Консультация для родителей «Семья как первичный агент социализации дошкольника»
консультация
Для любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда он, отпустив мамину руку, входит в новый, неизведанный мир, населенный множеством пока еще чужих для него детей и взрослых — он поступает в ясли, детский сад или школу. Однако, на ранних этапах развития ребенок знакомится с окружающим его миром, развиваясь в семье. Семья помогает детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и социализация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley2.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Семья как первичный агент социализации дошкольника»
Для любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда он, отпустив мамину руку, входит в новый, неизведанный мир, населенный множеством пока еще чужих для него детей и взрослых — он поступает в ясли, детский сад или школу. Однако, на ранних этапах развития ребенок знакомится с окружающим его миром, развиваясь в семье. Семья помогает детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и социализация.
Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидуумом социального опыта.
Развитие человека начинается с момента зачатия и продолжается всю его дальнейшую жизнь. Развитие ребенка на раннем этапе жизни включает в себя следующие периоды детского возраста: пренатальный (от зачатия до рождения), неонатальный (первые 10 дней жизни), период новорожденности (первые 28 дней жизни), младенчество – ребенок первого года жизни, ранний возраст (2-3 года жизни). Г. Крейг выделил три сферы развитие ребенка: физическую, когнитивную и психосоциальную. Все сферы взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга.
Ранняя социализация охватывает ранние периоды жизни ребенка от рождения до поступления в школу. Она ускоряет психическое развитие малыша, что позволит ему легче адаптироваться к яслям и детскому саду; обеспечивает формирование и гармоничное развитие физической, когнитивной и психосоциальной сфер развития ребенка; оказывает влияние на его систему ценностей. Социализация детей раннего возраста осуществляется при помощи средств:
-способы вскармливания младенца и ухода за ним;
-приобретение бытовых и гигиенических навыков;
-элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки);
-общение;
-методы семейного воспитания;
-игра.
Агентами ранней социализации являются родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, няни, друзья семьи, сверстники.
Ранняя социализация осуществляются в семье, где складываются первые представления о мире, о добре и зле, где ребенок и осознает себя.
Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство.
Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика. Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.
Во всех обществах семья выполняла основные функции:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);
- воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества.
Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий.
Таким образом, мы видим, что выполнение семьей функций играет значимую роль в успешной социализации ребенка.
Исследования подтверждают, что в пренатальном периоде ребенок ведет активную психическую жизнь. Установлен и тот факт, что находясь в материнской утробе малыш различает голоса матери и отца и нуждается в общении с ними. До рождения ребенок и мать – одно целое, соединенное пуповиной. Ребенок живет в мире гармонии, где нет контрастов темноты и света, тепла и холода.
В момент рождения малыш попадает в мир контрастов – этот критический период является значимым для успешного выстраивания отношений во всей последующей жизни ребенка. Когда пуповина перерезана, новорожденный получает свободу, но физиологически теряет мать. Чтобы эта потеря была не слишком тяжелой, абсолютно необходимым является присутствие матери с первых минут жизни ребенка. Ощущение ее тела, запаха, тепла, голоса, биение ее сердца, которое доминировало еще в утробе над всеми звуками – все это облегчает приход в этот мир. Так познается мир и осуществляется ранняя социализация. Педиатры всего мира считают, что для того, чтобы ребенок рос крепким и здоровым ему необходимо материнское молоко, так же как ласка и любовь. В процессе кормления грудью происходит тот заветный контакт «кожа к коже», контакт матери и дитя. Даже если по медицинским показаниям мама не может кормить ребенка грудным молоком, а кормит его из бутылочки – ребенка следует держать на руках, возле груди, таким образом, обеспечивая контакт «кожа к коже». Неотъемлемой частью кормления должно быть общение с малышом (пение песен, ласковые слова, прикосновения).
Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, эмоциональной холодности – все это может способствовать формированию у ребенка недоверия и враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Если человек в детстве не научился доверять, ему трудно создать близкие отношения с людьми.
Приобретенные в семье навыки общения не ограничивается стенами дома. Ежедневно родители совершают прогулки с детьми, которые способствуют не только укреплению физического здоровья, но и являются важным моментом в социализации малыша. Во время прогулки, на детской площадке, в песочнице ребенок знакомится с другими детьми. Таким образом они привыкают к коллективу сверстников. Общаясь с незнакомыми детьми, малыш готовится к дальнейшей жизни в обществе.
В семье ребенок приобретает навыки личной гигиены, приобщается к режиму дня и дисциплине.
Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он открыт всему новому, а именно в период младенчества.
Детско-родительские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.
Развиваясь в семье, ребенок копирует модели поведения взрослых членов семьи.
Воспитываясь в семье малыш знакомится с первой книжкой и сказкой, узнают о добре и зле.
Семья является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов, в руководстве социальным поведением, а также в передаче ценностей и норм, установленных в обществе.
Социализация на ранних этапах развития осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.
Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации в семье во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как период раннего возраста является решающим для формирования полноценной личности. У ребенка в данный период происходит накопление элементов системы ценностных ориентаций в сфере общественных отношений, характеризуемое выделением личных ценностей, их эмоциональным освоением, закреплением в деятельности, постепенно находящее адекватно мотивированное выражение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Семья и духовно-нравственное воспитание дошкольников."
Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли». При этом он указал на молодое, но пустившее глубоко корни, паль...
Консультация для родителей «Семья и развитие познавательной активности дошкольников»
Консультация для родителей «Семья и развитие познавательной активности дошкольников»...
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Детская субкультура как механизм социализации дошкольников
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙДетская субкультура как механизм социализации дошкольников...
Консультация для родителей «Семья в формировании физической культуры дошкольников»
Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, сильными, крепкими. Однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что...
Консультация для родителей "Роль эстетического воспитания в социализации дошкольников"
Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышле...
Консультация для родителей «Семья в формировании физической культуры дошкольников»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Семья и формирование физической культуры дошкольников"
Абсолютно все папы и мамы хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, полными сил и жизненной энергии, смогли достойно реализовать свои и, что немаловажно, родительские нужды и чаяния....