Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду»
консультация (младшая группа)
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни. Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребенка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведению ребенка, постоянный контакт со сверстниками, незнакомое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию и обрушиваются на него одновременно. Капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни - с такими трудностями сталкиваются родители малыша в связи с тем, что он переходит из семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенку необходимо адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Адаптация детей 2-3 лет в детском саду»
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни. Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребенка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведению ребенка, постоянный контакт со сверстниками, незнакомое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию и обрушиваются на него одновременно. Капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни - с такими трудностями сталкиваются родители малыша в связи с тем, что он переходит из семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенку необходимо адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.
Характер и длительность адаптационного периода зависит от следующих факторов:
• Возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту, они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения разных условиях.
• Состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
• Индивидуальных особенностей детей. Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней и поведение ребенка меняется: аппетит и сон восстанавливается, ребенок с интересом следит за игрой сверстников. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны, выполняют требования взрослых. Однако в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, отказываются от игр.
• Условия жизни в семье. Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых. Чтобы уменьшить стресс ребенка при поступлении в дошкольное учреждение, родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения детского сада. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму детского сада.
В первые дни не следует оставлять малыша в группе больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления (акцентируя внимание на положительных моментах). Стоит чаще брать ребенка на руки, обнимать, гладить, ребенку не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашен, они помогут успокоить малыша.
Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день. Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально.
Выделяют 3 фазы адаптационного периода:
1. Легкая. Длится от 1 до 16 дней.
2. Средняя. Длится от 16 до 32 дней.
3. Тяжелая. Может длиться до 64 дней.
Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду.
Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. Устраните их — слезы исчезнут.
1. Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
- наличие у ребенка своеобразных привычек,
- не сформированы культурно-гигиенические навыки;
- он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
- режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.
2. Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.
3. Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
4. Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
5. Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.
Как облегчить период привыкания к детскому саду?
1. Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений. Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.
2. Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.
3. Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.
4. Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
5. Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, какие новые игры будут сегодня в детском саду или соскучилась любимая игрушка и т. д.
6. Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
7. Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к садику:
1. Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детским садом: «Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
2. Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.
3. Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким образом, можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.
Детский сад – это место со своими правилами, порядками и огромным количеством малышей. Здесь невозможно заранее предугадать реакцию малыша на все происходящее, потому период адаптации длится у всех по-разному. Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, отсутствие заболеваний, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.
В социализации помогают воспитатели, но без участия родителей облегчить жизнь ребенка вряд ли получится. Родителям следует прислушиваться к советам и рекомендациям педагогов, медицинских работников, педагога- психолога и тогда детский сад превратиться для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир.
Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как можно более безболезненно. Для этого Вам необходимо психологически готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.
Что же для этого нужно?
1. Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.
2. Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!
3. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, необходимо заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
4. Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.
5. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде.
6. Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты - в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!
Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду.
Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду. Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
Поиграйте со своими детишками в такие игры:
«Сочиняем сказку»
Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой».
«Хорошо-плохо»
Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе - он хлопает в ладоши, при отрицательном -грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».
Варианты вопросов:
играть с игрушками в детском саду;
плакать утром;
дружить с другими детками;
стесняться попроситься в туалет;
самостоятельно кушать суп;
мешать деткам спать во время дневного сна;
делать утром зарядку и т. д.
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезне...
Консультация для родителей "Адаптация детей 2-3 лет в детском саду" Как облегчить ребёнку привыкание в детском саду"
Консультация для родителей "Адаптация детей 2-3 лет в детском саду" "Как облегчить ребёнку привыкание в детском саду"...
Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...
Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду.
Адаптация ребенка к детскому саду может пройти совсем незаметно, а может стать трудным и изнуряющим периодом для малыша и его мамы с папой. Как сдалать так, чтобы ребенок легко влился в коллектив и ст...
Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду .
Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду».Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему р...
Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду
Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду...
Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...