"ЧТО ТАКОЕ МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ПО МОНТЕССОРИ?"
статья (младшая группа)
Статья посвящена методике раннего развития Марии Мантессори. Раскрываются некоторые особенности работы по методите. Описывается значение дидактических материалов. Рассматриваются плюсы и минусы методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ПО МОНТЕССОРИ?
Все родители мечтают, чтобы их ребёнок стал успешным и уверенным в себе человеком. Но мечтать недостаточно, нужно самим позаботиться об этом. В этом родителям поможет самая популярная и проверенная временем методика Марии Монтессори, с помощью которой можно вырастить творческую, гармоничную и свободную личность. Методика привлекательна тем, что все полезные игрушки легко сделать самим из подручных средств.
Термин «раннее развитие» прочно вошел в нашу жизнь. Что же такое « раннее развитие»? Когда говорят о « раннем развитии» подразумевают интенсивное развитие способностей ребёнка в возрасте от 0 до 3-4 лет. Учёные выяснили, что развитие клеток головного мозга к трём годам завершается на 70%, а к шести-семи годам – 90%, становится понятно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врождённый потенциал ребёнка. После рождения детский организм начинает активно развиваться : развивается зрение, слух, обоняние, вкус, осязания- для приспособления к новым условиям. Получение информации для ребёнка является необходимостью. Его мозг всё время работает, учится сравнивать и делать выводы, выдерживает нагрузки, которые несравнимы со взрослыми нагрузками. Методика раннего развития существует как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой задачей. Таким образом, раннее развитие это:
- физическая активность ребёнка
- специально созданная развивающая среда
- разнообразные игрушки : тактильные, звуковые, зрительные
- постоянные беседы, прогулки , рисование, чтение книг, музыка, экскурсии
- совместное творчество ребёнка и взрослого
- дать ребёнку возможность сделать самому
В основе подхода Марии Мантессори — постулат:
«Помоги мне это сделать самому!».
Педагог видела в каждом малыше личность — уникальную, жаждущую познания и самостоятельности. Ребенок знает, что ему нужно в данный момент. Задача взрослых — направить его, создать условия для обучения, предоставить ассортимент дидактического материала. Дитя само выберет, с чем ему играть и в каком направлении развиваться — взрослым остается не вмешиваться и наблюдать.
Монтессори-материалы привлекательны. Ребёнок легко постигает законы мира, стремиться сам разобраться во всём. Взрослый помогает ребёнку делать выводы и совершать свои открытия, а не преподносить всё в готовом виде. Так как пособий очень много, то они систематизированы по зонам развития.
Монтессори-среда эффективна при правильной организации пространства для занятий. Оно должно быть просторным, светлым, уютным и тихим. Мебель должна соответствовать росту деток — для свободного доступа к материалам, игрушкам.
Важную роль отводят зонированию помещения — выделяют 5 зон:
1. Сенсорная. Здесь развивают обоняние, осязание, слух и зрение. Ребята учатся различать и объединять предметы по разным признакам;
2. Математическая. Здесь развивают логическое мышление, учат выполнять математические действия. Ребята осваивают понятие количества, его связь с символами;
- Языковая. Здесь ребята учатся читать и писать;
4. «Космическая». Природные явления, окружающий мир, культура, история — обо всем этом ребята узнают в этой зоне;
5.Практическая. Тут дети получают навыки самообслуживания, ухода за собой.
Ребята сами решают, в какой зоне они хотят находиться в данный момент. Продолжительность занятий, материал, темп обучения — все это выбирают они сами. Задача взрослого — стимулировать интерес к занятию и направлять ребёнка.
Большое значение для создания развивающей среды имеют дидактические материалы и пособия. Для чего нужны эти материалы? Любой дидактический материал имеет две цели: прямую и косвенную. Ребёнок ставит перед собой прямую цель, играет цилиндрами. Косвенную цель ставит воспитатель: когда ребёнок собирает эти цилиндры, у него развивается восприятие цвета, развивается координация движений, концентрируется внимание, идёт подготовка к изучению математики.
Система Марии Мантессори включает в себя много дидактических пособий, по которым учится ребёнок. В 90% времени занятий ребята учатся по материалам — развивающим игрушкам, предметам быта. Их отличие от других игрушек — натуральные материалы: дерево, мех, ткани разных текстур.
Шнуровки, застежки, рамки-вкладыши, кубики, пирамидки, магнитная рыбалка, музыкальные инструменты, пазлы, сортеры, дощечки с цилиндрами, игры для тренировки мелкой моторики — разнообразие деревянных пособий детских по системе Монтессори огромно. Их расставляют согласно тематической зоне.
Пособия играют важную роль — обучение проходит в форме игры. У ребят это ведущий тип деятельности, им интересно — эффективность занятий возрастает.
Раннее развитие имеет много преимуществ.
- ребята учатся ответственности. В будущем сами выявляют и исправляют ошибки;
- малыши самостоятельны. С раннего возраста учатся навыкам самообслуживания — одеваться, умываться, чистить зубы, убирать за собой;
- организуют свое время — досуг, учебу, играют сами. В будущем управляют временем;
- успешно социализируются — адаптируются в любом коллективе, принимают и соблюдают правила. Перенимают и передают полученный опыт, помогают другим;
- развивают инициативность — стремятся к обучению, интересуются новым, задают вопросы, ищут ответы и варианты решений.
Основной целью системы воспитания Марии Монтессори — формирование свободной целостной личности. Свободный человек знает свои границы и уважает границы других людей.
Правила общения по методу Монтессори для детей
Они пригодятся ребятам и во взрослой жизни.
- Не мешай, если человек занят;
- Помоги младшему;
- Учитывай интересы других при выборе зоны для игры или учебы;
- Веди себя тихо — не мешай другим ребятам;
- Убирай за собой игрушки, пособия, вытирай поверхность после лепки, рисования;
- Игрушка занята — подожди своей очереди.
Монтессори-материалы привлекательны. Ребёнок легко постигает законы мира, стремиться сам разобраться во всём. Взрослый помогает ребёнку делать выводы и совершать свои открытия, а не преподносить всё в готовом виде. Сама Мария Мантессори называла свою педагогическую систему развития ребёнка в дидактически подготовленной среде. По мнению Мантессори, у ребёнка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Обучать это значит создавать развивающую среду, не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать. Дать возможность ребёнку самообучаться и саморазвиваться.
Кому не подойдет система образования Монтессори
Есть 2 мнения по этому поводу.
Первое — методика подходит всем детишкам, но не всем родителям. Например, авторитарные мамы и папы не дадут малышу много свободы. Узнали в истории себя? Пересмотрите свое отношение к воспитанию и взаимодействию с чадом: авторитарность подавляет маленького человека. Вам легче подстроиться, чем дитю.
Второе мнение — система Монтессори подходит не всем детям. И это так. Задумайтесь об альтернативных способах развития, если ваш ребенок:
- Творческая личность. У чада развито воображение, он выдумывает истории, фантазирует? На занятиях ему будет скучно. Попробуйте заниматься по методу Монтессори в домашних условиях: чередуйте игры, комбинируйте их, придумывайте свои вариации;
- Некоммуникабельный. Замкнутый, неуверенный в себе малыш может еще больше закрыться в себе. Ведь по методу Монтессори ребята занимаются самостоятельно, что не способствует развитию общительности. А маленький интроверт и вовсе станет букой;
- Непоседливый и неугомонный. Беспокойные, активные и неусидчивые малыши могут «не вписаться» в размеренную, тихую атмосферу класса. Ваш непоседа не сможет выполнить правило не мешать другим. Попробуйте внедрить метод Монтессори в домашних условиях. Вам будет проще подловить момент, когда чадо будет готово позаниматься;
- Имеет диагноз РАС, аутизм. Занимайтесь с осторожностью. В ходе занятий замкнутость и отстраненность могут усилиться. А вот заниматься по методу Монтессори в домашних условиях будет полезно: игры и упражнения требуют усидчивости, которых таким малышам не отнимать;
- Пропущен сенситивный период. Это ваш случай? Будьте готовы к бесполезности обучения по методу Монтессори. Попробовать можно. Уделите внимание личности педагога: он должен быть пассивным, координировать работу малыша и не вмешиваться в процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сергей и Екатерина Железновы. Методика раннего развития»
Работая с детьми младшего возраста перебрала очень много методик по развитию и воспитанию детей.Нечаянно столкнулась с замечательной методикой раннего развития (Железновы). Хочу поделиться с вам...
Методики раннего развития: обзор методов Монтессори, Домана, Лупан.
Раннее развитие детей сегодня достаточно модное увлечение родителей, малышей пытаются научить «читать раньше, чем ходить», осваивать несколько иностранных языков, не зная еще толком и родного, плавать...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ: ЧТО ВЫБРАТЬ.
Практически сразу после рождения ребенка многие родители подбирают ту или иную методику развития для него. Мы подготовили обзор некоторых современных методик развития, который поможет вам с выбором.Пр...
Методика раннего развития М. Монтессори
19 заповедей Марии Монтессори для родителей, которые нужно перечитывать хотя бы раз в год....
МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ
Ключевые слова: Ранее развитие,В статье представлен анализ методик раннего детского развитияКлючевые слова: раннее развитие, Доман, Шичида, Монтессори, Сеген, Кюизенер, Дьешен...
Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"
Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)
Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...