Консультация для родителей. «Правильная организация прогулки – одно из важных средств в оздоровлении детей»
консультация (старшая группа)

Ситникова Ольга Эргашевна

Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_2.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

                         Консультация для родителей.              

   «Правильная организация прогулки

  одно из важных средств в оздоровлении детей»

В режиме дня детского сада предусматриваются две прогулки: в первой половине дня и во второй.

Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 ч. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. Время, отведенное на прогулку, должно строго соблюдаться. Организуется прогулка два раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи.

Оздоровление детей.

Физическое развитие.

Развитие самостоятельности.

Расширение кругозора.

Ознакомление с окружающим миром.

Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Планирование содержания деятельности детей на прогулке

Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих видов непосредственно образовательной деятельности, интересов, возраста воспитанников и строится с учетом основных компонентов прогулки.

В ходе прогулке используются разные формы работы с детьми. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если выходу воспитанников на улицу предшествовали занятия физической культурой или музыкальное, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую

погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

В теплые весенние, летние дни и ранней осенью организуются игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии. В жаркую погоду актуальными становятся игры с водой. Во время прогулок широко используются бессюжетные народные игры с предметами, игры с элементами спортивных игр.

Также необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей, организация которой зависит от погоды и времени года. Например, осенью воспитанники могут собирать семена цветов, урожай на огороде, зимой – сгребать снег, делать из него разные сооружения. Результаты данной деятельности могут быть представлены в рамках смотра-конкурса на лучшую снежную постройку на территории дошкольного образовательного учреждения. При этом педагогу важно учитывать, что трудовые задания должны быть посильны детям.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью (в т. ч. трудом взрослых, которые работают на территории ДОУ или за ее пределами). Наблюдения можно проводить с группой, подгруппой воспитанников, а также индивидуально.

Кроме того, на прогулках осуществляется работа по развитию речи детей. Вместе с педагогом воспитанники разучивают небольшие стихотворения, пословицы, поговорки, потешки, тексты песен, а также закрепляют произношение "трудных" звуков. Основное место во время прогулки отводится самостоятельным играм воспитанников.

Во время прогулки важно, чтобы все дети были заняты. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы воспитанники не замерзли, не перегрелись. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.

Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.

Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

Трудовая деятельность

Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядок на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.

Подвижные игры

 Планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. Обязательно две подвижных игры.

Индивидуальная работа 

На прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.

 Прогулка как метод оздоровления детей

Прогулка является одним из важнейших моментов оздоровления, если при ее организации учитывать ряд факторов и соблюдать основные гигиенические требования:

- Длительность прогулки и соответствия одежды погодным условиям и сезону года;

- Рациональную организацию двигательной активности детей.

В зимний сезон дети должны находиться на свежем воздухе не менее 4-х часов ежедневно (утром и вечером). Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой при отсутствии сильного ветра и температуре наружного воздуха до -16 градусов, а 4-7-летние при температуре -20 градусов. При более низких температурах время прогулки сокращается, причем большей степени за счет вечерней прогулки. Сокращать длительность прогулки в дневные часы нежелательно  т. к. в это время дети даже в пасмурную погоду получают ультрафиолетовое облучение. На прогулке получают ультрафиолетовое облучение. На прогулку важно правильно одеть и обуть ребенка, соответственно метеорологическим условиям, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт. При температуре ниже -15 градусов ребенок может гулять в утепленном комбинезоне лишь при высокой двигательной активности, а на обычной прогулке дети гуляют лишь в шубах, пехорах или достаточно теплых зимних пальто, причем время прогулки сокращается, учитывая индивидуальные особенности и самочувствие ребенка.

Летом вся жизнь детей должна быть перенесена на открытый воздух. Одежда на прогулке также изменяется в зависимости от погодных условий и времени дня: днем в жаркое время дети остаются только в трусах .

Наиболее эффект воздействия на организм ребенка имеет проводимая на открытом воздухе СВЕТО-ВОЗДУШНАЯ ВАННА. Общая свето-воздушная ванна должна проводиться ежедневно, но при неустойчивой погоде и значительных перепадах наружного воздуха время ее проведения должно сокращаться или проводят замену общей ванны на местную. В дождливые дни и при температуре воздуха на улице ниже 18 градусов воздушные ванны проводятся в помещении. Общие свето - воздушные ванны на открытом воздухе начинают в кружевной тени деревьев при температуре воздуха 19-20 градусов для старших и 20-21 градус для младших с 5-ти минут и постепенно доводят до 30-40 минут. При температуре воздуха выше 22 градусов дети могут принимать свето – воздушные ванны в течение всей прогулки.

Хорошим средством закаливания, а также укрепления и формирования свода стопы является ХОЖДЕНИЕМ БОСИКОМ, при том важно, что стопа является мощной рефлексогенной зоной. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту. Начинать следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2-3 минут и при более низких температурах воздуха (до +22 +20 ). Приучают детей ходить босиком и в помещении, продолжая это мероприятие и в холодный период года.

 Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре. В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребенка с взрослым. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять представления, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям, объединять детей в небольшие подгруппы, приучая действовать сообща, не мешая друг другу, воспитывать любовь и доброе отношение ко всему, что окружает. Для успешного осуществления этих задач в первую очередь следует продумать условия проведения прогулки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Правильная организация прогулки - одно из важных средств в оздоровлении детей"

Данный материал содержит информацию о правильной организации прогулки...

Правильная организация прогулки – одно из важных средств в оздоровлении детей.

Одним из основных факторов оздоровления детей на прогулке является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функ...

Правильная организация прогулки-одно из важных средств закаливания дошкольников

Правильная организация прогулки-одно из важных средств закаливания дошкольников...

Консультация для воспитателей «Правильная организация прогулки – одно из важных средств в оздоровлении детей»

Консультация для воспитателей «Правильная  организация прогулки – одно из важных  средств в оздоровлении детей»...

Семинар «Правильная организация прогулки - одно из важных средств в оздоровлении детей»

В материале раскрыта методика организации прогулки с детьми дошкольного возраста, её основные структурные элементы и их содержание....

Семинар «Правильная организация прогулки — одно из важных средств в оздоровлении детей!»

В содержании материала раскрыта структура прогулки, содержание каждого составляющего элемента и методические рекомендации к их проведению....