Газета для родителей "Развивайка". Выпуск №7
статья
Родители почерпнут для себя интересную информацию по взаимодействию с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazeta_dlya_roditeley_no7.docx | 1018.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Газета для родителей
«Развивайка»
Выпуск № 7
Составитель: педагог-психолог Соколова Л. В.
Читайте в номере:
«Какие мы мамы?»………….……….……………………………стр.2
«Как правильно хвалить ребенка»……………………………….…стр.5
«Влияние выбора имени на судьбу ребенка»…………………….….стр.7
«Как сделать утро ребенка добрым?».......................................................стр.9
«Семейные игры на природе и дома»……………………………….стр.11
Какие?.. Какие?.. Когда-нибудь Вас хоть на миг занимал ли этот вопрос или нет? Наверное, не было свободного времени. Да и вопрос слишком странный, звучит непонятно. А ведь недаром врачи говорят, что ребенку из всех витаминов важнее всего получить витамин «М», где «М» — сокращенное — мама.
И все-таки витамин «М» для детей не всегда идентичен. В нем разный состав.
Какие мы мамы? Совсем не обычные, совсем не похожие, а разные, разные... Поэтому детям живется по-разному с различными мамами. Но даже различные мамы имеют параметры сходства своих отношений с детьми.
Сейчас, в настоящее время, психологи уже выделяют четыре варианта мам с разными стилями поведения. Из них оптимальный вариант — вариант Спокойной, уравновешенной мамы. Спокойная, уравновешенная мама может служить своеобразным эталоном материнства. Она как часовой на боевом посту. Всегда все знает о своем ребенке и вовремя придет ему на помощь. Причем так чутко и заботливо, с такой быстротой раскрутит весь клубок проблем ребенка, что многие из близких родственников еще даже не успеют догадаться о том, что этот клубок был. Но самым важным для ребенка является то, что ребенок растет и даже «расцветает» в атмосфере благожелательности и доброты.
В противовес Спокойной маме другой тип — тип Тревожной мамы. Ей постоянно что-то кажется, ей постоянно что-то мнится. И это «мнящееся», «кажущееся» касается ее ребенка, его здоровья, над которым все время будто бы висит угроза, даже тогда, когда такой угрозы нет. Короче говоря, тревожность мамы подобна яду, отравляющему , жизнь семьи.
Есть что-то общее между Тревожной и Тоскливой мамами. И та, и эта вечно недовольны, напряжены, им многое не так. Но если первую обуревают думы лишь о будущем ребенка, вторая только думает о будущем своем. И беспокойна и нервозна от того, что видит в малыше обузу, возникшую невольно на пути. Ребенку, у которого такая мать, бесспорно, уже с самого рождения не повезло.
И наконец, четвертый... — тип Уверенной и Властной мамы. Такая мама очень твердо знает, что ей необходимо от ребенка, ни на йоту не желая отходить от планов, которые наметила, наверно, еще до рождения ребенка на всю его сознательную жизнь. Такая мама, словно аллигатор, поглощает неповторимость своего ребенка. И он навряд ли сможет хоть когда-нибудь, общаясь с нею, решиться отстоять свою индивидуальность.
Помимо вышеперечисленных психологических вариантов типов матерей, свои варианты типов предлагают также медики. Среди этих вариантов наибольший интерес, пожалуй, представляют типы мам, общение с которыми обычно отражается на состоянии здоровья их детей, ввиду того, что воспитательные меры, применяемые ими как пусковые механизмы для развития неврозов и различных невротических реакций.
Так кто же эти мамы?
«Царевна Несмеяна». Пожалуй, главной установкой такой мамы является задача — не избаловать ребенка. И это больше всего ее беспокоит. Уже с пеленок «Несмеяна» воспитывает своего ребенка лишь нотациями, выискивая в нем сплошные недостатки. Вся жизнь ребенка с такой матерью это одни «нельзя», «не надо», «перестань». Она всегда принципиально и бездушно правильна. Ее лицо ребенок никогда не видит в освещении улыбки. И в этой атмосфере «правильности» и «суровости» он постепенно начинает чахнуть.
«Снежная Королева». По-королевски непреклонна, недоступна. Всех держит от себя на расстоянии. И даже при общении с ребенком соблюдает определенную дистанцию. Ее удел — повелевать и править. Она не знает, что такое близость, теплота. Невольно кажется, что вместо сердца у нее кусочек льда — так холодно она относится к ребенку. И он обычно «замерзает» рядом с ней.
«Спящая красавица». Всю жизнь она продолжает ждать так и не встретившегося ей принца. Как правило, отец ее ребенка — совсем не он. Поэтому такая мать живет в плену своих фантазий, надежд, грез наяву, не «замечая» рядом своего ребенка, его потребностей, желаний и любви. Он просто для нее — живая кукла, забавная и милая игрушка, которая внезапно может надоесть.
«Унтер Пришибеев». Сравнима только с генералом в юбке. Ребенок для нее солдатик, живущий по одним приказам. Неподчинение — ремень. В семье царит лишь дух казарменности, жестокости или бездушия.
«Наседка». Ребенок у нее на привязи, коротком толстом поводке. Не может сам, самостоятельно, решиться сделать даже шаг. Мать этот шаг сама предвидит, чтобы пройти с ним рядом, в ногу, убрав все «камни» на пути.
Пожалуй, перечень различных типов мам мы можем продолжить до бесконечности. Но главные из этих типов перечислены. И мы уверены, что некоторые из них невольно Вам напомнили себя. Поэтому задумайтесь хоть на минутку: какая все-таки Вы мама для ребенка? И так ли хорошо на самом деле ему живется рядом с Вами? Подумайте, что можно изменить.
Какая мама нужна ребенку?
Представьте себе — идеальная. А идеальная — это значит самая, самая... Самая добрая, самая красивая, самая нежная, самая справедливая, словом — самая лучшая. И ребенок для нее тоже должен быть самым, самым...
Самым добрым, самым красивым, самым нежным, самым любимым...
Да, да, главное — самым любимым.
Как правильно хвалить ребенка?
Хвалить ребенка необходимо! Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, родители должны иметь ввиду, что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться не только в конце, но быть и в начале действия.
Однако, каждый родитель должен ежедневно и ежечасно самостоятельно решать одну и ту же задачу: за что похвалить ребенка, какие стороны его поведения или, может быть, что из результатов сделанного ребенком (рисунок, лепка, спетая песенка и т. п.) могли бы дать повод к положительной оценке личности ребенка.
"Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!" - резонно советует в книге "Нестандартный ребенок" психиатр и психотерапевт В. Леви. Главное, что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности.
Теперь о том, как хвалить НЕ следует:
1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося "гения".
2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого несправедливо хвалят. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции.
3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших.
4. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него слишком большое самомнение и необъективно завышенную самооценку, ожидания.
Вообще, чрезмерная похвала родителей воспитывает в ребенке истероидные черты характера в виде чрезмерной потребности в восторженном, восхищенном признании его личности. Психологи считают, что оценка ребенком своей личности складывается из двух моментов: из того, что мы говорим детям, и из того, что ребенок сам, на основании наших слов, заключает о себе.
Принимая на вооружение рекомендацию - хвалить поступок и только поступок, - необходимо учитывать при этом возраст детей. Ученые-психологи, безусловно, правы, что оценка складывается из двух указанных компонентов. Однако для того чтобы ребенок смог на основании оценки взрослого самостоятельно оценить себя, он должен, по крайней мере однажды, на опыте столкнуться с позитивной оценкой своей личности (хотя бы для того, чтобы у него была возможность сказать себе: "А я молодец!"). Дошкольное детство - время, когда позитивные оценки личности в целом педагогически оправданны.
Влияние выбора имени на судьбу ребенка
Судьба ребенка, его будущее начинает твориться еще до его рождения. Слишком многое зависит от родителей и ближайшего окружения, от среды обитания, и, конечно же, от генетики.
Как известно происхождение имени человека имеет различные корни, однако так или иначе, выбор имени ложится на плечи родителей и несет за собой скрытое влияние на судьбу ребенка, будущее человека.
Естественно, не только выбор имени для ребенка влияет на судьбу человека, но и другие факторы: детско-родительские отношения, стиль воспитания, окружение и др. Но имя, выбранное ребенку родителями (др. людьми) имеет немалый вес в его будущей судьбе.
Можно, конечно, сказать, что одно и тоже имя носят разные люди: неудачники и победители, счастливые и несчастные, больные и здоровые, однако суть не в магии имени (психология – наука), а в родительской ассоциации выбираемого имени ребенку с конкретным человеком, героем, персонажем из жизни, литературы, кино и пр., его судьбой.
Будущее ребенка, его судьба, в большей степени зависит от родителей, и выбор имени играет, как бы, косвенную роль в его судьбе, но это не так, роль имени как раз прямая, хоть и скрытая.
Выбирая имя своему ребенку, родитель, как правило, осознанно или бессознательно, ассоциирует его с каким-либо человеком: из прошлого или настоящего, из произведений искусства, былин, притч и т.д., и не задумывается о судьбе того человека и влияния этих ассоциаций на будущее своего ребенка.
В наше время стало модно выбирать имя своему ребенку из календарей именин, церковных святых, из имен родственников, часто предков.
У родителей, даже если они этого не осознают, имеются собственные отношения, связи с конкретным человеком и его именем.
Например, выбрав ребенку имя, скажем деда или прадеда, родитель ассоциирует качества, достижения, успехи этого человека с его именем, и неосознанно будет ждать и желать повторения судьбы, но, в это же время, родитель не думает об дедовских плохих качествах и неудачах.
Если дед был хорошим человеком, воевал (брал Берлин), был на хорошем счету в обществе, то бессознательно от ребенка с этим же именем будут ждать положительных качеств. Однако здесь таятся опасности выбираемого имени, которые скрыты в судьбе деда.
Например, он при всех своих достижениях, и видимой порядочности, был тираном в семье, или погиб во славе на войне. Следовательно, по бессознательным каналам детско-родительского общения у ребенка, носителя имени деда, будет программироваться и нежелательная судьба деда.
Конечно же, точной копии судьбы не будет, но тем не менее…
Важно, выбирая имя своему ребенку тщательно взвесить все за и против; узнать происхождение имени, его носителей в прошлом и настоящем, их судеб, и только потом принимать столь ответственное решение.
Ведь имя ребенка будет сопровождать его всю жизнь, влиять и строить его судьбу с самого рождения.
И, конечно же, лучше осознанно ассоциировать выбираемые имена с реальными людьми и их судьбами.
Не рекомендуется называть ребенка в честь матери или отца.
Помните, что не только имя играет существенную роль в судьбе человека, влияет на нее, но и другие факторы указанные выше, поэтому не стоит надеяться, на то, что скопированное имя какого-либо удачливого человека скопирует и его судьбу.
Не забывайте, что ассоциации зачастую проявляются бессознательно.
Как сделать утро ребенка добрым?
Как же бывает трудно по утрам разбудить и собрать ребенка в детский садик или ясельки. Он так сладко спит, а мы вытаскиваем его из сна, запихиваем еще сонное тельце в одежду, сильно подгоняем, раздражаемся. В некоторых семьях редкое утро обходится без детских воплей - и родители раздражены, и ребенок совсем несчастен. И вдобавок все это дает негативный заряд на целый день.
Можно ли минимизировать последствия раннего пробуждения? Можно ли сделать его, если не приятным, то, по крайней мере, терпимым? Конечно да! Не только можно но и нужно, и, кстати, это не так уж и сложно. Задумайтесь, как вы укладываете ребенка спать? Ведь вы настраиваете его на сон. Все ваше поведение, интонации, то о чем вы с ним говорите, как к нему прикасаетесь – все направлено на постепенное снижение активности и усыпление. Мы навеваем сон ребенку.
Так же и утром. Не вытаскивайте его из сна, не прогоняйте сон. А потихонечку развейте сон, как утренний туман. Сначала войдите к нему в комнату, подвигайтесь, дайте ему почувствовать сквозь сон ваше присутствие. Только потом приблизьтесь, прикоснитесь. Сначала очень осторожно, бережно. Помните - детское тельце очень чувствительно к прикосновениям. Постепенно наращивайте интенсивность прикосновений. От ласковых поглаживаний, можете перейти к массажу ручек и ножек. Дайте ребенку потянуться, поворочаться, еще немного полежать с закрытыми глазами.
Когда же он, наконец, откроет глаза, постарайтесь, чтобы в поле зрения ему попалось что-то ярко-желтое – мягкая игрушка, мячик или занавеска. Ярко-желтый цвет способствует нашему пробуждению, очень тонизирует и повышает активность.
Найдите для ребенка повод проснуться. Действительно, зачем ему вставать рано?
Мама опаздывает, нужно в детский сад, дела. Все это незначительно для ребенка. Он не хочет ради этого покидать пространство сна. Но, возможно, на кухне его ожидает какой-нибудь сюрприз? Может быть, вы расскажете ему продолжение вчерашней сказки, а, может, его любимая игрушка уже требует завтрака? Дайте понять, что проснуться ребенку не просто надо - а это приятно, это выгодно.
Если ребенок собирается сам, очень часто мы не поддерживаем его самостоятельности тем, что не обращаем внимания. Ребенок сам ест, сам одевается. Мы можем поправить прическу или помыть посуду. В этом случае оказывается, что тот ребенок, который капризничает, тянет время, как раз обеспечивает себя полноценным влиянием мамы. Даже если ребенок проявляет чудеса героизма, поощряйте, будьте рядом в этот момент, восхищайтесь, хвалите – ведь все это он делает для вас. Ему самому никуда не надо идти, он бы остался дома.
Если вам необходимо завершить какие-то утренние дела, привлекайте ребенка к их выполнению. Попросите его подать полотенце, крем для обуви. В этом возрасте дети еще обожают нам помогать. Сделайте для него выгодным быстрые сборы. Вы можете побыть чуть больше вместе. Или как-то разнообразьте дорогу до детского садика. Если получилось так, как вы хотели, еще раз поблагодарите его. Помните - ваше утреннее настроение является залогом того, как пройдет весь ваш день и день вашего ребенка. Постарайтесь сделать это утро добрым!
Семейные игры на природе и дома
Один из лучших методов обучения ребенка нужным социальным навыкам – это, конечно, игра. Малышу пригодится в будущей жизни и умение проигрывать, и ожидание своей очереди, и терпение следовать правилам.
Игры с детьми дома
Организовать досуг детям в домашних стенах очень просто. Для этого нужно желание родителей, немножко фантазии или лучшие настольные игры.
На коробках производители всегда указывают возраст, для которого предназначена игра. Но даже если игра для малыша очень сложная, не переживайте. Ребенок найдет ей применение. Ведь есть варианты использовать элементы игры в других целях, разглядывать картинки, бросать кубики и перемещать фишки по своему усмотрению. Главное – смотрите, что малыш не проглотил деталь. А с малышами, перешагнувшими трехлетний возраст, можно поиграть в следующие игры:
- Пес в мешке. Набросать в коробку или мешок вырезанных из, например, картона зверей (птичек, фрукты, машинки и пр.), завязать глаза шарфом игрокам. Ребенок должен опознать фигуру с закрытыми глазами, а потом нарисовать ее на доске (бумаге).
- Картишки. Игра на тренировку памяти. Вырезать двенадцать пар изображений. Ребенок должен найти из перемешанных карточек два абсолютно одинаковых изображения. Второй вариант: ребенок должен запомнить, как именно лежали карточки, а потом (после того, как мама их перевернет) найти одну – загаданную.
- Путешествие в сказку. Игра, позволяющая отправить детей в чудесную страну сказок. Дети швыряют кубик и совершают ходы по волшебной карте, заранее нарисованной родителями. В процессе игры они натыкаются на различные интересные задания. Например, назвать несколько красных фруктов, выразительно рассказать стишок, отыскать клад в комнате и пр. Данная игра и подвижная, и, одновременно, развивающая логику и память.
Во что играть с малышами на природе?
Лесной пикник, отдых на даче или у речки – это дополнительная возможность провести несколько веселых часов со своими детьми. Запаситесь призами и вместо банального поедания шашлыка устройте праздник своим малышам – игры на природе запомнятся ими на всю жизнь.
- Ищем клад! Родители заранее прячут в лесу (на пляже, в огороде) купленный сюрприз. Это может быть конфета, мыльные пузыри или кочан капусты. По пути к кладу развешиваются подсказки с интересными и веселыми заданиями. Если малышей двое, то приз должен делиться на двоих.
- Строим шалаш. Эта игра придется по нраву ребенку любого возраста. Задача родителей – проследить, чтобы на месте строительства не было муравейника и прочих опасностей. А в построенном шалаше можно устроить пикник или переждать дождик.
- Тишина в студии! На лесной тропинке разложить камушки (общее расстояние – не более десяти метров). Дети должны пройти по очереди по тропинке максимально тихо – чтобы ни шишка, ни веточка не хрустнули.
- Подарки лесовичка. Такая игровая прогулка в лесу принесет немало положительных эмоций и новых знаний ребенку. Вы можете собирать лекарственные травки, ягоды или грибы. Делать гербарии и наблюдать за жизнью насекомых. Для такой экскурсии нужны определенные знания, и если вы ими не обладаете, лучше заранее покопаться в справочниках.
А если вы решили устроить семейный пикничок на пляже, то не забудьте о конкурсе песчаных скульптур. Дети его обожают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Газета группы "Радуга" Выпуск №1
Наше первое издательское творение - групповая газета "Радуга"!...
Ежемесячная газета "Весёлые лисята" Выпуск 1
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9029903","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9029910","at...
Ежемесячная газета "Весёлые лисята" Выпуск 2
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9030033","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9030043","at...
газета для родителей выпуск 1
Логопедическая газета для родителей старшей группы выпуск 1. ТЕМА НОМЕРА« Речь на кончиках пальцев»...
У нас в гостях газета"Непоседа" Февральский выпуск
Газета для родителей к Дню защитника отечества....
Газета "Здоровый дошкольник" выпуск №3 "С Рождеством Христовым!"
Великий и светлый праздник Рождества – любимый праздник в христианском мире. Его ждут все: дети и взрослые. Но, к сожалению, не все правильно понимают е...
Газета "Здоровый дошкольник" выпуск №4 "Пасха"
Приближается самый Великий православный праздник Пасха — Светлое Христово Воскресение! Даже не соблюдающие пост и церковные каноны семьи в этот день накрывают пр...