Консультация для родителей"Агрессия в раннем возрасте"
консультация (младшая группа)

Почти в каждой группе детского сада встречаеться хотя бы один ребёнок с признаками агрессии.Но агрессия -это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта,неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг него. Причины и виды могут быть разные.Какая же профилактика ,в первую очередь здоровый микроклимат в семье, большое внимание детям.Если ребёнок замкнутый необходимо с ним поговорить.В этой консультации вы найдёте ответы на все вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sentyabr_23.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей : «Агрессия в раннем возрасте».

Сегодня я хотела бы обратить ваше внимание на такую проблему как детская агрессия. Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом он становится источником огорчений воспитателя и родителей. Этого драчливого и грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Но агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Одной из серьезных проблем, с которой часто сталкиваются родители детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет, является детская агрессивность.

1. Агрессия — это намеренное причинение ущерба людям или предметам. Под ущербом понимается и физический ущерб, и отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д. Под агрессивностью понимаются свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии, а под агрессией - действия, направленные на причинение ущерба кому-либо или чему-либо.

К агрессивному поведению относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр., так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение иногда опасно для окружающих и самого ребенка, и потому требует грамотной коррекции специалистов (психологов, социальных педагогов).

2. Причинами агрессивного поведения детей могут быть :

- негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);

- терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т. е., поощрение такого поведения);

- суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);

- ограничение самостоятельности ребенка;

- авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;

- чрезмерно уступчивое поведение родителей;

-индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

При этом основную роль в формировании агрессивности детей играет поведение членов их семей.

3. Виды агрессивного поведения по форме проявления:

1. физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта

2. вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

3. Предметная агрессия – срывает свою агрессивность на окружающих предметах.

Так же агрессивность выражается прямо и косвенно:

прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта

косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки, и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу)

4. Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.

• Отказывается от коллективной игры.

• Не понимает чувств и переживаний других детей.

• Часто ругается со взрослыми.

• Создает конфликтные ситуации.

• Перекладывает вину на других.

• Суетлив.

• Не может адекватно оценить свое поведение.

• Имеет мускульное напряжение.

• Часто специально раздражает взрослых.

• Мало и беспокойно спит

Мы предлагаем определить степень агрессивности Вашего ребёнка.

Деятельность воспитателя по преодолению агрессии в поведении детей включает работу как с детьми, так и с их родителями.

Дополнительные рекомендации родителям

Агрессивное поведение ребенка чаще всего вызвано недостатками воспитания. Родители должны приучить себя внимательно следить за настроением малыша. В раннем возрасте дети не умеют обманывать и все их реакции на окружающие события будут правдивыми. Поэтому отец и мать будут знать, что вызывает в ребенке недовольство, обиду, раздражение и другие негативные эмоции. Это позволит предотвратить их появление в дальнейшем.

5. Профилактика детской агрессии включает в себя следующие меры:

• Здоровый микроклимат в семье.

• Выяснение отношений при ребенке недопустимо.

Внимание к ребенку. Он должен чувствовать себя нужным, даже если родители заняты другими делами.

• Развитие в ребенке чувства уверенности в себе. Нужно поощрять любую инициативу и не ругать его в случае ошибок.

• Недопустимы телесные наказания, унижения и оскорбления ребенка.

• С раннего детства нужно приучать малыша общаться с другими детьми, играть с ними в игры и делиться игрушками.

• Если ребенок чего-то боится, ведет себя замкнуто, нужно выяснить, что его тревожит.

• Малыш должен доверять родителям, поэтому нельзя отказывать ему, когда он хочет поделиться своими идеями или переживаниями.

• Ограничьте просмотр телевизора. Так как агрессивное состояние могут вызвать мультфильмы со злыми героями, игрушки, а также сказки-страшилки, фильмы ужасов. С детства учите справедливости, доброте и пониманию, при помощи добрых сказок и ролевых игр с позитивными персонажами.

Поведение ребенка зеркально отражает поведение его родителей, поэтому они должны следить за манерой своего общения. Взрослые не должны демонстрировать свое превосходство над детьми. Терпение, любовь и внимание помогут родителям в воспитании и предотвращении агрессивного поведения ребенка, однако, в любом случае появлении агрессии стоит проконсультироваться с психологом.

Работа с детьми, ведущими себя агрессивно, может осуществляться по четырем направлениям:

Первое направление - обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Например, совершенно нормальным в раннем возрасте является амбивалентное отношение к матери, т. е. сочетание агрессии (так как мать не дает всего, что хочется ребенку) с привязанностью. Кроме того, агрессия ребенка обычно усиливается в периоды возрастных кризисов (первого, второго и третьего года жизни)Агрессия - показатель того, что ребенок пытается отстоять свое «Я», поэтому абсолютный запрет на агрессию может стать фактором риска, а следствием – неспособность ребенка проявлять инициативу. Выходом из такой ситуации может стать обучение малышей прямому проговариванию своих чувств источнику гнева или перенос агрессии на другие неопасные объекты.

Второе направление - обучение детей приемам саморегуляции и самообладания. Применительно к раннему возрасту, это заключается в выборе занятий, в которых дети могли бы расслабиться и тем самым снять ведущее к агрессии напряжение. Снятию напряжения у агрессивных детей способствуют также рисование, лепка, музыка, массаж, игры с водой, песком, глиной, использование цвета и другие.

Третье, что следует делать при работе с агрессивными детьми, - развивать у них навыки общения с другими ребятами, учить их конструктивным способам общения друг с другом, правилам выхода из конфликтной ситуации. Взрослый может непосредственно показывать ребенку, как конструктивно общаться с другими детьми. Кроме того, помочь в формировании навыков общения может инсценировка взрослым различных конфликтных ситуаций между игрушками, в ходе чего детям не только показываются разные способы решения этих ситуаций, но при помощи вопросов и мягких указаний малыши сами обсуждают поступки героев, эмоционально переживают за них.

Четвертое направление - развитие позитивных качеств личности - осуществляется через совместное чтение детской литературы, обсуждение поступков литературных и мультипликационных персонажей, сопереживание им. В повседневной жизни взрослый обращает внимание ребенка на переживания других людей, стремится вызвать сочувствие к ним.

6. Работа психолога с родителями и воспитателями детей, ведущих себя агрессивно, заключается в информировании их о причинах агрессивного поведения и факторах его становления, а также в обучении взрослых эффективным способам реагирования на агрессивное поведение ребенка, таким, как:

- спокойная реакция на агрессивное поведение ребенка находящегося с ним взрослого, примерно такая: "это нехорошо, но ничего из ряда вон выходящего; постепенно ты научишься так не делать". Если взрослый реагирует бурно, ребенок

может вновь и вновь вести себя агрессивно только для того, чтобы вызвать эмоциональную реакцию взрослого.

- желательно стараться находиться рядом с ребенком, чтобы предотвратить агрессию, при первых ее признаках направить малыша по желаемому пути;

- отвлечь, дать другую игрушку, предложить ребенку топнуть ногой, изменить место игры и т. п. ;

- если ребенок все сделал правильно, то похвалить, обнять его, побыть рядом;

- в случае, когда ребенок бьет другого, незамедлительно увести его и отвлечь, занять чем-то другим;

- в ситуации, когда ребенок находится в возбужденном состоянии, ничего ему не говорить, а дождаться, пока малыш успокоится, и только тогда побеседовать с ним;

- в случае разрушительной агрессии кратко и однозначно выразить свое недовольство и предложить устранить разгром;

- в некоторых случаях использовать мягкое физическое манипулирование, т. е. спокойно взять ребенка на руки и унести с места конфликта,

- если ребенок отвечает на удар ударом, не надо его ругать за то, что он дерется, потому что это будет воспринято как несправедливость. Желательно объяснить, что вообще лучше договариваться, чем драться (имея в виду, что иногда нет другого выхода, кроме драки).

- учить ребенка давать сдачи в возрасте до трех лет не стоит, потому что он не способен понять, в каких ситуациях это надо делать, и может начать давать сдачи, когда его случайно толкнули или когда у него забирают чужую игрушку.

-Много забот взрослым приносят и случаи, когда дети кусают друг друга. При таком поведении малышей следует твердо сказать «нельзя!», оказать внимание «жертве», попросить посочувствовать обиженному ребенку, объяснить малышу, что нельзя кусаться, потому что жертва – живой человек и ей больно, а в дальнейшем выяснить причину «кусачества».

Иногда, особенно если ребенок тревожный, спокойно принять его агрессию, тем самым давая выход его гневу, и организовать место, где он может выражать агрессию (например, играя в буйные игры на диване, батуте или инсценируя агрессию в игре).

7. Альтернативные пути выражения агрессии.

1) Чувства можно выразить словами. Ребенок может просто сказать: мне это не нравится, я сержусь, я злюсь, я недоволен, мне неприятно, и т. п. Пока ребенок маленький, мама может проговорить его чувства за него: ты сердишься, потому что я не разрешаю тебе рисовать на обоях. Если ребенок подходит и бьет маму, можно сказать: не надо меня бить, я живая и мне больно; я понимаю, что ты сердишься, потому что я не разрешила тебе то-то и то-то, но бить меня не надо, лучше просто сказать, что ты сердишься. Я понимаю, что ты хочешь то-то и то-то, но делать это не надо, потому что. (объяснение); давай лучше делать то-то и то-то. При этом важно не запрещать хотеть ("как ты мог такое попросить!") и не отрицать желания ("на самом деле ты не хочешь то-то и то-то", потому что это дезориентирует ребенка, и он перестает понимать, чего он хочет. Важно проговорить чувства ребенка, его желания, и то, почему эти желания не надо воплощать (негативные последствия, которые будут, если ребенок сделает то, что хотел).

2)Агрессию можно выразить жестами - например, топнуть ногой.

3) Агрессия может быть выражена в игре. Можно бороться и возиться с теми, кто не против это делать с мамой, папой, друзьями или кем-то еще) там, где это безопасно - на диване и на батуте или играть в игры с элементами агрессии ("стрельба", "столкновение", инсценирование драки на игрушках).

В заключение хотелось бы сказать, дети — это наше отражение. Они копируют наше поведение, поэтому в первую очередь, начните воспитание с себя. Прививайте любовь к животным, например, объясните, что кошка и собака друг человека, и ни при каких обстоятельствах их нельзя обижать. Уделяйте больше времени своим детям, общайтесь, интересуйтесь его увлечениями, играйте вместе в коллективе других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Агрессия в дошкольном возрасте"

Цель: Познакомить родителей с видами агрессии и факторами, влияющими на нее. Методы и приемы, используемые в профилактике детской агрессии....

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста - Предметы домашнего окружения в роли игрушек.

Игра –это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами.В данной консультации рассказывается о том, как организоват...

Консультация для родителей и педагогов "Ранний возраст детей"

Материал может использоваться в рамках родительского собрания и как отдельная консультация для молодых педагогов....

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Консультация для родителей «Агрессия в раннем возрасте»

Агрессия - это намеренное причинение ущерба людям или предметам. Под ущербом понимается и физический ущерб, и отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д. Под агре...

Советы для родителей по адаптации ребенка в детском саду. Консультация для родителей речь детей раннего возраста

Советы и рекомендации для родителей по адаптации ребенка в детском саду. Речь ребенка в раннем возрасте. Игры для детей раннего возраста....