую руку держите перед собой выставив ладонь. Сделали? А теперь сделайте пожалуйста  хлопок! Не получается верно!? А теперь вот так: я подхожу и с каждым родителем , и своей свободной ладошкой  прислоняюсь к ладошке родителя  и мы совершаем этот хлопок.  Как вы думаете для чего я это делала? Что вы поняли из этого момента взаимодействия? Сад и семья должны работать сообща! Я вам желаю, чтобы этот хлопок состоялся у каждого ребенка, у каждой семьи.

И самое главное , читайте детям каждый день, хотя бы минут 10-15, перед сном.  Я приготовила вам памятки, как читать детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нетрадиционное родительское собрание в старшей группе "Знатоки родного края"

родительское собрание "Знатоки родного края"- это еще один замечательный способ  рассказать детям о родном городе Калининске, вызвать любовь к своей малой Родине ...

Нетрадиционное родительское собрание в старшей группе "Семья"

Часть1- Торжественная.Часть 2- Что нужно знать родителям о ФГОС....

Конспект нетрадиционного родительского собрания в старшей группе.

Конспект нетрадиционного родительского собрания в старшей группе....

Конспект нетрадиционного родительского собрания в старшей группе на начало учебного года «Добрая семья прибавит разума-ума»

На организационном собрании в начале учебного года важно настроить родителей на плодотворную работу.Необходимо напомнить им о необходимости сотрудничества в образовательном процессе ДОУ. В данном конс...

Сценарий Нетрадиционного родительского собрания в старшей группе «Зайки» Викторина «Счастливый случай»

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, и для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Основная...

конспект нетрадиционного родительского собрания в старшей группе

Первый конкурс.   Cочинение «Мой ребенок». Ведущая зачитывает  выдержки из сочинений (приложение 1).2. Второй конкурс. Блиц – опрос.Ведущая: Ваш ребенок посе...