"ЧТО ТАКОЕ МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ПО МОНТЕССОРИ?"
статья (младшая группа)

Федорова Татьяна Леонидовна

Статья посвящена методике раннего развития Марии Мантессори. Раскрываются некоторые особенности работы по методите. Описывается значение дидактических материалов. Рассматриваются плюсы и минусы методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ПО МОНТЕССОРИ?

       Все родители мечтают, чтобы их ребёнок стал успешным и уверенным в себе человеком. Но мечтать недостаточно, нужно самим позаботиться об этом. В этом родителям поможет самая популярная и проверенная временем методика Марии Монтессори, с помощью которой можно вырастить творческую, гармоничную и свободную  личность. Методика привлекательна тем, что все полезные игрушки легко сделать самим из подручных средств.                

        Термин «раннее развитие» прочно вошел в нашу жизнь. Что же такое « раннее развитие»? Когда говорят о « раннем развитии» подразумевают интенсивное развитие способностей ребёнка в возрасте от 0 до 3-4 лет. Учёные выяснили, что развитие клеток головного мозга к трём годам завершается на 70%, а к шести-семи годам – 90%, становится понятно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врождённый потенциал ребёнка. После рождения детский организм начинает активно развиваться : развивается зрение, слух, обоняние, вкус, осязания- для приспособления к новым условиям. Получение информации для ребёнка является необходимостью. Его мозг всё время работает, учится сравнивать и делать выводы, выдерживает нагрузки, которые несравнимы со взрослыми нагрузками. Методика раннего развития существует как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой задачей. Таким образом, раннее развитие это:

- физическая активность ребёнка

- специально созданная развивающая среда

- разнообразные игрушки : тактильные, звуковые, зрительные

- постоянные беседы, прогулки , рисование, чтение книг, музыка, экскурсии

- совместное творчество ребёнка и взрослого

- дать ребёнку возможность сделать самому

В основе подхода Марии Мантессори — постулат:

«Помоги мне это сделать самому!».

Педагог видела в каждом малыше личность — уникальную, жаждущую познания и самостоятельности. Ребенок знает, что ему нужно в данный момент. Задача взрослых — направить его, создать условия для обучения, предоставить ассортимент дидактического материала. Дитя само выберет, с чем ему играть и в каком направлении развиваться — взрослым остается не вмешиваться и наблюдать.

       Монтессори-материалы привлекательны. Ребёнок легко постигает законы мира, стремиться сам разобраться во всём. Взрослый помогает ребёнку делать выводы и совершать свои открытия, а не преподносить всё в готовом виде. Так как пособий очень много, то они систематизированы по зонам развития.

      Монтессори-среда эффективна при правильной организации пространства для занятий. Оно должно быть просторным, светлым, уютным и тихим. Мебель должна соответствовать росту деток — для свободного доступа к материалам, игрушкам.

Важную роль отводят зонированию помещения — выделяют 5 зон:

1.   Сенсорная. Здесь развивают обоняние, осязание, слух и зрение. Ребята учатся различать и объединять предметы по разным признакам;

2. Математическая. Здесь развивают логическое мышление, учат выполнять математические действия. Ребята осваивают понятие количества, его связь с символами;

  1. Языковая. Здесь ребята учатся читать и писать;

4.  «Космическая». Природные явления, окружающий мир, культура, история — обо всем этом ребята узнают в этой зоне;

5.Практическая. Тут дети получают навыки самообслуживания, ухода за собой.

Ребята сами решают, в какой зоне они хотят находиться в данный момент. Продолжительность занятий, материал, темп обучения — все это выбирают они сами. Задача взрослого — стимулировать интерес к занятию и  направлять ребёнка.

Большое значение  для создания развивающей среды имеют дидактические материалы и пособия. Для чего нужны эти материалы? Любой дидактический материал имеет две цели: прямую и косвенную. Ребёнок ставит перед собой  прямую цель, играет цилиндрами. Косвенную цель ставит воспитатель: когда ребёнок собирает эти цилиндры, у него развивается восприятие цвета, развивается координация движений, концентрируется внимание, идёт подготовка к изучению математики.

    Система Марии Мантессори включает в себя много дидактических пособий, по которым учится ребёнок. В 90% времени занятий ребята учатся по материалам — развивающим игрушкам, предметам быта. Их отличие от других игрушек — натуральные материалы: дерево, мех, ткани разных текстур.

Шнуровки, застежки, рамки-вкладыши, кубики, пирамидки, магнитная рыбалка, музыкальные инструменты, пазлы, сортеры, дощечки с цилиндрами, игры для тренировки мелкой моторики — разнообразие деревянных пособий детских по системе Монтессори огромно. Их расставляют согласно тематической зоне.

Пособия играют важную роль — обучение проходит в форме игры. У ребят это ведущий тип деятельности, им интересно — эффективность занятий возрастает.

       Раннее развитие имеет много преимуществ.

  • ребята учатся ответственности. В будущем сами выявляют и исправляют ошибки;
  • малыши самостоятельны. С раннего возраста учатся навыкам самообслуживания — одеваться, умываться, чистить зубы, убирать за собой;
  • организуют свое время — досуг, учебу, играют сами. В будущем управляют временем;
  • успешно социализируются — адаптируются в любом коллективе, принимают и соблюдают правила. Перенимают и передают полученный опыт, помогают другим;
  • развивают инициативность — стремятся к обучению, интересуются новым, задают вопросы, ищут ответы и варианты решений.

Основной целью системы воспитания Марии Монтессори — формирование свободной целостной личности. Свободный человек знает свои границы и уважает границы других людей.

Правила общения по методу Монтессори для детей

Они пригодятся ребятам и во взрослой жизни.

  1. Не мешай, если человек занят;
  2. Помоги младшему;
  3. Учитывай интересы других при выборе зоны для игры или учебы;
  4. Веди себя тихо — не мешай другим ребятам;
  5. Убирай за собой игрушки, пособия, вытирай поверхность после лепки, рисования;
  6. Игрушка занята — подожди своей очереди.

       Монтессори-материалы привлекательны. Ребёнок легко постигает законы мира, стремиться сам разобраться во всём. Взрослый помогает ребёнку делать выводы и совершать свои открытия, а не преподносить всё в готовом виде. Сама Мария Мантессори называла свою педагогическую систему развития ребёнка в дидактически подготовленной среде. По мнению Мантессори, у ребёнка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Обучать это значит создавать развивающую среду, не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать. Дать возможность ребёнку самообучаться и саморазвиваться.

Кому не подойдет система образования Монтессори

Есть 2 мнения по этому поводу.

Первое — методика подходит всем детишкам, но не всем родителям. Например, авторитарные мамы и папы не дадут малышу много свободы. Узнали в истории себя? Пересмотрите свое отношение к воспитанию и взаимодействию с чадом: авторитарность подавляет маленького человека. Вам легче подстроиться, чем дитю.

Второе мнение — система Монтессори подходит не всем детям. И это так. Задумайтесь об альтернативных способах развития, если ваш ребенок:

  1. Творческая личность. У чада развито воображение, он выдумывает истории, фантазирует? На занятиях ему будет скучно. Попробуйте заниматься по методу Монтессори в домашних условиях: чередуйте игры, комбинируйте их, придумывайте свои вариации;
  2. Некоммуникабельный. Замкнутый, неуверенный в себе малыш может еще больше закрыться в себе. Ведь по методу Монтессори ребята занимаются самостоятельно, что не способствует развитию общительности. А маленький интроверт и вовсе станет букой;
  3. Непоседливый и неугомонный. Беспокойные, активные и неусидчивые малыши могут «не вписаться» в размеренную, тихую атмосферу класса. Ваш непоседа не сможет выполнить правило не мешать другим. Попробуйте внедрить метод Монтессори в домашних условиях. Вам будет проще подловить момент, когда чадо будет готово позаниматься;
  4. Имеет диагноз РАС, аутизм. Занимайтесь с осторожностью. В ходе занятий замкнутость и отстраненность могут усилиться. А вот заниматься по методу Монтессори в домашних условиях будет полезно: игры и упражнения требуют усидчивости, которых таким малышам не отнимать;
  5. Пропущен сенситивный период. Это ваш случай? Будьте готовы к бесполезности обучения по методу Монтессори. Попробовать можно. Уделите внимание личности педагога: он должен быть пассивным, координировать работу малыша и не вмешиваться в процесс.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сергей и Екатерина Железновы. Методика раннего развития»

Работая с детьми младшего возраста перебрала очень много методик по развитию и воспитанию детей.Нечаянно столкнулась с замечательной методикой раннего развития (Железновы). Хочу поделиться с вам...

Методики раннего развития: обзор методов Монтессори, Домана, Лупан.

Раннее развитие детей сегодня достаточно модное увлечение родителей, малышей пытаются научить «читать раньше, чем ходить», осваивать несколько иностранных языков, не зная еще толком и родного, плавать...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ: ЧТО ВЫБРАТЬ.

Практически сразу после рождения ребенка многие родители подбирают ту или иную методику развития для него. Мы подготовили обзор некоторых современных методик развития, который поможет вам с выбором.Пр...

Методика раннего развития М. Монтессори

19 заповедей Марии Монтессори для родителей, которые нужно перечитывать хотя бы раз в год....

МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ

Ключевые слова: Ранее развитие,В статье представлен анализ методик раннего детского развитияКлючевые слова: раннее развитие, Доман, Шичида, Монтессори, Сеген, Кюизенер, Дьешен...

Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"

Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....

Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)

Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...