Нетрадиционное родительское собрание в старшей группе
консультация (старшая группа)
Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет. Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание в нетрадиционной форме в старшей группе. | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: « КВЕСТ С КУБЕТТО»
Цель : Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет. Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
Материал: карта и робот, карточки с изображением , мяч, мольберт, карточки со словами для первого столбца, схемы предложение, картина «Кошка с котятами», лист второго столба, д-и «Накорми лягушку», видео с детьми, звуковые карточки.
Что знает и использует в речи ребенок 5—6 лет? Ребенок уже знает свой адрес, родной город и его достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, знает названия природных явлений, умеет обобщать многие предметы, подбирает синонимы, антонимы.
- Какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу? (На столе карточки со словами: грамотная, понятная, выразительная, осмысленная, понятная. Выставить эти карточки в столбик на мольберте.
Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, за телефоном, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Посмотрите пожалуйста на 2 столбик
2 столбик
1. Односложная речь – состоящая из одних простых предложений;
2. Бедная речь – недостаточный словарный запас;
3. Слова - «паразиты» - употребление нелитературных слов и выражений;
4. Неправильное звукопроизношение;
5. Несвязность, сбивчивость, невыразительность речи.
Но все можно исправить, для этого мы тут собрались.
Давайте вместе с вами и с Кубетто , с нашим роботом поиграем в творческую игру которая нам поможет раскрыть приемы развития речи у детей.
(на столе карта и робот с заданиями)
Первая остановка - СЛОВАРЬ
Воспитатель: За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Сам собой он конечно не пополнится, можно играть дома с ребенком в такие игры.
Игра «Подберите эпитеты к словам»
- день (жаркий, теплый, светлый, насыщенный, памятный, особенный)
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
-родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-ребенок (веселый, добрый, радостный и т. д.)
Игра «Назови предмет» ( с мячом)
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр)
2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)
3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало) и т. д.
2. Остановка «Дыхание»
У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.
- «Кто быстрее накормит лягушку?»
- « Пальчик-катерок»
3. Остановка « Звукопроизношение»
В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит). Здесь вам помогут чистоговорки и скороговорки. Например:
- Шерсть в кудряшках у барашка.
- В ночной тиши у камыша чуть слышны шорохи ужа.
- Сидели, свистели семь свиристелей.
- Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
4. Остановка «Связная речь»
Это диалог и монолог. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Нужно задавать ребенку такие вопросы, на которые он может ответить развернуто, а не одним словом: как да и нет.
Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.
- Упражнение 1. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.
- Упражнение 2. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка - невидимка…».
- Упражнение 3. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.) .
- Упражнение 4. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?
Зачитать родителям ответы детей .
5. Остановка « Звуки»
В возрасте 5 - 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец, последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам. Вы же, мои дорогие родители хотите, как можно раньше научить читать своих подрастающих детей. Многие из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет читать и грамотно писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Чтобы не было в дальнейшем проблем в школе, в написании диктантов, в первую очередь нужно изучать звуки. Сегодня мы с вами поиграем со звуками, выполним звуковой анализ и синтез слов. Это первая ступень к обучению детей грамоте! Читать ребенок начнет только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Посмотрите на картину и придумайте предложение по схеме.
Выставляется картина и схемы (из двух слова. из трех слов).
-Сколько слов в предложении?
- Какое слово первое/второе/последнее?
Предлагаю дальше работать с последним словом. Нам его нужно разделить на? (слоги).
- Сколько слогов в этом слове?
- Какой слог первый/последний?
Как вы думаете, что нам следует сделать теперь? (ответы родителей воспитанников)
Правильно! Делим слоги на звуки! Можно воспользоваться шпаргалкой.
- Сколько звуков в этом слове?
- Какой звук первый/последний?
- Сколько согласных/гласных в слове? Почему Вы (при обращении к конкретному родителю) использовали символ зелёного цвета?
Молодцы! Отлично справились с заданием!
Теперь встанем, разомнемся и апробируем данный метод в обратном порядке!
(Предлагаем родителям встать в круг)
Я буду бросать вам мяч, и называть звуки, вы мяч мне возвращаете и называете слоги из этих звуков. (Отрывисто произношу по 2/3 звука и бросаю мяч родителям)
Теперь я вам – слоги, а вы мне -? (слова)
Из слов мы вместе составим? (предложения) Давайте попробуем!
- Мурка, у, кошка, котята, нашей.
- Пищать, котята.
- Им, мы, молоко, дали.
- Поели, а, котята, уснули, потом.
- Пушок, назвали, мы, Мурзик, котят, и.
У нас с вами получились отличные предложения, из которых можно составить рассказ.
(Родители воспитанников составляют рассказ из предложений с опорой на картину)
Молодцы!
Все это мы с детьми и делаем. Хочу с вами провести последнюю игру.
6. Хлопок.
Спрячьте одну руку за спину, а вторую руку держите перед собой выставив ладонь. Сделали? А теперь сделайте пожалуйста хлопок! Не получается верно!? А теперь вот так: я подхожу и с каждым родителем , и своей свободной ладошкой прислоняюсь к ладошке родителя и мы совершаем этот хлопок. Как вы думаете для чего я это делала? Что вы поняли из этого момента взаимодействия? Сад и семья должны работать сообща! Я вам желаю, чтобы этот хлопок состоялся у каждого ребенка, у каждой семьи.
И самое главное , читайте детям каждый день, хотя бы минут 10-15, перед сном. Я приготовила вам памятки, как читать детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нетрадиционное родительское собрание в старшей группе "Знатоки родного края"
родительское собрание "Знатоки родного края"- это еще один замечательный способ рассказать детям о родном городе Калининске, вызвать любовь к своей малой Родине ...
Нетрадиционное родительское собрание в старшей группе "Семья"
Часть1- Торжественная.Часть 2- Что нужно знать родителям о ФГОС....
Конспект нетрадиционного родительского собрания в старшей группе.
Конспект нетрадиционного родительского собрания в старшей группе....
Конспект нетрадиционного родительского собрания для старшей группы. Тема «Роль взрослых в развитии личности ребенка. Экологическое воспитание дошкольников в семье».
Родительское собрание....
Конспект нетрадиционного родительского собрания в старшей группе на начало учебного года «Добрая семья прибавит разума-ума»
На организационном собрании в начале учебного года важно настроить родителей на плодотворную работу.Необходимо напомнить им о необходимости сотрудничества в образовательном процессе ДОУ. В данном конс...
Сценарий Нетрадиционного родительского собрания в старшей группе «Зайки» Викторина «Счастливый случай»
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, и для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Основная...
конспект нетрадиционного родительского собрания в старшей группе
Первый конкурс. Cочинение «Мой ребенок». Ведущая зачитывает выдержки из сочинений (приложение 1).2. Второй конкурс. Блиц – опрос.Ведущая: Ваш ребенок посе...